22.09.2023

Секта: В чем сила новых религиозных течений?

Нетрадиционная религиозность является новым духовным явлением XX века, зафиксированным в США в 50–60-х годах. Именно тогда как грибы после дождя стали появляться самые разные духовные объединения, которые получат известность под такими названиями, как «новые религиозные движения», «тоталитарные секты», «религии Нового века», «внеконфессиональные религии», «деструктивные секты». В чем их особенности и сила? 

С чем связано появление и распространение новых религиозных течений?

Современное состояние религии таково, что основной ее чертой является появление огромного множества организаций, которые традиционно именуются сектами. Сам термин «секта» переводится с латинского как «следовать за кем-то, повиноваться», а еще одна интерпретация звучит как «отсекать», что явно отражает суть религиозного движения, отделившегося от основного направления, подвергшего существенной реорганизации его учение и создавшего собственную концепцию. Возглавляет такую религиозную группу харизматичный лидер, который задает тон религиозному направлению, отсекая людей от изначальной религиозной целостности, причем это касается как мировоззрения, так и организационных вопросов.

Согласно теологической традиции, секта тесно связана с понятиями ереси и лжеучения. Из-за негативной окраски религиоведы предпочитают не использовать их или использовать с большой осторожностью. Как правило, термином «секта» обозначают группу или организацию, а понятие «ересь» применяют для неортодоксальных учений, носителями которых могут выступать и секты. В религиоведении эти названия заменяют такими понятиями – «новые религиозные объединения» (НРО), «новые религиозные движения» (НРД) или культы. На сегодняшний день нетрадиционная религиозность является достаточно сложным и трудно поддающимся религиоведческому осмыслению понятием. 

Все дело в том, что этот феномен отражает сложные процессы духовно-нравственного состояния современного мира. Все эти новые религиозные течения как лакмусовая бумажка выступают индикатором процессов модернизации, происходящих в религиозной сфере. Благоприятные условия для их распространения создал целый ряд социальных причин, где не последнее место играют ощущение бесперспективности жизни, невозможность построить гармоничные отношения с близкими, создать семью, осуществить гуманные идеалы. А сектантская группа каждому обещает личное спасение, предоставляет безграничные возможности для самовыражения и самосовершенствования.

Кроме того, в появлении и распространении новых религиозных движений во многом «виноваты» массовая секуляризация, глобальные информационные обмены, раскол традиционной религии и внутренние распри. Все это приводит к порождению недоверия и разочарованию людей, которые ищут Бога, пытаются найти ответ на вопрос, в чем состоит истинный смысл жизни. Мир не стоит на месте, он меняется. Позиции традиционных религий ослабляются, люди разочаровываются в официальных ценностях общества, где все построено на потреблении. Они ощущают свое одиночество, теряют смысл в жизни и отправляются на поиск утешения, новой системы ценностей. 

Особенности новых религиозных течений и культов

Каким-то образом классифицировать существующие секты ученые пытаются уже давно. Как минимум, это необходимо даже в административных целях. Святейший Синод РПЦ в 1860-х годах одобрил классификацию, которая выделяла следующие положения:

  1. Непризнание Иисуса Христа Сыном Божиим.

  2. Отвержение Таинств.

  3. Допущение «человекобожия».

  4. Посягательство на оскопление себя и других.

  5. Отвержение молитвы за царя.

  6. Отвержение церковного брака и признание временных супружеских союзов.

В целом все эти «новые религии» представляют собой мешанину из отдельных идей, представлений и культовых требований, которые были заимствованы из разных религий и течений. Со временем они были приспособлены к новым условиям социально-экономического и научно-технического развития общества. Главная роль во всех этих неокультах принадлежит их основателю – гуру, пророку, учителю или наставнику. В зависимости от места образования, расовой принадлежности, местных традиций и устоев это псевдорелигиозное образование может проявлять себя в самых разнообразных формах. Удивительно, но несмотря на нападки и критику, такие организации находят немало приверженцев и почитателей.

Еще вчера никому неизвестный пророк собирает под своими знаменами тысячи последователей, образующих масштабный религиозный центр. Сегодня вокруг трех мировых религий – христианства, ислама и буддизма образовано около 30 тысяч иных религиозных течений и культов. 

Классификация новых религиозных течений

На сегодняшний день их принято классифицировать по типу лидерства, типологии руководства, по направлению вероучения и др. 

По типу лидерства выделяют:

  1. Харизматические НРД. Такие организации возникают с появлением «пророка» или «провидца».

  2. Иерархические НРД. Их организационная структура очень похожа на структуру Православной Церкви. Их руководство имеет право на управление общиной согласно определенному уставу, а члены обязаны подчиняться ему исходя из этого убеждения. 

  3. Теократические НРД. Их цель – это создание религиозно-теократической организации.

  4. Тоталитарные НРД. Не все религиоведы согласны с существованием такой разновидности. В целом для нее характерна жесткая система лидерства и тотальный контроль над членами сектантской организации.

По направлению вероучения выделяют:

  • псевдохристианские новые религиозные течения. К ним относят «Церковь Христа», «Завет», «Семью» и др. Все они используют в качестве источника вероучения Библию, но толкуют ее неправильно, либо видоизменяя ее положения;

  • секты «нового откровения». К ним относят «Белое братство», «Богородичный центр», «Церковь последнего завета» – «Виссариона» и др. Они также строят свое учение на основании традиционной религии, но используют ее скорее в качестве ширмы и декорации;

  • восточные учения. Яркий пример «Международное общество сознания Кришны». В нем намешаны псевдоиндийские и восточные учения, христианская доктрина и оккультные практики;

  • секты New Age. Это «Новая эра», «Век водолея». Это оккультные течения, направленные на то, чтобы развить в человеке паранормальные и экстрасенсорные способности. Они вобрали в себя понемногу ото всех религий и построили на их основе новую;

  • сатанопоклоннические и люциферианские культы. Такие организации отрицают Бога и поклоняются темным силам, нередко создавая угрозу жизни и здоровью людей;

  • эклектические культы. Они сочетают в себе особенности всех вышеперечисленных;

  • коммерческие культы. По сути, это коммерческая организация, которая осуществляет свою деятельность, прикрываясь религией.

Признаки новых религиозных движений

Понять, что это новая религиозная организация можно по следующим методам ведения деятельности:

  1. Религиозный «маркетинг». Все секты активно «продвигают», рекламируют себя. Они используют для этого методы вербовки на улице, рассылают рассылки по почте и др. Кроме того, они могут привлекать новых членов проводимыми на базе организации семинарами, курсами, фестивалями, психологическими тренингами и др. На них не обязательно говорят о религии. Человека могут завлечь обучением нетрадиционным методами оздоровления, психологической помощью по вопросам воспитания детей, семейной жизни и др.

  2. Активность в привлечении потенциальных адептов. Человека подвергают «бомбардировке любовью», оказывая ему помощь и содействие в трудных ситуациях, опекая, окружая его особой заботой и вниманием. Кроме того, возможно удержание нового члена в группе методом шантажа или способом, заставляющим его совершить поступок, который ставит его вне общественных и нравственных связей. К примеру, его заставляют отречься от родных, оставить прежний образ жизни и др.

  3. Наличие альтернативных вариантов учения. Это значит, что к разным членам применяют разные варианты учения. Новичков вербуют методом маркетинга, а к другим применяют варианты для «посвященных». При этом все они используют для маскировки общепризнанные ценности и нормы.

  4. Эзотеризм. Постичь скрытое учение можно только при условии, что члены секты будут подниматься по иерархической лестнице, а это достигается путем прохождения определенных этапов посвящения, которые могут иметь форму семинаров или участия в определенных ритуалах.

  5. Обожествление лидеров. Основатели таких религиозных организаций нередко наделяют себя божественными качествами, выставляя как пророка, предтечу, а то и вовсе мессию. Они утверждают, что получают свои знания через «откровения», которые дают им свыше сверхъестественным образом. Адепты таких групп воспринимают общение с лидером как общение с божеством, которое одно владеет высшей истиной. 

  6. Жесткий информационный контроль. Вся та информация, которую адепты получают в группе, строго контролируется, чтобы у них не возникали ненужные мысли, а формировалась зависимость от секты, преследующая цель полностью подчинить человека лидеру религиозной организации.

  7. Использование капитала, в том числе криминального. Многие из новых религиозных движений стремятся расширить свое влияние, не чураясь использовать нелегальные и откровенно криминальные схемы для распространение своего господства.

Конечно, не все признаки могут иметь место в каждой конкретной группировке, что и создает трудности при их классификации. При этом необходимо учитывать, что все они трансформируются со временем, обрастают новыми доктринами и концепциями, позволяющими им выжить и набрать свою мощь и силу. Четких границ между вышеприведенными культами нет, их деление весьма условно. Многие «религии XX века» поражают экстравагантностью внешнего вида своих адептов, а основной упор в таких сообществах делается на эмоционально-психологическую сторону культа.

Что касается социально-демографического состава неокультов, то он достаточно однороден, на что указывают материалы периодической печати, следственных органов и др. Наиболее активными проводниками новых религиозных течений сегодня является молодежь, интеллигенция – служащие, специалисты, инженеры, экономисты, которые по разным причинам ищут выход из духовно-мировоззренческого тупика, перебирая различные варианты богоискательства. Как видно, неокульты сегодня представляет образованная часть общества репродуктивного возраста. И все это далеко не случайность, а следствие реанимации религии как духовно-нравственного ориентира.

Проявления религиозности, облик верующих определяются самыми разными факторами, на которые оказывает влияние сам неокульт, его содержание, доктрина, цели, характер «вживания» в общественную и личную жизнь человека. При всем своем многообразии эти сектантские организации имеют много схожего, что кардинально отличает их от традиционных религий и определяет формы проявления религиозности. 

Развитие сектантских тенденций

Появление секты является следствием развития целого ряда длительно повторяющихся процессов, которые именуются сектантскими тенденциями в религии. Их зарождение во многом обусловлено самим устройством и особенностями работы религиозных организаций. Одним из провоцирующих факторов появления сект является необходимость постоянного приспособления религиозных организаций и их последователей к изменяющимся условиям окружающей среды. Любые изменения в мире требуют адекватной их интерпретации, а если религиозная организация не может этого сделать с позиции своего учения, то это ставит под сомнение легитимность существования группы.

Мир не стоит на месте. Идет вперед научно-технический прогресс, перед обществом и каждым отдельным его членом встают вопросы, ответы на которые они хотели бы получить именно от руководства Церкви. Само учение организации вызывает огромное множество вопросов, и это нормально, так как направлено на более правильное его понимание и интерпретацию. Человек не стремится в чем-то уличить Церковь. Напротив, он хочет понять, чему она учит. По мнению еврейского философа, историка и мистика Гершома Шолема, любое откровение и Священное Писание уже с момента их появления и фиксации на бумаге бросает вызов религиозной традиции и ставит под сомнение возможность применения религиозного канона к изменяющимся условиям окружающей среды.

Все основатели тех или иных религий получали вопросы касательно того, как следует правильно понимать и интерпретировать те или иные явления, ситуации и проблемы. Еще больше вопросов возникает у последующих поколений, которые знакомятся с религией на основании древних традиций, не имея возможности общаться с ее основателями, а ориентируясь лишь на древние тексты и их интерпретации. По мнению американского социолога и представителя структурного функционализма Эдварда Шилза, сами интерпретации имеющегося религиозного канона способствуют обновлению сложившихся традиций, вольно или невольно осуществляя их инновацию, при этом не меняя основные постулаты.

Необходимость искать ответы на сложные вопросы, давать толкования и интерпретацию непонятным и запутанным местам учения повышает уровень богословской саморефлексии и бросает вызов самой легитимности группы. Появление сложных богословских систем является результатом поиска ответов на ключевые вопросы религии. Сам процесс интерпретаций имеет позитивную окраску. Он помогает каждому последующему поколению людей глубже понять и принять полученную от предков религиозную традицию. 

Но в основании зарождения сектантских учений лежит неуспешная, неправильная интерпретация или неудачная попытка ввести новое учение. Проблема в том, что за интерпретацию религиозных традиций берутся не только профессионалы – руководство Церкви и священство, но и «любители». Плохо разбираясь в учении Церкви, они гораздо сильнее священства чувствуют разрыв между религиозным учением и окружающей действительностью. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от уровня образования этих людей. Малообразованные не смогут привести никакой конкретики и будут опираться лишь на собственные ощущения, подсказывающие им, что «тут что-то не то», «здесь мне непонятно» или «неясно, что меня здесь удерживает кроме того, что это традиция моих предков».

Люди более образованные смогут дать четкую и конкретную формулировку нестыковок, того разрыва, который имеет место. Многие скатывается к популярным в обществе штаммам, клише и интерпретациям того, «почему Церковь больше не способна отвечать условиям и потребностям современного мира». Есть мнение, что воцерковление снимает многие вопросы, но снимая одни, оно ставит перед верующим другие. Само по себе это неплохо. Ведь люди стремятся разобраться в том, что их смущает, что для них непонятно. Тем самым будущие сектанты и раскольники пытаются сохранить, развить и укрепить свою принадлежность Церкви, а не выйти из нее.

Что провоцирует развитие сектантских тенденций?

Провоцирующим фактором развития сектантский тенденций является различие в скорости постановки вопросов перед религиозной организацией и ответов на них с ее стороны. Все дело в том, что самообновление традиций всегда идет медленнее, чем перемены во внешнем мире, порождающие саму необходимость новых интерпретаций. Церковь не успевает давать ответы на встающие перед прихожанами вопросы и на то есть несколько причин:

  1. Большое количество вопросов, на которые просто невозможно ответить.

  2. Некорректность некоторых вопросов. Нередко люди спрашивают о вещах, которые к религии и Церкви не имеют никакого отношения. Тем не менее, они хотят получить ответ на них именно от богословов.

  3. Разные представления о степени важности и срочности вопроса. Прихожан может волновать определенная тема, которую Церковь не считает важной, и наоборот. Церковь может стремиться дать ответ на более важные с точки зрения священноначалия вопросы, к которым люди не проявляют особого интереса.

  4. Человеческий фактор. Зачастую у Церкви просто не хватает профессиональных богословов, способных дать ответ на поставленный вопрос.

  5. Низкий уровень образования и опыта представителей священства. Если вопросов становится все больше, а способных на них ответить священников все меньше, то в организации может наступить масштабный кризис.

  6. Недоступность ответов. Бывает и так, что ответы просто не доходят до адресатов в силу разных причин.

  7. Изменение самого характера вопросов. Если раньше людей интересовали особенности учения Церкви, то сегодня их больше заботит то, как она относится к определенным событиям и явлениям внешнего мира.

Залог развития нового религиозного движения

Не получая ответы на заданные вопросы, люди отправляются на самостоятельные поиски. Хорошо, если они смогут объяснить для себя беспокоящую их тему в согласии с официальным учением Церкви. Если же найденный ответ искажает его, то это может дать толчок для развития сектантских тенденций. Но и здесь не факт, что это приведет к появлению секты. Человек может продолжать вести тихую и мирную жизнь в лоне Церкви, не подозревая, что его понятия об учении ложные. Другое дело, если он начнет их распространять и искать себе сторонников.

В одних случаях такая группа не выйдет за пределы Церкви, оставшись в ней как структурированная форма сектантства. В других случаях начинается процесс отделения от Церкви. Причем это касается не только Православной Церкви, но и любой другой религиозной организации, в том числе такое происходит и в самих сектах. Яркий пример – давидиане, появившиеся в результате неудачной интерпретации существующего канона адвентистов седьмого дня. В результате они полностью отлучились от них в 1934 году. 

Многие новые религиозные течения используют достаточно оригинальный способ подстроиться под ситуацию в мире и обществе. Они просто изменяют собственные доктрины, каноны и документы. Все «неудобные» места просто вырезаются и заменяются подходящими под меняющиеся условия окружающей среды. Таким способом переработали свои священные писания мормоны, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, свидетели Иеговы и др. Причем несогласные с этим могли организовать новую сектантскую группу, отколовшись от основной организации. Такой оригинальный способ интерпретации имеющегося канона провоцирует постоянные деления внутри одной группы и образование огромного множества новых сект.

Таким образом собственные идеи и учение постоянно пересматриваются, видоизменяются, но этот же процесс является одновременно главным фактором сохранения и устойчивого развития нового религиозного движения. 

Что способствует успешному образованию сект?

Изучением факторов, влияющих на образование сект, занимаются социологи религии. Они анализируют внутригрупповые процессы, структуру, методы работы организации, ее учение, а также соответствующее организационное оформление, без которого говорить о создании секты нельзя. Социолог Джон Уилсон приводит целый ряд факторов, влияющих на успешное образование секты:

  1. Раскол внутри организации, появление неформальной группы, которая чем-то отличается от основной, например, национальностью, интересами, взглядами на какие-то насущные вопросы или учение.

  2. Крайности в централизации. Это касается случая, если организация сильно децентрализована и не имеет органа, который объединял бы группы между собой.

  3. Легитимность власти. Плохо, если авторитет лидера строится только на приверженности какой-либо идеологии или доктрине. Гораздо проще оспорить имеющееся учение, чем выступить против харизматичного проповедника, умело управляющего своей паствой.

  4. Ставка на внешнее, а не на внутреннее. Если за структурой или институтом религиозной организации прячется лишь внешнее проявление религиозной жизни, то в такой секте отделения будут происходить гораздо чаще чем в тех, где имеется четкое богословское обоснование священного характера структуры и института Церкви.

  5. Отсутствие нововведений, жесткая догматическая позиция является провоцирующим фактором раскола, как и расплывчатое вероучение, в котором отсутствуют обязательные элементы.

  6. Отсутствие реакции со стороны Церкви. Если она не обращает внимание на сектантские тенденции, то риск появления секты повышается в разы.

  7. Отсутствие каналов для выражения своих мыслей и эмоций. Если верующие не могут на законном основании выразить свою обиду или недовольство работой организации, то это также будет способствовать расколу.

  8. Наличие у группы недовольных собственного харизматичного лидера.

  9. Стремление изменить Церковь изнутри. При желании внутрицерковной группы продвинуть свои реформы многое будет зависеть от того, как Церковь на это отреагирует. Если она будет противостоять этим требованиям, то шансы на отделение повысятся. Если же она пойдет на уступки, то отделения не произойдет, но раскольники будут стремиться изменить религиозную организацию изнутри.

Как видно, потенциал образования сект существует во всех религиозных организациях. При этом необходимо учитывать, что помимо внутренних провоцирующих факторов есть внешние, одним из которых является толерантное отношение современного общества к религиозному многообразию. С течением времени причины и мотивы образования сектантских групп внутри религиозной организации могут меняться. Так, борьба за власть между различными фракциями может стать причиной появления новых сект, как и желание стать финансово независимыми. В децентрализованных религиозных организациях секты образуются гораздо чаще и отделяются быстрее, чем в централизованных церквях.

Специалисты считают, что неповторимость благ, которые верующие получают по факту принадлежности к определенной религиозной группе, снижает вероятность зарождения сектантских движений. К таким неповторимым благам можно отнести древнюю историческую традицию, наличие собственного «пророка» или харизматичного лидера. Так, например, отделиться от Православной Церкви – это значит отказаться от 2000-летней истории и традиции, тогда как отделиться от пятидесятников или баптистов гораздо проще. Кроме того, ученые сходятся во мнении, что среди профессионального священства мало людей, склонных к сектантским отделениям, чего не скажешь о служителях Церкви, не имеющих богословского образования.

Что может ускорить появление секты?

Ученые выделяют еще один важнейший фактор, провоцирующий образование секты – это степень четкости границ, которые отделяют ее от внешнего мира. Если внешние границы организации нечеткие, а структура достаточно развита и предусматривает большое число кодов поведения, то риск отделения сект снижается, но при этом повышается общий объем внутрицерковного сектантства в организации. Вот, к примеру, индуизм. В нем присутствует масса сектантских тенденций и какой-либо вопрос об их недопущении или отделении вообще не стоит. И несмотря на то, что в границах индуизма таких сект возникает гораздо меньше, чем в границах христианства, объемы внутрицерковного сектанства в индуизме превышают таковые в христианской религии.

Чем больше сфер жизни религиозной группы охватят сектантские тенденции, тем быстрее образуется и отделится секта. К таким принципиально важным областям можно отнести:

  • вероучение. Она включает в себя изменения в учении, введение новшеств, интерпретацию существующего канона и др.;

  • структура. Она включает в себя централизованное управление, наличие лидера, борьбу за власть, охват социальных сетей и др.;

  • ритуальная практика. Большое значение для секты имеет проведение ритуалов «в кругу своих», что выступает объединяющим и укрепляющим фактором, повышающим легитимность группы;

  • морально-этический кодекс поведения. Как правило, лидеры сект выступают за то, чтобы ввести более строгие нормы жизни и поведения в группе. Если им удастся установить такие правила, то готовность членов секты следовать за таким лидером существенно возрастает;

  • аудиовизуальное сопровождение. Чем больше в группе всевозможных схем, символов, эмблем и зажигательно-эмоциональных музыкальных композиций, тем эффективнее работа секты;

  • собственное сакральное пространство. Хорошо, когда у секты имеется место, где ее члены могут регулярно собираться, обсуждать насущные вопросы или осуществлять совместное служение. Если при возможном расколе такое место у противников основной религиозной организации отсутствует, то их выход из материнской секты может приостановиться.

Становление сектантских тенденций может осуществляться одновременно в разных областях и с разной скоростью. Но чем большее их количество будет вовлечено в процесс, тем быстрее будет протекать формирование секты. Очень многое зависит от того, сколько новых членов удастся привлечь в группу. Шансов на то, что в нее перейдут члены материнской религиозной организации мало. Остается рассчитывать на людей «с улицы», никак не связанных с религиозной группой. Религиозные организации могут с успехом устранять возникающие в их структуре сектантские тенденции или же ускорять их появление своими непродуманными решениями.

Инициаторы же раскола могут на определенной стадии затормозить процесс отделения и даже вернуться в лоно своей церкви. Формально считать секту таковой можно с того момента, как она примет официальный документ – декларацию, анафему, заявление о структурном дистанцировании и др. Главное, чтобы он удостоверял факт непринадлежности секты к религии, от которой она откололась. Нередко бывает так, что руководство этой религии знает о затевающемся расколе, но не спешит принимать какие-то серьезные меры, пытаясь примириться с другой стороной. Такая политика не лишена оснований, потому как в большинстве случае оказывается успешной, позволяя сохранить устойчивость традиционной религии.

Именно поэтому новые секты в основном образуются не в ходе отделения от материнской организации, а в результате откола от других религиозных групп – деноминаций, культов, сект. Если происходит отделение группы с радикальным трансформированием ее вероучения и культовой практики, добавлением или устранением значительных элементов, возникает культ. Именно так возник синкретический культ Новая назаретянская Церковь и Общество Единства Духовных Культур «Возрождение». Если говорить о Православной Церкви, то в ней показателем отличия образования сект от церковных расколов является качественный состав отделившейся группы.

Важно, чтобы в ней сохранялось легитимное расположение всех ступеней духовной иерархии и имелись как минимум 2 епископа, которые получили хиротонию на канонических основаниях. Так образовалась секта последователей Диомида, когда из лона Церкви вышел епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) вместе со своими последователями. 

В чем сила новых религиозных течений?

По мнению профессора дьякона Андрея Кураева, сила таких течений в примитивизме. Главная ставка делается на эффектность, рекламу, продвижение проповедника, тогда как в православии нужно перелопатить целую библиотеку, изучить историю Церкви, творения святых отцов, познакомиться с философией. Православие по своей природе мистично. Его не познать разумом, в нем есть какая-то фундаментальная неясность, а путь каждого отдельного верующего не похож на путь остальных. Если спросить любого прихожанина, как он пришел к вере, то он ответит что-то типа: «Не знаю, меня Господь Сам привел». У каждого есть своя тайна личного общения, тайна прикосновения к божественной благодати, а сектантов это откровенно раздражает, злит собственная ограниченность в этом вопросе.

В сектах все проще, как говорится «пришел, увидел, победил». Там предлагается готовое решение, причем удобно то, что его в любой момент можно изменить, подстроить под меняющиеся тенденции мира. Все это очень привлекает современных людей, которые вроде бы ищут Бога, но работать над собой и познавать себя не хотят – слишком сложно, энергозатратно и бесперспективно. Людей привлекает технологическая предсказуемость секты, а кого она пугает, идут в православие, которое о

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram