Скверноприбытчество. Что это такое и почему это грех?
В православной традиции есть слова, которые могут показаться устаревшими или малопонятными современному человеку. Одно из таких слов — скверноприбытчество. Оно звучит несколько архаично, но грех, который оно обозначает, актуален сегодня как никогда. Чтобы понять его суть, обратимся к церковному учению. Значение слова: Если разобрать слово по частям, все становится ясно: «скверная» — значит нечистая, порочная, греховная; «прибыток» — прибыль, выгода, доход. Скверноприбытчество — это стремление к обогащению нечестным, безнравственным путем, получение дохода за счет обмана, эксплуатации или причинения вреда ближнему. Это системное отношение к жизни, при котором главной и единственной целью становится личная выгода, достигнутая любыми средствами. В Священном Писании об этом говорится прямо: «Воры, лихоимцы, пьяницы, злоречивые, хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). Здесь под «лихоимцами» (древнее название ростовщиков) понимаются именно скверноприбытчики — те, кто наживается на чужой беде, стесненности или незнании. Каким бывает скверноприбытчество сегодня? В древности классическим примером был ростовщик, дающий деньги под непосильные проценты. Но формы этого греха многолики и прекрасно уживаются в современном мире: - Обвес, обмер, некачественный товар. Когда продавец сознательно вводит покупателя в заблуждение, продаёт испорченный продукт или завышает цену, пользуясь моментом. - Взяточничество и коррупция. Получение незаконного вознаграждения за исполнение своих прямых обязанностей. Чиновник, вымогающий взятку, — скверноприбытчик. - Финансовые пирамиды и мошенничество. Создание схем, цель которых — обогатиться за счет обмана доверчивых людей. - Невыплата или задержка заработной платы. Работодатель, который удерживает законный заработок сотрудника, чтобы пустить эти деньги в оборот и получить дополнительную выгоду, совершает грех скверноприбытчества. - Ростовщичество в современной форме. Дача денег в долг под чрезмерные проценты (как часто бывает в микрокредитных организациях). - Спекуляция на святынях. Торговля иконами, мощами, когда духовные ценности превращаются в инструмент наживы. В чем духовная опасность? Почему Церковь так сурово относится к этому греху? Потому что его последствия разрушительны не только для жертвы обмана, но и для души самого скверноприбытчика. Сердце, привыкшее видеть в другом человеке лишь источник дохода, черствеет. Исчезает способность к сочувствию и милосердию. Жизнь такого человека начинает строиться на страхе и жадности. Он перестает верить в Промысл Божий, надеясь только на свои хитрые схемы. Богатство, успех и материальная выгода становятся кумирами, вытесняя из души веру, совесть и честь. Как сказано в Писании, такой образ жизни отдаляет человека от Бога, ведь он строится на противоположных Евангелию принципах — эгоизме, жадности и лжи. Как противостоять этому греху? Осознание того, что скверноприбытчество — это тяжкий грех, уже первый шаг к исцелению. Каждому из себя стоит спросить: не стремлюсь ли я к наживе любой ценой? Не обманываю ли я клиентов, партнеров, сотрудников? Честен ли я перед государством и ближними? Православное отношение к труду — это созидание, служение Богу и обществу через свои таланты. Прибыль же должна быть справедливым плодом честного труда. Важно помнить, что истинное благосостояние дает не хитрая схема, а Господь. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Заключение Скверноприбытчество — это не просто экономическое правонарушение. Это болезнь души, поражающая ее главный центр — совесть. Бороться с ней можно только через искреннее покаяние, пересмотр своих жизненных приоритетов и стремление строить свою жизнь на фундаменте евангельских заповедей: любви, справедливости и доверии к Богу.