Схимник: чем отличается от монаха
В православном монашестве есть особая вершина, особое призвание, окруженное глубоким благоговением и тайной – великая схима. Схимник – это человек, принесший Богу высшие и окончательные обеты, стремящийся к максимально возможному на земле уподоблению ангельскому образу жизни. Всякий схимник – монах, но не каждый монах вырастает духовно для принятия схимы. О принятии схимы Само слово «схима» (греч. σχήμα – «образ», «вид», «форма») подразумевает принятие особого ангелоподобного образа жизни. Схима – это полная мобилизация всех душевных и телесных сил для непрестанной молитвы, покаяния и духовной брани против страстей и помыслов. Схимник сознательно избирает путь предельного аскетизма как средство стяжания благодати Святого Духа и единения со Христом. При постриге в великую схиму монах получает новое имя (символ полного отречения от старой жизни), облачается в особые одежды (схимническое облачение) и произносит обеты еще более глубокого отречения от мира, совершенного нестяжания, целомудрия и послушания духовному отцу вплоть до смерти. Уйдя внешне от мира, схимник принимает на себя величайший подвиг молитвы за весь мир, за живых и усопших. Его келья (или затвор) становится духовной крепостью, откуда возносятся непрестанные молитвы. Принятие схимы — торжественное и глубоко символичное таинство (постриг), знаменующее полное отречение от мира и окончательное посвящение себя Богу. Его внешняя сторона наполнена древними обрядами, каждый элемент которых несет духовный смысл. Вот как это обычно происходит в Православной Церкви. Общие правила принятия малой и великой схимы: - Кандидат долгое время (годы) живет в монастыре, проходя путь от послушника до рясофора. Он испрашивает благословение у духовника и игумена/игуменьи, проходит испытание на готовность к высшим обетам. В назначенный день совершается всенощное бдение или литургия. - Послушник (рясофорный монах) в простой монашеской одежде (ряса, камилавка/скуфья) приводится в храм братией. Он кладет земные поклоны перед Царскими Вратами игумену и братии, испрашивая прощения и молитв. Читаются установленные молитвы, псалмы (обязательно 50-й — покаянный). - Игумен трижды задает ключевые вопросы, держа в руках крест и Евангелие: «Чадо (имя), пришел ли еси ко святей сей схиме не от нужды, не от насилия, но с добрым произволением и любовию, и ради Царствия Небеснаго?» «Желаеши ли сподобитися ангельского образа?» «Веруеши ли, яко сие твое произволение приимет Христос Бог наш в воню благоухания духовнаго, и подаст тебе помощь и силу к непостыдному прохождению сего ангельского образа?» На каждый вопрос кандидат трижды отвечает: «Ей, Богу содействующу, честный отче» («Да, с Божьей помощью, досточтимый отче») и кланяется до земли. - Чтение поучений: игумен произносит наставления о смысле монашества и схимы, о предстоящей борьбе со страстями, о необходимости смирения, послушания, непрестанной молитвы и покаяния. - Произнесение обетов: Кандидат громко и внятно читает (или повторяет за игуменом) обеты: - Послушание (Богу, игумену, братии). - Нестяжание (добровольная нищета, отказ от личной собственности). - Целомудрие (включая чистоту помыслов и полное воздержание). - Постоянное пребывание в монастыре и постничество. - Терпение всех скорбей и болезней ради Царствия Небесного. - Символы смерти для мира: Кандидат ложится ниц (распростирается) крестообразно на полу храма. Его покрывают погребальным покровом (плащаницей). Игумен читает покаянные тропари, напоминающие о смерти и Страшном Суде. Это символизирует смерть для греховного мира, страстей и прежней жизни. - Облачение в Ангельский образ: Кандидат встает. Происходит пострижение волос крестообразно (игумен состригает пряди волос спереди, сзади, справа и слева) — знак отречения от своей воли и жертвы Богу. Виды схимы Православная традиция знает две основные ступени схимы, хотя сегодня в большинстве монастырей Русской Православной Церкви малая схима (мантия) предшествует великой: - Малая схима (мантия): Это первая ступень полноценного монашества, следующая после рясофора (носящего рясу). При постриге даются обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Монах получает новое имя, облачается в мантию (длинная, безрукавная одежда,), клобук (головной убор) и чётки. Мантийный монах (малосхимник) ведет строгую монашескую жизнь, но его обеты и образ жизни менее строги, чем у великосхимника. Он готовится к возможному принятию великой схимы. Часто именно малосхимников называют просто монахами. - Великая схима: Высшая и совершеннейшая степень монашеского посвящения. При постриге даются те же обеты, что и в малой схиме, но с еще большей строгостью, глубиной и окончательностью. Это полное и безвозвратное отдание себя Богу. Великосхимник получает третье монашеское имя (символ абсолютной новизны жизни), облачается в особое схимническое одеяние. Схимница Схимница — это монахиня, принявшая высшую степень православного монашеского подвига — великую схиму. Хотя суть схимы едина для мужчин и женщин, у схимниц есть свои особенности. Кто такая схимница по сути: «Невеста Христова» в высшем смысле: её постриг — вечный духовный брак со Христом. Она дает обеты абсолютной верности, чистоты и любви к Нему, отрекаясь от всех земных привязанностей. Она добровольно «умирает» для мирской жизни, её забот, страстей и суеты. Её истинная жизнь — сокрыта во Христе. Схимниц часто сравнивают с Марией Вифанской (сестрой Лазаря), которая «избрала благую часть» — сидела у ног Христа в молитве и слушании Слова. Схимница — это «Мария», а не «Марфа» (символ деятельного служения). Через свою сокровенную молитву и жертву она становится духовной матерью для многих, даже не зная их имён. Её любовь ко Христу изливается в молитвенное предстательство за весь мир. Подвиг схимницы часто еще более сокрыт от посторонних глаз, чем у схимника. Схимническое одеяние: Одежда схимника (особенно великосхимника) — это видимое выражение его ангельского образа жизни, обетов и духовного подвига. Каждый элемент облачения глубоко символичен и напоминает о смерти для мира и жизни во Христе. Вот подробное описание: - Хитон (подрясник): длинная, прямая рубаха до пят, обычно черного цвета (реже темно-синего, коричневого, серого). Символ отречения от мирской суеты и страстей, напоминание о простоте и чистоте. Это основа монашеского облачения, общая для всех степеней. - Ряса: верхняя, свободная, длинная одежда с широкими рукавами, также обычно черная. Носится поверх хитона. Символ внешнего отречения от мира, покрова благодати и покаяния. Общая для рясофорных, мантийных монахов и схимников. - Пояс (кожаный или тканый): кожаный ремень (часто с пряжкой) или прочный тканый пояс. Напоминание о воздержании, целомудрии и готовности к духовной брани (опоясывается как воин). Символ собранности и внутренней силы. - Параман (общий для монахов и малосхимников): небольшой четырехугольный плат (обычно темного цвета) с изображением Креста, орудий Страстей и надписями («Азъ язвы Господа моего на тѣлѣ моемъ ношу»). Носится на спине под мантией, прикрепляясь шнурами к кресту на груди. Символ несения Креста Христова, памяти о страданиях Спасителя и обета послушания. В великой схиме заменяется аналавом. Главные отличия в облачении схимника (великосхимника): - Аналав (Аналавос): ключевой знак великой схимы. Это особый, расшитый параман, значительно большего размера, чем обычный монашеский. На нем обязательно изображается Крест и часто орудия Страстей Христовых (копье, трость с губкой). Он носится крестообразно: - Одна часть лежит на груди. - Другая часть проходит через спину и плечи, образуя на спине тоже крест (или Андреевский крест - Х-образно). Самый важный символ великой схимы. Напоминает о распятии со Христом, о несении своего креста ежедневно, о памяти о страданиях Спасителя и обете полного послушания до смерти. Это "облачение во всеоружие Божие" для высшей духовной брани. Носится под рясой или поверх нее (практика различается). - Куколь (Кукуль): самый видимый и узнаваемый знак великосхимника. Это остроконечный головной убор с двумя длинными концами (воскрилиями), которые спускаются на грудь и спину. Он всегда черного цвета. На куколи вышиваются: - Кресты: на лбу и на концах воскрилий. - Серафимы: шестокрылые ангелы (по одному на каждом воскрилии, иногда и на самом куколее). - Надпись: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или другие священные тексты. Важно: Куколь носится всегда, в отличие от клобука малосхимника, который могут снимать в келье или при некоторых работах. - Мантия (Палий): длинная, широкая, безрукавная накидка, застегивающаяся у ворота. У великосхимников она такая же, как у малосхимников, но часто имеет дополнительный элемент – «скрижали» (или «таблицы»). - Четки (Вервица, Лестовка): неотъемлемая принадлежность любого монаха, но для схимника особенно важна. «Духовный меч» для непрестанной Иисусовой молитвы. Помогает сосредоточиться, отсчитывать молитвы, бороться с рассеянностью. Чем схимник отличается от монаха? Важно понимать, что великосхимник – это тоже монах, но достигший высшей степени монашеского подвига. Ключевые отличия: - Глубина и строгость обетов: обеты великой схимы понимаются как более глубокие и окончательные, требующие максимального отречения. - Символика облачения: - Монах (малосхимник): мантия, клобук. - Схимник (великосхимник): мантия + Аналав (под одеждой) + Куколь (+ иногда скрижали на мантии). Куколь – самый видимый отличительный знак. - Имя: великосхимник получает третье монашеское имя (после рясофорного и малосхимнического). - Образ жизни: - Монах (малосхимник): активно участвует в общей жизни монастыря, несет послушания (в трапезной, на клиросе, в хозяйстве и т. д.), соблюдает монастырский устав. - Схимник (великосхимник): основное делание – уединенная молитва, умное делание, внутреннее безмолвие. Внешние послушания часто минимальны или специфичны (например, молитва в уединенной келье, духовничество, если есть благословение). Больше времени уделяется келейной молитве. Чаще стремится к затвору. - Духовный фокус: если жизнь малосхимника – это активное «очищение» через послушание и общинную жизнь, то жизнь великосхимника – это «созерцание», молитвенное предстояние Богу, стяжание благодати, молитва за мир. - Цель: оба стремятся ко спасению и единению с Богом. Но великая схима – это сознательный выбор предельного пути, максимального уподобления ангельской жизни здесь и сейчас, полное «умирание для мира» ради жизни во Христе. Схимник – это живой свидетель иного мира, «не от мира сего». Его жизнь, скрытая от посторонних глаз в монастырских стенах или келье-затворе, – это непрестанный подвиг любви к Богу и молитвы за весь грешный мир. Великая схима – это крестный путь высшего монашеского служения. Это не просто «более строгий монах» – это душа, избравшая путь максимального предстояния Богу в этой земной жизни.