15.10.2020

Смирение истинное и ложное

Смирение – одна из главных добродетелей в жизни христианина, противопоставляемая гордости. Господь завещал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И вот уже два тысячелетия люди пытаются достигнуть смирения, нередко вместо истинного впадая в ложное смирение. А чем они отличаются друг от друга? 

Что такое смирение?

Зачастую даже истинные христиане неправильно понимают суть этой добродетели, а что уже говорить от далеких от православной Церкви людях. Смирение представляется для них самых уничижительным и унизительным, порой даже издевательским качеством. Смиренный человек в их понимании – это безвольный слабак, не способный на настоящий поступок. Но что же действительно скрывается под этим обросшим налетом самых разных стереотипов и мифов понятием?

Сам термин «смирение» имеет в своей основе слово «мир». И вот становится уже более понятным, в чем истинный смысл смирения – это достижение мира в душе. А в христианском контексте это пребывание в мире с Богом, собой и другими людьми. Вот как можно разобрать эти три составляющие более подробно:

Смирение по отношению к Богу. Оно заключается в видении своих грехов. Когда человек начинает видеть свои грехи, то он подчиняет свою волю Божьей воле. Только при таких условиях возможно вселение в душу Божественной благодати. Воцарение в душе смирения возможно лишь тогда, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4:19).

Смирение по отношению к другим людям. Когда человек по-настоящему смиряется, он перестает гневаться и раздражаться на других людей, потому как невозможно осуждать тех, кто ничем не отличается от тебя, имеет точно такую же, падшую греховную природу. 

Смирение по отношению к самому себе. Пожалуй, одна из самых сложных для понимания составляющих, которая при неправильной интерпретации и порождает ложное смирение. У некоторых оно переходит в самоуничижение и самогнобление, не имея ничего общего с миром в душе. 

Гордыня

В Евангельском учении смирению противопоставляется гордыня – прародительница всех грехов. Ею заразился денница в Царствии Божьем, возомнив себя выше Бога, ею же был поражен Адам (не без помощи того же искусителя), пожелав стать как бог. На каждом человек лежит печать этого греха, а в современную эру потребления она приобрела прямо таки гипертрофированные формы. Каждый мнит себя исключительным и самым-самым. Людям внушают, что «они этого достойны», что надо стремиться во всем и всегда быть лучшим, первым. Завышенная самооценка и непомерные амбиции искажают восприятие себя и окружающей действительности. Человек летит, не чуя под собой ног.

А еще гордого человека можно сравнить с пьяным. Он пребывает в эйфории, думая, что ему «море по колено». Адекватно оценить себя, посмотреть на себя со стороны он не может, а все из-за отсутствия смирения, что порождает этакую духовную «эйфорию», когда человек мнит себя самым лучшим, исключительным и неповторимым. Так вот смирение – это горькая пилюля, антидот, под действием которого человек «трезвеет» и наконец получает возможность видеть себя и свои недостатки. Именно смирение дает возможность адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Но если с первыми двумя аспектами проблем не возникает, то с последним сложнее. Увы, в православии есть немало примеров и печальных историй псевдосмирения, за которыми стоят поломанные судьбы и лакированная лоском самоуничижения гордыня.

Досмиряться до изнеможения

Когда человек приходит к вере и начинает читать святоотеческую литературу, принимать участие в Таинствах Церкви, то вполне естественно, что он стремится избавиться от существующих у него грехов и страстей, заменив их противоположными добродетелями. Именно к этому призывает нас Христос, именно к этому сподвигают святые подвижники, всей своей жизнью показывая и доказывая, как надо смиряться и спасаться. 

Если есть ориентир, то будет и движение к нему. Однако на пути к желаемой святости человек сталкивается с серьезными душевными и психологическими проблемами. Собственные грехи и страсти так просто уходить и искореняться не собираются. Мысли о собственной христианской несостоятельности настолько обескураживают человека, что лишают его точки опоры. «Как же так?» – думает он. «Я же полномочный представитель Церкви Христовой. Я же «светильник», который должен сиять, нести свет, тепло и любовь, но вместо этого я несу разруху, боль, обиды. Я недостоин носить звание «христианина»». 

Все дело в том, что в любом своем срыве, любом проявлении греха и страсти он видит ущерб, который он якобы наносит авторитету христианства. Простая человеческая немощь вырастает до глобальных масштабов, будучи спроецированной на огромность и величие Церкви. Довольно трудно сохранить уважение к себе, когда ты снова и снова падаешь лицом в одну и ту же грязь. Это приводит человека к серьезным душевным терзаниям, мукам, которым не видно конца. А причина кроется в том, что современному человеку, пораженному страстью гордыни, очень трудно признать свою слабость и несостоятельность в чем бы то ни было.

Способность спокойно, без истерики разобраться в причинах своей неудачи, не драматизируя ее и не теряя уважения к себе – искусство, подвластное не всем. Большинство пасует перед трудностями и стремится выйти из сложившейся жизненной ситуации. Например, постоянные ссоры с коллегами рождают желание сменить работу, а конфликт с соседом поселяет мысль сменить жилье. Человек хочет таким образом как бы «обнулить счетчик», начать все с чистого листа уже в другом месте. Но с высокой долей вероятности в другом месте тоже будут ошибки и неудачи. Как говорят, «от себя не убежишь». Может быть имеет смысл внимательно разобраться, что является причиной желания уйти из травмирующей ситуации – объективные условия, которые нельзя изменить, или стыд за собственное несовершенство, ставшее очевидным для окружающих и себя самого?

Такой страх присущ очень и очень многим людям. Каждый что-то мнит о себе и своей личности, у каждого складывается некое представление о себе. Как правило, этот образ в той или иной степени идеализирован. Мы склонны думать о себе лучше, чем есть на самом деле и это нормальное свойство психики. Таким образом прокладывается дорога для дальнейшего роста и развития. Однако есть риск залюбоваться этим образом и начать отождествлять себя с этим фантомом. А при столкновении со своими настоящими качествами возникают боль и разочарование, что «я все-таки не дотягиваю до созданного идеала».

Если у мирских людей это находит отражение в отношении к своей внешности, работе, личной жизни, то верующий человек идеализирует свой образ по таким направлениям, как кротость, смирение, благочестие, милосердие, доброта. То есть по тем качествам, из которых и складывается облик настоящего христианина. Придя к вере и познакомившись с ее основными постулатами и критериями правильной жизни, человек как новые одежки начинает примерять их на себя. И с радостным удивлением констатирует, что многие из них пришлись впору: вот уже и причиненные обиды забываются, и помощь друзьям с удовольствием оказывается, милостыня нищему подается с чувством глубокого удовлетворения и вообще, даже враги стали в чем-то ближе и роднее. 

Так происходит формирование идеализированного мысленного образа у новоначального человека, а потом… А потом он снова и снова снимает с себя слой за слоем эти миловидные обманки, как шелуху с луковицы. В результате приходят боль и разочарование, что все это время человек просто обманывал себя, что все эти совершенства были лишь плодом воображения, как говорят «притянутыми за уши» посредством обычного фантазирования. 

В чем смысл?

Христианин не понимает, в чем же тогда смысл, зачем это все, если не получается добиться даже мало-мальски положительного результата. Святые отцы говорят, что в этом растянутом по времени осознании собственных грехов есть большая выгода для человека. Если бы он увидел всю свою греховность сразу, то просто сошел бы с ума от ужаса. Даже одна единственная страсть, обнаруживаемая в себе, как вскрытый гнойник или язва причиняет невыразимые мучения. Поэтому Господь действует предельно осторожно и аккуратно, постепенно, раз за разом открывая перед человеком картину его духовной болезни, его духовного несовершенства.

И каждый раз встреча со своими грехами больно царапает сердце, но это верный признак того, что именно над этим недугом стоит сейчас вдумчиво и обстоятельно поработать. Преподобный Паисий Святогорец говорил:

«Когда человек понимает, что его борют страсти, он смиряется. А где смирение – туда приходит Благодать Божия».

«Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек. Мы познаем себя и стараемся исправиться. Это показывает нам правильный путь и освобождает от иллюзий. Я радуюсь, когда проявляется какая-нибудь моя слабость, когда вылезают наружу страсти. Если бы страсти не проявлялись, я бы думал, что достиг святости, в то время как семена страстей тайно жили бы в моем сердце. Так и ты, когда разгневаешься и впадешь в осуждение, понятно, что расстроишься, но ведь и для радости есть повод – проявилась твоя слабость, а значит, ты будешь бороться, чтобы от нее избавиться».

Ложное смирение

Свое стремление выйти из травмирующей ситуации человек может мотивировать любовью к ближним, которых он вводит в соблазн, заботой о репутации Церкви, которую он порочит своим поведением, а также смирением, самоуничижением, поиском духовной пользы. На первый взгляд эти намерения искренние и вполне обоснованные, но сквозь них незаметно сочится тонкий яд гордыни, вызывающий недовольство собой-реальным в угоде себе-придуманному. Речь здесь идет о таком проявлении гордыни, как «мнение о собственном смирении». Эта страсть истязает человека мыслью, что он недостаточно хороший христианин, что он неисправимый грешник и одновременно внушать, что такие терзания и есть признак истинного смирения.

Вот как писал об этом святитель Игнатий:

«Мнение смирения – ужаснейший вид гордости. С трудом изгоняется гордость, когда человек и признает ее гордостью. Но как он изгонит ее, когда она кажется ему его смирением? Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить это, громко проповедовать. Жестоко насмехается над нами ложь, когда, обманутые ею, мы признаем ее за истину».

Поэтому в тяжелых жизненных ситуациях, когда возникают проблемы на работе, ссоры с соседями, недопонимание в семье, прежде чем увольняться, переезжать или разводиться, необходимо внимательно исследовать свое сердце и посмотреть, не движет ли им гордыня? Эта страсть причиняет человеку страшные страдания, заставляя его принимать решения, противные как его собственным интересам, так и воле Божьей. Такое ложное смирение может всю душу вымотать до полного изнеможения. Но как раз эта самая измученность и является маркером того, что в человеке действует не смирение, а ловко замаскированная гордыня.

Настоящее смирение, по словам святителя Игнатия «… надеется на Бога, не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно». Если отсутствуют в человеке прямота и твердость, то отсутствует и смирение. Зато с избытком чрезмерного упования на себя, откуда проистекает завышенное требование к собственной добродетели. В своем ложном смирении человек соединяется с благочестивым образом, созданном в своем воображении. А себя реального человек все время критикует и в конце концов не выдерживает этой духовной борьбы, «падает» в изнеможении, отказываясь тащить этот груз собственного несовершенства дальше.

Что же делать, и как стяжать истинное смирение?

Преподобная Арсения (Сребрякова), игуменья женской монашеской обители в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре говорит так:

«… нужно жить по заповедям Христовым, нужно просить в молитве Его помощи, нужно смиряться в своих уклонениях, нужно подклоняться под свою немощь и не негодовать на себя за нее. Ведь не силен ее победить в себе, зачем же требовать от себя того, что может дать Один Господь, зачем же скорбеть на себя, что не стал выше себя. В таком требовании от себя духовного преуспеяния сказывается наша гордость. Будем всего ожидать от Единого Господа и глубоко смиряться в своих немощах и греховности».

Святые отцы говорят, что истинное смиренномудрие – это духовный разум. Оно – дар Божий и действие Божественной благодати в уме и сердце человека. Но в своем стремлении к Богу человек сам уклоняется от Него, льстя самому себе, ища лести от мира, всецело устремляясь к земным благам и наслаждениям, забывая о вечности и о Боге. Да, каждый человек несовершенный. Таковыми были только святые, но и о них преподобный Макарий Египетский говорил, что «… самый чистый и совершенный человек имеет в себе нечто гордое».

Только ложное смирение видит себя смиренным и утешается этим, а настоящее смирение не видит себя смиренным. Напротив, оно видит только свою гордость. Именно ее оно ищет в своих мыслях и поступках, а найдя, убеждается, что искать еще очень много. Благодатное смирение невидимо, как невидим – податель его Бог. Его скрывает молчание, простота, непринужденность, искренность, свобода. Смирение Христово облечено в хитон и ризу (Ин. 19:24). Вот как говорит об этом преподобный Авва Дорофей:

«Смирение облечено в одежду самую безыскуственную: покровенное этою одеждою оно не узнается и не примечается человеками. Смирение – залог в сердце, святое, безыменное сердечное свойство, Божественный навык, рождающийся неприметным образом в душе, от исполнения евангельских заповедей».

Каждому из нас, желающему стяжать смирение, необходимо стараться исполнять Евангельские заповеди, молиться, трудиться, прося у Господа помощи и заступления. По мере исполнения Евангельских заповедей в сердце будет вселяться и усваиваться ему святое смирение, то есть все те свойства, которые присущи Господу нашему Иисусу Христу. Святые отцы говорят, что «смирение «никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится, ведь разве можно бояться скорбей тем, кто заблаговременно признал себя достойным всякой скорби?»

Ведь скорби для верующего – это средство его спасения. У смиренного человека нет врагов, он не способен на злобу и ненависть, потому что в каждом, кто причиняет ему обиду, видит оружие правосудия, промысел Божий. Но это возможно только в том случае, если всецело предать себя воле Божией, если положиться на нее, непрестанно ища помощи Господа в молитве. Обычно человеку труднее всего дается именно это – положиться на волю Господа. Ему кажется, что он лучше знает, что для него полезнее. Вот почему православие для некоторых становится лишь средством для достижения своих целей, этаким язычеством, где можно с помощью свечки или записки выпросить желаемое.

Но Бог – это не Дед Мороз с мешком подарков, который раздает их послушным детям, а капризным не дает ничего. Он просит: «Сыне, даждь ми сердце твое…», а мы откупаемся от него свечками да записками, а потом еще и ропщем: «Как это ты, Господи, не внял моим молитвам, ведь я так просил, так желал!» Но Господу нужны не они. Он жаждет движения нашего сердца к Нему как акта любви и отдачи, Он ждет поступка, мысли, слова, в которых проявилась бы любовь. Вот что для Него настоящий подарок. А мы упиваемся своим несовершенством, а мы плачем, стонем, бьемся в истерике. Господь, как любящий отец давно нас просил, он хочет обнять нас, прижать к себе, успокоить, а мы как те капризные дети говорим: «Нет, подожди, дай мне еще немножечко поубиваться, попечалиться, ведь я такой грешный, такой плохой, нет мне прощения».

Это театрализованное представление можно продолжать до бесконечности, до конца жизни, но что потом? Будем упорно истерить и на Страшном Суде, обвиняя Господа, что не дал возможности измениться, что-то сделать, переосмыслить, понять? Но если ты отдаешь Богу сердце, значит твой путь правильный, несмотря на любые ошибки, огрехи, падения. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Верующий человек на пути к Богу обязательно наломает дров, ведь порой и праведники были в таких конфликтах сами с собой и друг с другом, что нам, простым смертным, и не снилось. Но Господь принимал их сердце. Оно для Него важнее, чем любые несовершенства. 

Святое Евангелие возвещает: 

«Аще кто хощет по Мне ити да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мфы. 16:24).

Так что возьмем каждый свой крест и пойдем за Господом, ведь Он ждет, Он предстоит пред каждым из нас, Он стучит в закрытую дверь в надежде, что ее откроют. Помоги же, Господи, нашему неверию. Помоги поверить в Твою любовь, и ответить взаимностью!


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram