10.06.2023

Соборные послания

Соборные послания – это семь посланий, которые были написаны святыми апостолами. Автором одного из них является Иаков, два написал апостол Петр, три – Иоанн Богослов и одно – Иуда. Название «соборные» этим посланиям дали не сами авторы, а Церковь, так как обращены они не к отдельным лицам, а ко всем христианам. Они содержат в себе общие и основные вероучительные наставления, на основании которых и стоит строить свою жизнь в вере и христианском благочестии. так

Соборное послание святого апостола Иакова

Святой апостол Иаков – это старший сын Иосифа – Обручника Пресвятой Девы Марии. Первый епископ Иерусалимский, он заслужил большой авторитет и уважение среди иудеев за свою праведность и подвижническую жизнь. Христиане называли его «опорой народа», поэтому вполне естественно, что он мог обратиться к ним в своем соборном послании. Оно назначено «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», в том числе и к евреям. Поводом к написанию послания послужили гонения и огорчения, которые испытывали иудеи от своих неверующих братьев, в том числе язычников. Многие стали падать духом и колебаться в вере, роптать на Бога, так что соборное послание св апостола Иакова взяло на себя функцию нравственного врачевания.

Оно носит нравоучительный характер и поражает своей силой, возвышенностью, аскетической строгостью. Автор говорит в нем об искушениях, которые выпали на долю народа, но напоминает, что испытания закаляют веру, а терпение способствует нравственному совершенству. Он советует просить у Бога мудрости преодолеть испытание, молиться, но молиться с твердой верой. Именно такая вера может подать Божественную благодать душе человека. 

1 Соборное послание святого апостола Петра

Св апостол Петр в своем соборном послании обращается к уверовавшим иудеям, населявшим провинции Малой Азии. Впрочем, свое слово он адресует и к язычникам, входящим в состав христианских общин. Главный повод состоял в повелении Господа «утвердить братьев своих» (Лк. 22:32). При отсутствии св апостола Павла в общинах появились нестроения, а также лжеучителя, искажавшие учение Христа о христианской свободе. Петр преследовал цель ободрить, утешить христиан и утвердить их в вере. В первых двух главах своего послания он делает упор на величие и славу «преподанного нам спасения в Иисусе Христе», а после переходит к нравственным наставлениям.

Апостол напоминает, что отечество христианина находится не на земле, в мире духовном. И именно это – дарованное Богом «наследство нетленное» иудейский народ и ожидал от Мессии. Апостол обещает открытие спасения в «последнее время», а пока призывает немного потерпеть, поскорбеть. Он убеждает уповать на Божью милость и стремиться к святости жизни, подавая своей добродетельной жизнью пример всем язычникам. Он говорит о важности принесения Богу «духовных жертв», подавляя свои страсти и похоти. В своем соборном послании он подробно рассказывает, в чем должно выражаться царственное священство христиан, он учит их покорности «для Господа». Ведь христианская свобода – это свобода духовная, свобода от рабства греха. 

2 Соборное послание святого апостола Петра

Во втором соборном послании он также дает наставления, предупреждает, а также пророчествует о последних судьбах мира. Красной нитью его послания проходит мысль восхождения по духовной лествице к вершине христианского совершенствования. Апостол указывает на то, что к этой вершине приводят добродетели. «Воспряните от греховного сна!» – говорит автор в своем послании. Во второй главе он предрекает появление лжепророков и приводит устрашающие примеры для отвращения от них. Давая характеристику лжеучителям, апостол говорит, что они «идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших».

Совращающих людей еретиков он называет «безводными источниками», пустословами, обещающими мнимую свободу. Их речи – это лишь приманка, развращающая человечество. В конце главы своего соборного послания св апостол говорит о преступности этих еретиков, сравнивая их с псами, возвращающимися на свою блевотину. В третьей главе он упоминает «наглых ругателей», которые высмеивают факт ожидания христианами Второго пришествия Иисуса Христа. Он напоминает о страшном дне суда, который не настает только потому, что не иссякла еще любовь Господа ко всему человечеству, не иссякло Его долготерпение. Автор призывает хранить себя до этого дня неоскверненными и непорочными. 

1 Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Иоанн Богослов был любимым учеником Иисуса Христа, и апостол отвечает Ему взаимностью. Свое послание он написал после Евангелия в Ефесе, обращаясь к христианам малоазийских церквей. Первое послание носит увещательный и обличительный характер. Св апостол разъясняет условия и законы, на которых основано общение с Богом, и говорит о важности соблюдения заповедей, чтобы доказать истинную любовь человека к Богу и ближним. В своем соборном послании апостол напоминает, что христианская любовь основывается на высокой идее всеобщего искупления Христом и духовного единства всех людей во Христе. 

Он предупреждает, что препятствием к исполнению заповеди любви к Богу и ближним является любовь к миру и к тому, что в мире. Он призывает своих слушателей не привязываться к тленным и скоропреходящим благам, ведь не должно любить того, что «похоть плотская, похоть очес и гордость житейская». Как и св апостол Петр, Иоанн Богослов в своем соборном послании также напоминает о наступлении последней эпохи домостроительства Божия, которая закончится вторым пришествием Христа и кончиной мира. Он предрекает появление предтечей антихриста, носителей духа его. Узнать их можно, говорит автор, об искажении понятия об Иисусе Христе. Чтобы сохранить единство с Сыном и Отцом, нужно крепко держаться исповедания веры.

2 Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Второе соборное послание Иоанна Богослова, как и третье, в Древней Церкви принималось не всеми, то есть не все признавали его подлинным. Достоверных сведений о первоначальном назначении второго соборного послания нет. Оно состоит только из одной главы, в которой он обращается к женщине-христианке, называя ее «избранной госпожой». Автор много говорит о семье, детях, радуясь, что они «ходят в истине». Ее – истину апостол называет постоянно пребывающим началом духовной жизни всех христиан. Иоанн призывает женщину, чтобы она вместе с детьми все больше утверждалась в любви, которая является основной христианской заповедью. 

Во второй половине послания он предостерегает от опасного влияния «обольстителей», которые не исповедуют Иисуса Христа, отвергая тайну воплощения Сына Божьего. Он запрещает принимать их в доме, вступать с ними в дружбу и даже просто заговаривать, чтобы не заразиться лжеучениями. Поражает необычная строгость апостола в отношении таких людей, ведь обычно ученики Иисуса Христа призывали не отказываться от общения и контактов с инославными. В заключение апостол выражает надежду на скорую встречу с этой женщиной. 

3 Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова



В третьем послании апостол обращается к некому Гаию, личность которого не установлена. Из Предания Церкви известно, что это имя носили несколько мужчин, так что нельзя точно сказать, к кому конкретно обращается автор. Это послание также было написано в Ефесе в то же самое время, что и второе послание. В нем апостол хвалит Гаию за то, что он «ходит в истине» и привечает у себя «странников», приходящих из далеких мест. Под странниками понимались странствующие проповедники учения Иисуса Христа. 

До апостола дошли сведения о гостеприимстве мужчины, и он выражает радость по этому поводу, желая ему «преуспевать во всем». Далее апостол осуждает некого Диотрефа – человека, который не принимал христиан, был гордым, честолюбивым и своевольным. Апостол сетует, что у него нет братской любви к странникам, и призывает Гаия не брать пример с таких людей, а творить добрые дела, снабжая странствующих проповедников всем необходимым в дорогу и провожая с миром. Все дело в том, что эти странники ничего не брали у язычников, а потому могли рассчитывать только на материальную поддержку христиан. Гаия был одним из тех, к кому могли обратиться за помощью такие путешественники. В конце своего соборного послания апостол Иоанн Богослов хвалит некого Димитрия, который, по преданию, был епископом Филадельфийским. 

Соборное послание святого апостола Иуды

Еще один сын Иосифа – Обручника Пресвятой Девы Марии. То есть это брат св апостола Иакова. Поводом для написания послания была пасторская ревность апостола «об общем спасении душ», ну и борьба его брата против лжеучений также не могла оставить его в стороне. Послание св Иуды относится ко всем христианам, хотя изначально он обращался к узкому кругу лиц, которые прельстились лжеучителями. Состоит это соборное послание всего из одной главы, которая полностью посвящена обличению лжеучителей. 

С самого начала он старается увещевать христиан «подвизаться за веру» и не слушать учителей, отвергающих единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Апостол предупреждает их о каре Божией, напоминая примеры Божественного суда над Содомом и Гоморрой, израильтянами, выведенными из Египта, и падшими ангелами. Он напоминает, что такая участь может постигнуть и тех, кто отвергает авторитет духовных властей – святых апостолов и их ставленников – епископов и пресвитеров. Св Иуда не стесняется в выражениях, когда характеризует этих лжеучителей, называя их то «бессловесными животными», то сравнивая их с Каином, Валаамом, Кореем и др. 

В своем соборном послании св Иуда упоминает о пророчестве Еноха, известном лишь из предания, и говорит о том, что грядет Суд Божий над нечестивцами, связывая это с распутством потомков Каина. В конце своего соборного послания он призывает христиан хранить себя в любви Божией и не увлекаться лжеучениями, с опаской относясь к тем, кто их проповедует. Заканчивается послание воздаянием хвалы Богу.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram