Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?
Вы можете подать записку о близких людях на праздничную литургию в день Светлого Христова Воскресения на Святую Землю:
День скорби, без которой не быть радости
События Великой Пятницы начинаются в предшествующую ночь, когда Христос с ближайшими учениками молился в Гефсиманском саду. Именно туда предатель Иуда привёл вооружённых слуг первосвященника, чтобы схватить Богочеловека. С этого момента начинается страшный путь Христа на Голгофу, полный внешнего позора, страданий и боли и закончившийся смертью Искупителя.
Об этом мы слышим из «Двенадцати страстных Евангелий», читаемых за богослужениями этого дня. Эти чтения составлены из повествований о Страстях Христовых каждого из четверых евангелистов. Поэтому дают нам наиболее полное представление о великом подвиге Спасителя ради любви к нам. Чтения каждого из 12-ти Евангелий завершаются особыми страстными антифонами, посвящёнными страданиям Христа.
Фарисеи на суде у первосвященника Каиафы смеялись над Спасителем, били и плевали на него. Затем, уже во дворце Пилата, Христос был поруган римскими легионерами, которые одели его в «царские» одежды, а затем подвергли бичеванию. Распятому на кресте Богочеловеку довелось не только испытывать боль от ужасных ран в запястьях и стопах и постепенного удушения собственным весом. Он страдал и оттого, что Его мать, Пречистая Мария, была вынуждена смотреть на гибель собственного сына.
Великая Пятница – это самый ужасный день для каждого христианина. День кажущегося торжества хамства, злобы и страстей человеческих над самим Богом. Но это торжество только и именно кажущееся. Совсем скоро, в воскресении Господь победит смерть, в любви – изгладит предательство и трусость учеников. В жребии богоизбранности распространит своё благоволение с еврейского народа на «народ Христов» – всех людей мира, становящихся Его последователями.
Бог не забывает никого
По одному из преданий, Адам и Ева некогда были похоронены именно под тем местом, которое впоследствии назвали Голгофой. И кровь послушного Агнца Божия, Нового Адама, пала на землю и сквозь неё достигла костей праотца и праматери, омыв их и разрешив от совершённого ими в Раю греха противления воле Божией. А после смерти Господь сошёл во Ад и открыл Себя всем ранее жившим на земле людям – еврейским праведникам и язычникам.
Таким образом, ни один человек на Земле не остался без проповеди Евангелия или знания Мессии, о чём говорит в своём послании апостол Пётр:
«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4:6).
По милосердию Божию даже души умерших язычников получили возможность услышать о Христе и Пресвятой Троице.
И все праведники Ветхого Завета, до этого ожидавшие Искупителя в Аду, а также уверовавшие в него люди из других племён, были изведены Спасителем из Ада в Царствие Небесное.
Последние из 12-ти Евангелий посвящены описанию снятия Спасителя с креста, когда верностью оставшихся учеников Христовых побеждается неблагодарность еврейского народа. С риском для жизни и репутации, Никодим, Иосиф Аримафейский и другие ближние Спасителя сняли со креста Его пречистое тело и с почестями погребли в высеченной в скале могиле.
А пребывающим в это время на Земле неблагодарным иудеям, которые только что распинали своего Творца, было дано ещё несколько последних знамений для покаяния:
«И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим (Мф. 27:51-53).
Богословие Воскресения Христова
Уже в Великую Пятницу Господь одновременно пребывал во гробе, сходил с проповедью во Ад, занимал свой божественный престол и вводил в Царствие Небесное первого раскаявшегося грешника. Церковь хорошо показывает нам начало спасения словами тропаря: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный».
После своей победы над Адом и смертью Спаситель восстаёт из мёртвых в уже преображённой, восстановленной благодатью человеческой природе. В природе, данной праотцам в Раю. О чём нам говорят Его явления ученикам, когда Он проходил сквозь запертые двери, внезапно исчезал в одном месте пространства и являлся в другом, бывал по своему желанию неузнанным до определённого момента.
Но воскресение продолжится и вознесением Христовым. Ещё большим Таинством, в котором через личность Господа Его человеческая природа непрерывно напитывается от Его божественной природы благодатью, восходя по бесконечной лестнице обожения. А мы, причащаясь Тела и Крови Христовых, можем повторять этот путь. Подумайте только, насколько велика к нам милость Всевышнего! Он не только сотворил нас и спас от последствий неверно сделанного нами выбора, но и дал возможность стать богоподобными!
Воскресение Христово – это победа любви! Бог – есть любовь. И он сильнее смерти, сильнее Ада, сильнее тления и греха. Светлая Пасха уже при наших дверях! Помолимся же сегодня о себе самих и дорогих нам людях, чтобы нам открыть пред Богом двери своего сердца. Чтобы Спаситель вошёл в него и поселился в нём. И тогда каждый из нас сделается частичкой Царствия Небесного! И вместе с Иоанном Златоустом воскликнет: «- Смерть, где твоё жало?! Ад, где твоя победа?!».
Праздничная литургия на Святой Земле в день Светлого Христова Воскресения: