Соборное служение
Служение литургии одним священником отличается от такового при служении несколькими иереями, а тем более, если участие в ней принимает и дьякон. Об особенностях соборного служения и расскажет сайт Елицы. Непосредственно перед началом службы священнослужителям надлежит всем вместе прочитать входные молитвы, для чего они должны выйти из алтаря на солею после обязательного целования святого престола. Важное отступление – при целовании они обязаны снять камилавку. Встав в ряд перед царскими вратами с предстоятелем посередине, они начинают творить обычное начало с крестным знамением и поясными поклонами. Трижды читается «Боже, очисти мя, грешнаго». Священники осеняют себя крестным знамением и кланяются в пояс после каждого возглашения. С благословения владыки диакон читает «Царю Небесный», Трисвятое по Отче наш, и далее по чину. До начала чтения тропаря «Пречистому Твоему Образу» надлежит снять камилавки и приложиться к иконе Спасителя. К иконе Божьем Матери священнослужители прикладываются при чтении тропаря: «Милосердия сущи источник». После прикладывания диаконов наступает черед тайного чтения «Господи, ниспосли руку Твою…», затем следует череда поклонов, причем стоящие справа кланяются стоящим слева, а настоятель кладет поклоны направо и налево. После поклона прихожанам они входят в алтарь, целуя икону Архангела на алтарной двери. После целования престола священнослужители начинают облачаться. Совершает ее младший или чередной священник. По ее окончанию на 6-м часе диакон выходит на полное каждение всего храма, а если его нет, то эту функцию выполняет священник, который совершал проскомидию. Священнослужители становятся каждый на свое место возле престола. Диаконы занимают места по правую и левую стороны от предстоятеля напротив передних углов престола. Предстоятель, стоящий перед ним, начинает читать: «Боже, очисти мя грешнаго», после «Царю Небесный» и другие, каждый раз совершая крестное знамение и поясной поклон. Единственное отличие – священнослужители не воздевают рук, это делает только настоятель. Он же читает молитвы вслух, а все остальные – тайно. После принятия от предстоятеля благословения на литургию, диаконы приступают к службе. На малом входе после совершения двух поясных поклонов при пении «Во Царствии Твоем..» предстоятель целует Священное Писание на престоле и передает его диакону. Далее, после совершения крестного знамения и поясного поклона священники целуют престол и, выстроившись за диаконом по старшинству, пересекают горнее место и выходят через северные врата на солею, занимая свои места. Входные молитвы они совершают тайно, не прерывая пения. Затем диакон подносит предстоятелю Евангелие для целования, а после слов «Премудрости, прости», он полагает Священное Писание на престол. После целования образов – Спасителя или Божьей Матери священники входят в алтарь, а за ними и предстоятель. Все они кланяются престолу и целуют его. Далее поются тропари и кондаки, а на пении Трисвятого предстоятель тихо читает: «Святый Боже, Святый Крепкий…», отходит на горнее место, встав с южной стороны и повернувшись лицом на запад. После целования престола к горнему месту отправляются и другие священники. Возглас: «Мир всем» предваряют поклоны предстоятеля направо и налево, а затем читается Апостол, после которого второй священник кланяется предстоятелю, возвращается к престолу и отдает Евангелие диакону. Далее священники занимают свои места, предстоятель берет Евангелие из рук диакона и отдает его второму священнослужителю, который устанавливает его на престоле. На словах прошения о патриархе предстоятель разворачивает илитон и антиминс, оставляя неразвернутой лишь верхнюю половину антиминса. Открывают ее на словах: «Открыет им Евангелие правды» с обязательным наложением крестного знамения и поклонами сначала престолу, а затем предстоятелю. Он же произносит возглас на сугубой ектении. Воздевая руки, предстоятель произносит вслух: «Иже Херувимы…», а остальные священнослужители молятся про себя. При совершении великого входа первым идет диакон, за ним предстоятель с потиром, а все остальные священники выходят через северные двери по старшинству, выстраиваясь в ряд на амвоне лицом к прихожанам. Диакон поминает Святейшего Патриарха, предстоятель – господина преосвященнейшаго, а второй священник или предстоятель заключает: «Вас и всех православных христиан». Возглас на солее сменяет полугласное: «Священство, диаконство ваше да помянет…». Эти слова произносит предстоятель и входит в алтарь. Диакон и остальные священнослужители отвечают ему полугласно: «Священство (протоиерейство) твое да помянет Господь Бог…». Перед пением «Символа веры» священнослужители вместе с предстоятелем про себя читают: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя…», совершают поклоны престолу, целуют дискос и потир через покров, после край престола перед собой, а затем друг друга в оба плеча и правую руку со словами: «Христос посреде нас», «И есть, и будет». Поцелуй в «рамена» или плечи имеет определенное значение. Это значит, что они в равной степени подлежат игу Христову и носят Его ярем на своих раменах. Если в литургии принимает участие два и более диакона, то им надлежит сначала поцеловать свой орарь в месте с изображением креста, а уже потом поцеловать друг друга в рамена с теми же словами, которые говорят друг другу священники. При словах: «Двери, двери», предстоятель снимает воздух со Святых Даров и вместе с остальными священниками начинает колебать его вверх-вниз, что олицетворяет осенение благодатью Святого Духа, который освящает Святые Тайны. Все возгласы иереев надлежит произносить предстоятелю. На евхаристическом каноне предстоятель благословляет народ рукой со словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…». На последующих возгласах: «Горе имеим сердца» он поворачивается лицом к престолу. Остальные священнослужители читают молитвы про себя до слов: «Приимите, ядите». Предстоятель молится вслух, а все остальные – тихо, но делают они это все вместе, как будто одними устами. Далее возносятся Святые Дары, но креста чашей предстоятель над антиминсом не творит. На «Изрядно» осуществляется каждение Святых Даров. Перед совершением таинства предстоятель вместе со священнослужителями читает молитву: «Боже, очисти мя грешнаго». Творит он ее трижды, делая три поясных поклона, а после «Ослаби, остави» все вместе совершают земной поклон. Предстоятель просит благословения и прощения у сослужащих, они в ответ кланяются ему. Далее он просит прощения у прихожан и со словами: «Се прихожду к Бессмертному Царю…» делает второй земной поклон, целует край престола и кладет Пречистое Тело Христово на ладонь правой руки со словами соответствующей молитвы. В это время священники стоят на правой стороне, но переходят на левую и выстраиваются по старшинству, чтобы принять Пречистое Тело по тому же чину, по которому это делал предстоятель. Второй священник после поклона и поцелуя престола берет частицу, целуется с предстоятелем в правое плечо и становится рядом с ним с правой стороны, преодолев горнее место по левой стороне престола. Те из священнослужителей, которые готовятся принять Пречистое Тело, отступают с левой стороны от престола, чтобы мимо смогли пройти те, кто уже принял в свои руки Пречистое Тело. Когда все священнослужители пройдут по горнему месту и встанут друг за другом, приняв в свои руки Пречистое Тело, предстоятель встает на свое место перед престолом и тихогласно, чтобы услышали сослужащие, произносит молитву: «Верую, Господи, и исповедую…». По ее окончании священники причащаются Святого Тела вместе с предстоятелем. Затем наступает черед причащения Святой Крови с призывом диаконов преподать им Пречистое Тело по чину, который указан в Служебнике. Сначала подходит старший диакон и после поклона и поцелуя престола целует руку предстоятеля, которая подает Причастие. После целует плечо, принимает частицу со словами: «И есть, и будет», отступает по левой стороне, заняв место возле младшего священника. Далее этот же ритуал повторяется для всех остальных. Предстоятель отступает к жертвеннику. Как только он причастится Святой Крови, к чаше с правой стороны престола один за другим по старшинству подходят остальные священнослужители, совершают поясной поклон и с молитвой причащаются. После них причащаются диаконы, получая причастие из рук младшего священника. Теплоту и антидор принимают все, кроме тех священников, которые планируют потреблять Святые Дары после службы. Заняв место в царских вратах, предстоятель восклицает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», а после исполняет чашей крест. Делается это в воспоминание события, связанного с последним благословением апостолов Иисусом Христом. Он сделал это на Елеонской горе перед тем, как вознестись на небо. На ектении «Прости приимше» предстоятель приступает к складыванию антиминса, поцеловав его и губу. Священники вручают ему Святое Евангелие, чтобы он сотворил им крест над антиминсом во время возгласа: «Яко ты еси освящение наше». После он целует Священное Писание и полагает его на антиминс. К чтению заамвонной молитвы приступает самый младший священник. Перед тем, как выйти, он осеняет себя крестным знамением, целует престол и кладет поклон предстоятелю. Повторяет эти действия при возвращении в алтарь по окончанию прочтения молитвы. Если после «Буди имя Господне» предстоятель берет слово, то все священники выходят на солею, чтобы послушать его речь. Все священники покидают алтарь и выходят на солею. Предстоятель совершает отпуст с крестом в руке, к которому подходят все священнослужители, а после возвращаются в алтарь, произносят благодарственные молитвы и разоблачаются. Если служба совершается без диакона, то каждение при чтении Апостола осуществляет предстоятель, либо младший священник. Он же выносит Священное Писание при малом входе и читает его. Он также выходит с кадилом во время Херувимской песни. На великом входе предстоятель выносит чашу и дискос, а идущие за ним сослужащие несут крест, лжицу и копие.Перед литургией
Проскомидия
Начало литургии
Малый вход
Сугубая ектения
Херувимская песнь
Символ веры
После Херувимской песни и великого входа
Причащение
Окончание литургии
Отпуст