19.07.2022

Собор церковный

Церковный собор или синод – это собрания, на которых присутствуют представители Церкви разной степени священства, собирающиеся для решения самых разных вопросов, касающихся богопознания и богопочитания. В разное время церковные соборы решали самые разные проблемы, что оказывало существенное влияние на жизнь Церкви

История созыва

Сам термин «собор» переводится как «путь, по которому вместе достигают одной цели». На заре христианства термином «собор» называли любое церковное собрание, но уже с III века его применяют по отношению к заседаниям епископов, хотя принимать участие в них могли не только представители этого священноначалия. Обычай собираться для обсуждения важных церковных вопросов заложили еще первые ученики Иисуса Христа апостолы, вот почему первый из известных соборов так и назывался – Апостольский. Хотя, по сути, они собирались вместе постоянно, ведь в первое время после распятия их Учителя вопросов в области богопознания и богопочитания, требующих решения, было более, чем достаточно. 

Самый главный принцип, по которому принимались все соборные постановления звучит так: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). То есть все решения, формулировки и утверждения выносились не по старшинству, опыту или знаниям, а в строгом согласии со Священным Преданием и Писанием Церкви по Промыслу Божию при содействии Святого Духа. К IV веку собрание епископов стало привычным способом церковного управления.

Виды соборов

Различают два вида соборов: вселенские и поместные. Первые требовали присутствия представителей всех Церквей и епархий, так как затрагивали вопросы, касавшиеся всех. На них решались вероучительные и дисциплинарные проблемы, а потому на них созывали пастырей и учителей со всей Вселенной. На поместных соборах решались незначительные, частные вопросы силами пастырей поместных Церквей. Как правило, на них собирались священнослужители из какой-то одной местности, находящейся в юрисдикции собора. То есть находясь в строе поместных Церквей соборы или синоды как церковные учреждения могут самостоятельно решать насущные вопросы и дела, не выпадая, однако, из общего вероучения, строя и дисциплины.

Да, в разных странах мира, областях, городах и даже районах могут действовать свои правила и законы, но при этом сохраняется коллегиальность и приверженность законодательству Вселенской Церкви первых 9 веков христианства, то есть эпохи Вселенских соборов. Соборы могут называться по городам, народностям, названиям стран и даже продолжительности. К примеру, в Древней Руси были распространены временные соборы, носившие названия по городам – киевские, московские и др. В XVII веке появились великие соборы. При Петре I временные соборы заменил «освященный собор» постоянный, а в 1721 году появился священный правящий синод, наделенный полномочиями патриарха. 

Вселенские соборы

Участниками вселенских соборов были главы поместных Церквей или их официальные представители, а также епископат, который представлял свои епархии. Все решения канонического и догматического характера должны обязательно быть признаны всей Церковью. Чтобы присвоить собору статус «вселенский», требовалась рецепция, то он должен был пройти проверку временем, а его постановления должны были принять все поместные Церкви. Были случаи, когда под давлением влиятельного епископа или правящего в то время императора собор принимал решения, идущие вразрез с евангельской истиной и церковным Преданием, но со временем они аннулировались Церковью.

Всего в истории христианства насчитывается 7 вселенских соборов. Что же касается поместных, то их было гораздо больше, просто вести их учет в рамках Вселенской церкви довольно проблематично. Однако, это вовсе не означает, что правила поместных соборов не принимаются в других Церквях. Если они выражают общецерковное правосознание, то нередко принимаются другими Церквями – армянской, римско-католической, эфиопской и признаются источниками права и истины. Во всех православных поместных Церквах такой авторитет имеют правила следующих поместных соборов:

  • анкирский 314;

  • неокесарийский 315;

  • карфагенский 318;

  • гангрский ок. 340–376;

  • антиохийский 341;

  • сардикийский 347;

  • лаодикийский 364;

  • константинопольский 394, 864 и 879 гг.

Историческое значение местных соборов в формировании церковного права оценивается по той степени, с которой они влияют на церковную жизнь. Что касается вселенского собора, то вопрос о собрании нового, восьмого собора остается открытым. Пока в этом не было необходимости, но не исключено, что она когда-нибудь появится.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram