25.02.2023

Семья – крест или радость?

Никто не будет спорить, что сегодня институт семьи переживает небывалый кризис. Многие пары предпочитают просто жить вместе без регистрации брака, а те, которые все же решаются узаконить отношения, расстаются в 60% случаев. В светском обществе широко распространена поговорка «хорошее дело браком не назовут». Так что же такое семья – крест или радость

Основной смысл семьи

Для чего люди создают семьи? Чтобы спастись от одиночества? Чтобы продолжить род? Чтобы облегчить себе жизнь? Ныне покойный протоиерей Димитрий Смирнов считал, что главный смысл семьи – научить человека любви. Любовь состоит из трех составляющих – телесной, душевной и духовной. Задача человека – пройти все эти стадии и достичь любви, воссоздав в себе образ Божий, ведь он создан по Его образу и подобию. Образ Божий – это семья. В ней три ипостаси – мужская, женская и детская. Одно существо, представленное разными лицами, и все это три лица тварной человеческой троицы.

В этом и заключается образ Божий человека. Таким его создал Господь, а чтобы он был не один, сотворил ему помощника. Как известно, Ева была создана из ребра Адама, поэтому он возлюбил ее как самого себя, узнав в ней себя. Как Святая Троица пребывает в любви, то есть Отец любит Сына и Духа, Сын любит Отца и Духа и сам Дух любит Отца и Сына, то и человек, созданный по этому образу, пребывает в такой же любви, а для ее реализации ему нужен кто-то рядом. В своей семье, которая есть малая Церковь, мужчина выполняет роль священника, жена – помощника ему, дьякона, а дети – это народ, которых родители ведут к Богу.

То есть в каждой семье растят новых членов Церкви, вот почему ее называют малой Церковью. Что делает Церковь, то делает одна маленькая семья, а все они составляют ее тело, являются ее живыми клетками. 

Отличие православной от светской семьи

Сегодня современные светские семьи распадаются гораздо чаще, чем православные. Почему так происходит? Все тот же протоиерей Димитрий считает, что светские семьи построены на эгоизме, а христианские – на Христе, на Его заповедях. А ведь действительно, зачастую молодых людей связывает что угодно, но только не светлое и чистое чувство, воспеваемое поэтами. Мужчинами, как правило, руководит половой инстинкт. Женщины преследуют свои, зачастую, меркантильные цели. И тот факт, что они просто сожительствуют без официальной регистрации отношений, говорит о том, что это временно, это только пока обоим удобно и комфортно.

Православная семья строится на христианских нормах. Они живут, не глядя на других, а руководствуясь канонами и правилами, оставленными нам Христом. Далеким от православного вероучения людям кажется, что они сплошь состоят из запретов, типа нельзя никуда ходить без второй половинки, нельзя изменять, нельзя ругаться. На самом деле православные семьи сталкиваются с теми же самыми проблемами, что и обычные, только вот решают они их так, чтобы не себе, а другому было хорошо, чтобы угодить супругу/супруге, сделать ее жизнь счастливой.

Неприятные сюрпризы

Существует и масса отличий в том, как выбирает себе спутника жизни светский человек и человек православный. Чем руководствуется светский? Мы сейчас не будем брать крайности, когда между молодыми людьми совсем нет никаких чувств, а есть только расчет. Все-таки люди прежде всего ищут эмоций, чтобы «бабочки в животе» и все такое. Для них брак – это сплошное удовольствие и приятное времяпрепровождение, они мало задумываются о предстоящих трудностях и думают, что легко могут исправить недостатки другого, переделать его под себя.

Люди православные тоже влюбляются, но они при этом и голову включают, ведь им нужен человек не на время, не для развлечения, а для строительства семьи как малой Церкви, и здесь ошибка может привести к фатальным последствиям. Поэтому они прислушиваются не только к голосу сердца, но и своим родителям, а также духовному наставнику, ведь одна голова хорошо, а две, а тем более три – еще лучше. Нередко общение, встречи, дружба продолжаются долгие месяцы, пока влюбленные не поймут, что это действительно их человек и можно идти в ЗАГС.

Протоиерей Димитрий Смирнов в своей практике наставлял и благословлял на семейную жизнь пары, которые общались не меньше года, ведь примерно столько времени требуется, чтобы узнать друг друга не только с хорошей, но и плохой стороны, увидеть недостатки и решить для себя, смогут ли они с этими недостатками мириться всю жизнь. А обычные молодые люди действуют сгоряча, только по влюбленным страстям, стремясь как можно быстрее сойтись и жить вместе. Мало того, что они начинают жизнь с блуда, так еще и сталкиваются с массой различных проблем, а все потому, что не узнали друг друга как следует, не потрудились узнать.

Самое главное – чтобы у человека было желание послужить: одному – в сане мужа, а другому – в сане жены. Муж – это глава семьи, ее локомотив, несущий ответственность за себя и всех членов малой Церкви. Жена – это помощник, соратник, и если она думает только о своем удовольствии и комфорте, то это неправильный подход к браку. Поэтому здесь главное – не торопиться, а постараться узнать друг о друге максимум, выяснив все вопросы и расставив все точки над «i», чтобы потом не было неприятных сюрпризов. 

В основе – любовь

Далекие от православного вероучения люди думают, что верующие заключают браки без особых чувств, просто выбирая подходящего кандидата из своей общины. На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ведь зачастую даже построенные на чистом прагматизме браки бывают вполне счастливыми. Протоиерей Илия Шугаев и вовсе считает, что выйти замуж или жениться по любви невозможно, что это чувство появляется лишь с годами. Кто-то скажет: «Зачем мне такой «кот в мешке» в надежде на призрачное счастье? Зачем мучить себя, если это не «мой» человек

На самом деле понятие «твой», «не твой» очень условно. По своей природе все мы одинаковы и все хотим одного и того же. Даже светский психолог Сатья Дас считает, что человек просто «зажрался», если он ищет конкретный идеал, типа, жгучую стройную брюнетку с татуировкой бабочки на икре ноги. Зачастую молодые люди имеют весьма отдаленные представления о том, каким должен быть супруг/супруга, а в большинстве случаев даже вступая в брак они смутно представляют, чего хотят и чего ждут. Верующий человек представляет это не смутно, а вполне определенно, поэтому при совпадении интересов, каких-то требований и морально-нравственных ценностей он вполне может допустить для себя брак с человеком, к которому он пока сильных романтических чувств не испытывает.

Господь может дать их позже по молитвам супругов и такое случается сплошь и рядом, не зря говорят «стерпится – слюбится». С годами появляется настоящая любовь, построенная не на эгоизме, а вежливом, предупредительном, деликатном и уважительном отношении друг к другу. Когда люди бережно относятся друг к другу, стараясь ничем не обидеть и легко жертвуя чем-то на благо другого, это не пропадает, не уходит в никуда, это приносит свои плоды, когда двое по-настоящему становится «два в плоть едину», когда один не мыслит себя без другого и целью своей жизни видит послужить ему. 

Брак – драгоценная вещь

Конечно, создающих семьи с таким подходом к браку сегодня единицы. Большинство набивает немало шишек, прежде чем понимает, на чем и как строится счастливый союз. Нередко бывает так, что что в уже созданной светской семье один становится верующим, а второй нет. Конечно, верующие люди стараются не выходить замуж за неверующих, но если один уверовал уже в браке, то разорять его, расторгать не стоит. Брак – слишком драгоценная для Бога вещь, чтобы вот так его порушить. В церковной среде говорят, что «неверующий муж освящается верующей женой, а неверующая жена – верующим мужем».

По молитвам верующего вторая половинка может прийти к Богу, и тогда шансы на построение малой Церкви существенно возрастают. Многие сталкиваются с искушением, что связали свою судьбу не с «тем» человеком, но ведь и ребенок может оказаться не таким, как мы ожидаем? Но ведь нам не приходит в голову с ним «разводиться»? С чем-то все равно приходится смиряться и нести свой крест, потому что брак – это тоже крест, а венчальные венцы – это венцы мучеников. Так радость или крест – семья? Протоиерей Димитрий Смирнов считает, что и то, и другое. Крест – это ведь не что-то ужасное. Все верующие к этому призваны по словам Спасителя: «Возьми свой крест и иди за Мной». И мы идем, зная, какая награда ждет нас на Небесах, а семья – это награда нам уже здесь, при жизни. Помогай вам в этом Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram