25.10.2020

Семья в христианском понимании

Казалось бы, каждый знает, что такое семья, а вот что такое семья в христианском понимании? Для далеких от православной Церкви людей это некая закрытая от мира ячейка общества, жизнь которой ограничивается лишь посещением храма и бесконтрольным деторождением. Жена в этой семье права голоса не имеет, а муж предстает этаким тираном, которому все должны подчиняться. А как все обстоит на самом деле? 

Одна плоть

Не секрет, что Господь сначала сотворил мужчину – Адама, но решил, что «нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2,18) и создал для него жену – Еву. И благословил их Бог, сказав:

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1,28).

А еще Господь сказал: 

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». (Быт. 2:24).

В новом Завете в Церкви Христовой брак получает еще более высокое значение. Вступающие в него люди строят малую церковь, потому что семья является частью и образом Церкви Вселенной. Можно сравнить ее и с приходской общиной, где отец и муж выступает в роли священника, мать – помощницы, дьякона, а дети – это паства, прихожане этой Церкви. Роль православного брака для человека трудно переоценить, ведь он венчается во образ союза Христа и Церкви. Апостол Павел называл мужа «главой жены», как «Христос был главой Церкви, и Он же спаситель тела». То есть муж в христианском браке олицетворяет собой Христа, а жена – Церковь.

В таинстве венчания супруги получают благодать Божию, чтобы идти рука об руку по жизни единой душой и телом, воспитывая своих детей в вере и христианском благочестии. Как в храм люди приходят, чтобы спасаться всем вместе, так и семью создают, чтобы любить и спасаться, ведь гораздо лучше, приятнее и эффективнее делать это в компании единомышленников, не зря христианину были даны две заповеди – любить Бога и ближнего своего. Семейный человек прежде всего исполняет эти заповеди в семье, учась смиряться, терпеть чужие недостатки, доверять, молиться друг за друга, помогать друг другу, и тем самым спасаться.

Современные понятия о браке

В современном мире семья как социальный институт претерпевает все больший распад и вырождение. О сохранения девственности до брака даже говорить не приходится. Сегодня считается нормой наличие большого количества половых партнеров до брака, да сам штамп в паспорте молодые люди ставить не спешат, решая пока «пожить для себя», присмотреться, попробовать, а вдруг это не тот человек, который нужен? А для чего нужен, они даже не задумываются. Явно не для того, чтобы вместе спасаться. Молодые люди преследуют какие угодно, но только не духовные цели.

Под действием пропаганды феминизма, так называемого «равенства полов», не говоря уже о пропаганде гомосексуальных связей, молодые люди оказываются дезориентированы. Они уже сами не понимают, какой должна быть настоящая семья, а самое главное – они не знают, как ее построить, потому что не имеют действенных инструментов. В их головах существует масса штампов отношений между девушкой и юношей, которые они берут за ориентир. Спасение в христианстве ищут лишь единицы, ведь мало кто утруждается углубленным изучением вопроса. Большинство имеет лишь поверхностные представления, которые далеки от собственных, взять хотя бы устоявшееся мнение на счет того, что жена должна «бояться» своего мужа. 

Деторождение как цель христианского союза тоже привлекает не всех, а между тем православная Церковь никогда не призывала к бездумному размножению. Если уже зашел за это разговор, то и у мусульман, и у буддистов также приветствуется большое количество детей. Да, иметь наследников, свое продолжение – естественная потребность каждого человека, но не цель его существования. 

В чем смысл христианской семьи?

Главная задача православной семьи – научить человека любви. Многие прожившие десятки лет друг с другом пары говорят о том, что прошли огромный путь от плотского влечения до душевной гармонии. Об этом же говорит и христианство. На самом деле любовь трехчастна и включает в себя любовь телесную, душевную и духовную. Человек должен пройти все эти стадии, достигнув любви через воссоздание образа Божия. Потому что человек тричастен и создан по образу и подобию Божьему. 

Семья – это тоже образ Божий, в которой существует три ипостаси – мужская, женская и детская. Одно существо, но в трех лицах. Человек – это троица. Так он был задуман Богом. А чтобы он имел возможность любить, Бог создал для него жену, увидев которою Адам сказал: «Сие есть плоть от плоти моей и кость от костей моих» (Быт. 2:23). Адам возлюбил Еву как самого себя, как Отец любит Сына и Духа, Сын любит Духа и Отца, а Дух любит Отца и Сына. 

Любая православная семья отличается от обычной тем, что строится на христианских нормах, а не просто подчиняется инстинктам. Почему распадаются современные браки? Потому что люди ищут в первую очередь свою выгоду, потребительски относятся к другому человеку, желая только брать, но ничего не давать взамен. Отсюда увеличение числа разводов, падение рождаемости, разрыв связей между поколениями. Кризис современной семьи налицо, а попытки приравнять гомосексуальные союзы к браку и предоставить им возможность усыновлять и воспитывать детей только лишний раз это подтверждает. В результате извращается само понятие семьи, в которой человек реализует себя как христианин в жертвенном отношении к другому.

Отец Владимир Воробьев как-то высказал мысль о том, что семья берет свое начало на земле, а продолжается в Царствие Небесном. Именно ради этого она и создается – чтобы двое, став единым целым, перенесли это единство в вечность, объединив малую и Небесную Церкви. Семья антропологически выражает заложенную в человеке церковность. Человек приходит в этот мир (неважно, в какой семье – православной, мусульманской, верующей или социально неблагополучной) и неизменно ждет любви. Он ее ждет и отдает взамен, ни на что не претендуя, не преследуя своих целей. Если не задушить это стремление в человеке любить и быть любимым, то можно воспитать «второго» Христа, реализовать замысел Господа о каждом человеке – уподобление и единение с Богом

Но преодолевать себя, свои грехи и страсти, выстраивая по образу и подобию Божьему – трудная и тяжелая задача. Ее легче решать, когда рядом есть человек с такими же понятиями и стремлениями. Именно об этом говорит сегодня православная Церковь, и именно к этому призывает молодых людей, ищущих себе пару. Рождение детей, реализация себя как профессионала, волонтера, спортсмена или художника – это уже задача второстепенная. Первостепенная задача – это стяжание Царства Небесного, обожение, желание быть с Богом до самого конца и прийти ко спасению. 

Построение супружеских отношений

На самом деле православная Церковь никогда особо в супружеские отношения не вмешивалась. Она оставляет это на усмотрение каждого человека, его личной и внутренней свободы. Если в семье принято отдыхать не вместе, а врозь, встречаться с друзьями, посещать кафе, общаться, то это их личное дело. Если основным добытчиком является не муж, а жена, а супруг больше внимания уделяет воспитанию детей, то это тоже их свободный выбор. Христианство дает лишь ориентиры, а принимать решение им следовать остается за супругами

Другое дело, что желание пары жить по заповедям Христовым, выполнять их вольно-невольно перекраивает жизнь семьи, выстраивает ее в определенном направлении. Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, то для него все сразу становится на свои места. Когда Христос рядом, а семья рядом с ним, тогда все будет правильно, но каких-то специальных приемчиков, рецептов семейного счастья здесь нет. Напротив, когда люди пытаются подчинить все внешней, обрядовой стороне, когда не понимают всей сути христианского учения, тогда начинаются настоящие проблемы.

Например, муж требует от жены рождения детей, отказывается предохраняться, потому что это грех, а супруга болеет, плохо себя чувствует, не ощущает в себе сил снова становиться матерью. Или жена заставляет всех поститься, в том числе и маленьких детей, отказывая им даже в самой необходимой пище. Такие штампы и идеи существуют в головах многих православных мирян, но они не имеют ничего общего с построением малой церкви, да и учением Христа в целом. Необходимо сбросить с себя все это ненужное, внешнее, надуманное, что подменяет собой внутренний мир человека и переосмыслить полезность и плодотворность искаженных форм благочестия.

Нельзя замыкаться только на самой форме. Церковь – это живой организм и всякие модели в ней хороши только постольку-поскольку. Есть только векторы направления, а идти человеку придется самому. Уповать на внешнюю форму, надеясь, что она приведет ко спасению – это утопия. Когда человек понимает, что он лично несет ответственность за каждую мысль, каждое слово, каждый свой поступок, начинается настоящая жизнь, где нет места наносному и совершенно несвойственному православному вероучению. Оно не про то, кто главный, кто что обязан делать и кому должен подчиняться. 

Оно – про любовь. Про единение душ и сердец. Про одно дыхание на двоих. Про желание сделать другого счастливым, а счастье православная вера видит во спасении, в обожении, в единении с Богом, и православная семья сегодня с успехом решает эту задачу. В мире низвержения нравственных ценностей, пропаганды сексуальной свободы, в эру потребления и всеобщего эгоизма она одна остается оплотом веры, надежды и любви, гарантом сохранения духовного благополучия человека, истинных ценностей, настоящих традиций.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram