22.04.2022

Символизм службы Великой Субботы

24 апреля - Светлое Христово Воскресение. Пасха

подать записку

Плач и радость

 

01


Великая Суббота является последним постным днём Страстной седмицы. И, поскольку Господь телом пребывает во гробе, богослужение этого дня ещё содержит в себе черты траура. Но скрыть грядущую победу Господа над смертью уже невозможно и радость от наступающего Воскресения Христова уже пробивает себе дорогу и в чтениях, и в песнопениях дня, и даже в облачении священнослужителей.

Священное Предание о сокровенных и динамичных событиях этого дня ёмко и точно выражено в одном из пасхальных тропарей: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». В этот день сила дьявола была попрана Богом, а праведники, во главе с благоразумным разбойником, были перемещены Им из ада в рай.

Утреня Великой Субботы начинается с пения тропарей, тематически связывающих между собой события Великой Пятницы, когда Тело Христово было снято с креста и с почестями положено во гроб, и события Воскресения Христова: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое…», «Егда снизшед еси к смерти…» и «Мироносицам женам…». После пения тропарей священнослужители выходят к плащанице и, с каждением, поют здесь 118-й псалом («Непорочны») и особые «похвалы» к нему.

Затем плащаница поднимается священниками над головой и износится из храма вместе с Евангелием в знак того, что проповедь Спасителя распространилась повсеместно, включая ад. После обнесения вокруг храма плащаницу вновь помещают в его середину, но предварительно подносят к царским вратам, чтобы показать, что Богочеловек одновременно пребывал и во гробе, и на своём небесном престоле. После читаются ветхозаветное, апостольское и евангельское чтения, содержащие пророчество о всеобщем воскресении, рассказ о плодах смерти Спасителя и об опечатывании фарисеями Гроба Господня.

Символизм вечерни и литургии

 

02

 
Утро собственно Великой Субботы начинается со служения вечерни, сразу за которой следует Божественная литургия по чину святителя Василия Великого. На вечерне после стихир на «Господи, воззвах» и догматика 1-го гласа совершается малый вход с Евангелием. По окончании пения «Свете тихий» перед плащаницей читаются 15 паремий из Ветхого Завета, в которых заключаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа и наступлении Его благодатного Царства.

Так, одна из паремий посвящена чудесному пересечению евреями во главе с пророком Моисееем вод Красного моря, которые расступились и пропустили богоизбранный народ невредимым. Столь же невредимыми вышли из Вавилонской печи три праведных отрока. Не пострадал, пребывая во чреве кита три дня, и пророк Иона. Все эти прообразы предвосхищали Восстание Христа из мёртвых в целостности человеческого существа.

В древности тысячи оглашенных в этот день принимали Святое Крещение, становясь членами Церкви Христовой. Верующие весь Великий пост изучали Священное Писание, богослужения и церковные обычаи, чтобы в этот день соумереть со Христом, а на следующий – совоскреснуть с Ним. Большое количество паремий Великой Субботы (в продолжение чтения которых и совершалось Таинство), а также пение «Елицы во Христа крестистеся…» вместо Трисвятого отсылает нас к этой традиции Иерусалимской и Константинопольской Церквей.

С чтением Апостола, в котором также раскрывается мистическая суть Таинства Крещения, скорбь по погребённому Господу завершается совсем и начинается радостное предпразднство Воскресения Христова. Это чувствуется уже в заменённом аллилуиарии перед Евангелием: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Именно в этот момент священнослужители меняют скорбные чёрные ризы Великого поста на белые облачения, символизирующие нетварный фаворский свет.


«Да молчит всякая плоть человеча…»


03


На литургии Великой Субботы единственный раз полностью прочитывается 28-я глава Евангелия от Матфея. В ней рассказывается о самом Воскресении Христовом, о встрече Спасителя с мироносицами и с апостолами, а также о подкупе фарисеями и законоучителями стоявшей у гроба стражи, которую заставили солгать, что никакого воскресения не было, а тело Иисуса Христа выкрали из гробницы Его ученики. В последующие дни Пасхи читается лишь её окончание.

Вместо Херувимской песни в ходе литургии Великой Субботы поётся древний гимн Иерусалимской Церкви «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом…», а позднее задостойник «Не рыдай мене, Мати, зрящее во гробе…». Сразу после окончания литургии священники совершают благословение хлебов и вина, которые раздают верующим для подкрепления сил.

В храме Гроба Господня в день Великой Субботы совершается последование Благодатного огня («Святого света»), который Иерусалимский патриарх выносит из кувуклии для раздачи верующим. Его выход с зажжёнными свечами символизирует выход из гроба самого воскресшего Спасителя. С нами Вы можете подать записки за себя и своих близких на пасхальное богослужение в храм Гроба Господня! Пусть молитва у места Воскресения Христова воскресит и преобразит Вашу душу!

подать записку

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram