11.01.2023

Семья и государство в понимании христианства

Семья – это ячейка общества, малая Церковь, основа государства, а также всего нравственного мира. Государство по учению Священного Писания – богоустановленный институт, которым руководит Промысел Божий. То есть и то, и другое является необходимым условием исполнения Божьей воли и играет огромную роль в распространении христианского вероучения.  

Христианское учение о государстве

Семья – это тоже своего рода государство, человеческое общество в миниатюре. Именно с семьи, союза первых людей – Адама и Евы началось создание земного мира. В ходе исторического развития и в результате усложнения общественных связей появилось государство. Как сказал епископ Никодим (Милаш): «Для направления человеческих законов… к цели, предначертанной Промыслом Божиим, Бог даровал, как и первому главе семьи, государственной власти силу, чтобы она рукою, вооруженною мечом правды и справедливости, вела людей во имя Его благим путем». 

Ветхий Завет приводит три высших служения: первосвященническое, пророческое и царское. Освящая царское служение в лице первого Царя Израильского Саула, Господь благословил всякую государственную власть как средство для исполнения воли Божьей. Сам Господь Иисус Христос повиновался власти. Вспомним, что Он говорил римскому прокуратору Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). То есть источник всякой земной власти находится на Небесах, вот почему Спаситель говорил «отдавать кесарю кесарево, а Божье – Богу». 

Апостол Павел писал, что «нет власти не от Бога». Любой начальник, любой руководитель, любой вышестоящий занимает свой пост по Божьему произволению. Поэтому необходимо подчиняться власти, потому как противящийся ей противится Божьему установлению. Вспомним, что в те времена христианская Церковь была гонима как иудейской властью, так и государственной Римской, тем паче для нас слышать такие призывы учеников Иисуса Христа. 

Отношения между Церковью и государством

На чем основано такое отношение Церкви к государству, учитывая различия их природ? Да, задача Церкви – вести людей ко спасению, а задача государства – обеспечить земное благополучие. Первая опирается на религиозно-нравственные средства, вторая – на материальную силу и даже физическое насилие, но они функционируют во благо для всего народа. Помятуя о богоустановленности государства, Церковь призывает своих чад повиноваться власти и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2: 2).

Церковь и государство имеют разные сферы действия, свои особые инструменты и независимость друг от друга, но эта независимость не абсолютна. Как говорил епископ Никодим: «Церковь не есть царство от мира сего, но она в мире, и члены ее должны быть в то же время членами и государства, следовательно, подлежать как церковным, так и гражданским законам». Государство не судит и не накладывает резолюций на вероучительные предметы и формы богопочитания, тогда как и Церковь не считает нужным навязывать свое видение государственного устройства и проводимой политики.

Но есть области, где они соприкасаются, и прежде всего это нравственность. Она непосредственно относится к созидаемому Церковью делу спасения людей и обеспечивает прочную опору государственного правления, а также правовой статус Церкви в государстве. Во все времена Церковь проповедовала и проповедует нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, и делала она это даже во времена гонений. То есть в этом отношении Церковь свободна от государства и никогда не прибегала к политическим средствам для своей защиты. 

Она повинуется даже дискриминирующему ее государству, ведь сам Господь призывал христиан благодушно переносить гонения. В тяжелые времена она занимала выжидательную позицию, твердо веря в свою духовную силу и, надо сказать, не напрасно. История государственности показала, что без нравственной силы и нравственной опоры одной силой земной народ не объединить. Только при условии, что государство будет функционировать в тандеме с Церковью, пользоваться ее благодатной силой, возможно процветание народа, повышение благосостояния общества, рост его духовного и нравственного потенциала.

Семья в понимании христианства

Семья – основа государства, его ячейка и главная школа нравственного воспитания. Именно здесь человек получает духовные и житейские наставления, приобретает понятие о морально-нравственных ценностях, добре и зле. Христианская семья – это школа добродетельной и благочестивой жизни. Вот почему Иисус Христос в самом начале своего проповеднического пути благословил Своим посещение брачный пир, да и апостолы проповедовали Слово Божие в домах семейств. 

Моральное состояние, в котором находятся современные семьи, имеет значение не только для церкви, но и государства. Добрые и благочестивые супруги, родители и дети, принимающие от Церкви благодатные дары и освящение, развивают их в своей семейной жизни и приносят с собой в общество плоды добродетели и благочестия. Чем благочестивее и добродетельнее семья, тем больше процветает Церковь своей внутренней славой, потому как каждый христианский дом – это малая Церковь, ведущая своих членов ко спасению.

От нравственного состояния семьи зависит и нравственное состояние общества и государства. Рушится семья – значит рушится общество и государство. Каждый человек приходит в этот мир через семью. Какой будет она, таким будет и наше общество. Поэтому сохранение семьи – это не просто поддержание общественно-значимого института. Это сохранность будущего человечества. Все, кто в разное время стремился разрушить общество, начинал с разрушения семьи, семейных устоев как самой драгоценной основы и краеугольного камня всего гражданского общества и государства.

К сожалению, сегодня институт семьи переживает кризис и подвержен многим опасностям. Низвергаются сами понятия «семья», «брак», та единственная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая является нормой для общества и истиной для христианства. Вера – вот то, что может принести спасение современной семье. В семье, где отсутствует вера и благочестие, не стоит ожидать доброй нравственности. В семьях воцерковленных люди связаны друг с другом любовью, доброй нравственностью, целомудрием. 

Научившись горячо любить своих родных, они несут эту любовь и в общественную жизнь, оздоравливая общество. По отношению к государству христианская семья – это первая школа, где человек учится любить своих ближних, старших, равных и младших, где воздает почет старшим, уважает равных себе, повинуется взрослым, обучается дисциплине и развивает в себе все те добрые качества, которые так необходимы для каждого члена общества. 

Граждане всей вселенной

Только в здоровой, крепкой и благочестивой семье можно вырастить настоящих патриотов своей родины и отечества. Ведь что такое патриотизм – это помимо всего прочего ответственность за свою страну, а научить ребенка быть ответственным можно лишь при условии, что родители сами ответственно относятся к себе и своей семье.

Христианская семья не должна замыкаться в себе, своих семейных рамках, ведь это ячейка общества, а значит она должна принимать живое участие в общественной жизни, служить своим ближним, оказывая им посильную помощь. Все мы граждане всей вселенной и представляем одну большую семью, где христианская любовь проявляется в личных встречах, живом общении, взаимной поддержке и сочувствии. Да, в семье человек прежде всего учится любить своих родных, но, подрастая, круг его любви существенно расширяется и включает друзей, сокурсников, приятелей. В дальнейшем его любовь распространяется на весь народ и всю страну, к которой он принадлежит, единство с которой ощущает. 

С этим народом он связан государственно-политическими и гражданскими обязанностями. Его история, культура, обычаи, святыни становятся для него «своими», «родными», а посему он остро и однозначно реагирует на посягательства на них извне, не имея возможности оставаться в стороне. Слово Божие учит нас, что есть 5 естественных начал жизни, созданных Богом – это личность, семья, нация, царство и Церковь. Личность создана Богом, семья Богом учреждена. Нация – это граница ответственности, очерченная рукой Бога. Да, учение о спасении не признает ни национальных, ни расовых, ни государственных границ ответственности, потому как Иисус Христос пришел на землю ради всех людей, но библейское учение о спасении никогда не рассматривало человека в отрыве от его семьи, нации и места обитания.

Одинаково чуждые коммунистическому интернационализму и масонскому космополитизму, русские православные люди участвуют в Православном Кафолическом (Вселенском) Домостроительстве именно как члены Русской Православной Церкви, и здесь национальное становится религиозным, точно так же как и религиозное у нас глубоко национально. Ф.М. Достоевский писал: «Русский – значит и православный», а Тертуллиан сказал, что «душа по своей природе христианка». Всем нам надлежит любить Бога и друг друга, ибо сказано: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2: 17). 

Но все мы при этом составляем одно целое во Христе Иисусе: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26–28). Церковь призвана Богом для освящения, преображения национальных, экономических и внутрисемейных начал жизни для их более активного участия в деле созидания Царства Божьего на земле и небе. Христианину должно всегда чувствовать и осознавать свою причастность к Церкви. Именно здесь стоит искать ответы на самые разные вопросы – как малозначительные, так и острые, злободневные.

Некоторые христиане полагают, будто Царство Божие установится на небесах и лишь в будущем. Но царство Божие внутри нас есть и начинается оно на земле этой, среди людей. Это невидимая, внутренняя жизнь человека, когда он полностью подчиняет свое сердце евангельским истинам и живет согласно заповедям Христа. При соблюдении таких условий даже при внешнем разрушении форм государственной жизни народ остается жизнеспособным и может восстановить государственную мощь и единство.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.