Символизм службы Великой Субботы
24 апреля - Светлое Христово Воскресение. Пасха
Плач и радость
Великая Суббота является последним постным днём Страстной седмицы. И, поскольку Господь телом пребывает во гробе, богослужение этого дня ещё содержит в себе черты траура. Но скрыть грядущую победу Господа над смертью уже невозможно и радость от наступающего Воскресения Христова уже пробивает себе дорогу и в чтениях, и в песнопениях дня, и даже в облачении священнослужителей.
Священное Предание о сокровенных и динамичных событиях этого дня ёмко и точно выражено в одном из пасхальных тропарей: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». В этот день сила дьявола была попрана Богом, а праведники, во главе с благоразумным разбойником, были перемещены Им из ада в рай.
Утреня Великой Субботы начинается с пения тропарей, тематически связывающих между собой события Великой Пятницы, когда Тело Христово было снято с креста и с почестями положено во гроб, и события Воскресения Христова: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое…», «Егда снизшед еси к смерти…» и «Мироносицам женам…». После пения тропарей священнослужители выходят к плащанице и, с каждением, поют здесь 118-й псалом («Непорочны») и особые «похвалы» к нему.
Затем плащаница поднимается священниками над головой и износится из храма вместе с Евангелием в знак того, что проповедь Спасителя распространилась повсеместно, включая ад. После обнесения вокруг храма плащаницу вновь помещают в его середину, но предварительно подносят к царским вратам, чтобы показать, что Богочеловек одновременно пребывал и во гробе, и на своём небесном престоле. После читаются ветхозаветное, апостольское и евангельское чтения, содержащие пророчество о всеобщем воскресении, рассказ о плодах смерти Спасителя и об опечатывании фарисеями Гроба Господня.
Символизм вечерни и литургии
Утро собственно Великой Субботы начинается со служения вечерни, сразу за которой следует Божественная литургия по чину святителя Василия Великого. На вечерне после стихир на «Господи, воззвах» и догматика 1-го гласа совершается малый вход с Евангелием. По окончании пения «Свете тихий» перед плащаницей читаются 15 паремий из Ветхого Завета, в которых заключаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа и наступлении Его благодатного Царства.
Так, одна из паремий посвящена чудесному пересечению евреями во главе с пророком Моисееем вод Красного моря, которые расступились и пропустили богоизбранный народ невредимым. Столь же невредимыми вышли из Вавилонской печи три праведных отрока. Не пострадал, пребывая во чреве кита три дня, и пророк Иона. Все эти прообразы предвосхищали Восстание Христа из мёртвых в целостности человеческого существа.
В древности тысячи оглашенных в этот день принимали Святое Крещение, становясь членами Церкви Христовой. Верующие весь Великий пост изучали Священное Писание, богослужения и церковные обычаи, чтобы в этот день соумереть со Христом, а на следующий – совоскреснуть с Ним. Большое количество паремий Великой Субботы (в продолжение чтения которых и совершалось Таинство), а также пение «Елицы во Христа крестистеся…» вместо Трисвятого отсылает нас к этой традиции Иерусалимской и Константинопольской Церквей.
С чтением Апостола, в котором также раскрывается мистическая суть Таинства Крещения, скорбь по погребённому Господу завершается совсем и начинается радостное предпразднство Воскресения Христова. Это чувствуется уже в заменённом аллилуиарии перед Евангелием: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Именно в этот момент священнослужители меняют скорбные чёрные ризы Великого поста на белые облачения, символизирующие нетварный фаворский свет.
«Да молчит всякая плоть человеча…»
На литургии Великой Субботы единственный раз полностью прочитывается 28-я глава Евангелия от Матфея. В ней рассказывается о самом Воскресении Христовом, о встрече Спасителя с мироносицами и с апостолами, а также о подкупе фарисеями и законоучителями стоявшей у гроба стражи, которую заставили солгать, что никакого воскресения не было, а тело Иисуса Христа выкрали из гробницы Его ученики. В последующие дни Пасхи читается лишь её окончание.
Вместо Херувимской песни в ходе литургии Великой Субботы поётся древний гимн Иерусалимской Церкви «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом…», а позднее задостойник «Не рыдай мене, Мати, зрящее во гробе…». Сразу после окончания литургии священники совершают благословение хлебов и вина, которые раздают верующим для подкрепления сил.
В храме Гроба Господня в день Великой Субботы совершается последование Благодатного огня («Святого света»), который Иерусалимский патриарх выносит из кувуклии для раздачи верующим. Его выход с зажжёнными свечами символизирует выход из гроба самого воскресшего Спасителя. С нами Вы можете подать записки за себя и своих близких на пасхальное богослужение в храм Гроба Господня! Пусть молитва у места Воскресения Христова воскресит и преобразит Вашу душу!