Рождество Христово. Пророчества и свидетельства для скептиков
Считанные дни отделяют нас от момента, когда во всех православных храмах будут славить рожденного в мир Спасителя, у Вас еще есть возможность подать записку за себя и близких на праздничную литургию в Вифлеемский храм Рождества Христова на Святую Землю:
Пророки о рождении Мессии
Из книги Бытия мы знаем, что сразу после грехопадения праотцев Адама и Евы Всевышний пообещал им пришествие в мир Мессии, который искупит грехи людей и примирит человечество с Богом. У многих ветхозаветных пророков мы встречаем указания и различные подробности грядущего Боговоплощения, наиболее удивительные из которых сообщает «ветхозаветный евангелист» – пророк Исайя.
«Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), – писал пророк. В этом пророчестве говорится сразу и о Пресвятой Деве Марии, которая зачнёт и родит сына, будучи непорочной. И о том, что рождённый сын девы будет настоящим воплотившемся Богом (Так как имя Еммануил означает «с нами Бог»). Пророк Исаия указывал, что Мессия родится «от корня Иессева», то есть по-человечеству произойдёт из рода пророка и царя Давида.
В книге святого пророка Михея также говорилось о том, что в определённое время именно в среде еврейского народа воплотится Сам предвечный Господь и даже указывалось на Вифлеем, как место рождения Спасителя: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
В книге пророка Даниила указан был даже год рождения Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима, изданного царём Артаксерксом в 444 году до Рождества Христова: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан. 9:25).
Рождество Христово у евангелистов
Многие хорошо знакомые со Священным Писанием современники Спасителя понимали, что пророчества о Мессии исполнились на Нём. Именно поэтому его учениками стали фарисеи Никодим и Иосиф Аримафейский, а после личного явления Господа и такой учёнейший муж, как апостол Павел. В дни земной жизни Господа Его учениками стали тысячи евреев, а после основания апостолами Церкви – сотни тысяч. Но предавшиеся дьяволу законоучители активно стремились отвратить народ Израиля от Истинного Бога и подменили истинного Мессию непрерывным ожиданием нового «помазанника».
Чтобы противодействовать подлогам книжников, апостол и евангелист Матфей написал евангелие, адресованное именно евреям. В тексте евангелиста Матфея подчёркивается, что Богомладенец не имел земного отца: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1:18), «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1:16).
Апостол Матфей для евреев возводит происхождение Спасителя к Давиду и Аврааму, делает дополнительный акцент на его царственном достоинстве, рассказывая, как к только что родившемуся Богомладенцу пришли с дарами «три мудреца с Востока», то есть лучшие люди сразу нескольких народов. Помимо Матфея достаточно подробно обстоятельства Рождества Христова в своём тексте излагает и евангелист Лука.
Лука начинает свой рассказ ещё с обетования о рождении пророка Иоанна Предтечи его родителям, затем переходит к благовещению архангела Гавриила Пресвятой Богородице и продолжает подробным изложением обстоятельств Рождества Христова. Устами ангела, обращающегося к вифлеемским пастухам, Лука свидетельствует о Мессии: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).
Иные свидетельства о Спасителе
Живший в первом веке еврейский историк Иосиф Флавий, не признавая мессианского достоинства Спасителя, всё же свидетельствует о самом факте его жизни в книге «Иудейские древности»: «Первосвященник Анания собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями».
В первом-втором веках о факте жизни Иисуса Христа также упоминали: Корнелий Тацит, Гай Светоний Транквилл, Плиний Младший, Мара бар Серапион и другие нехристианские авторы. В IV веке император Константин Великий, под влиянием матери – царицы Елены, принял христианство сам и постепенно сделал его государственной религией Римской империи. А сама царица Елена предприняла паломническую поездку в Иерусалим для поиска главных христианских реликвий.
В 326 году равноапостольной праведнице удалось не только отыскать на Святой Земле Голгофу, Гроб Господень, Святой Крест и другие орудия казни и страданий Спасителя. Она также сумела найти в Вифлееме старожилов, которые передавали из уст в уста предания о рождении Иисуса Христа и указали ей место, где располагалась упомянутая в евангелии от Луки пещера пастухов.
Сегодня на месте Вифлеемской пещеры находится храм Рождества Христова, где тысячи христиан ежегодно собираются 7 января, чтобы отметить пришествие в мир Искупителя человечества. Храм Рождества Христова не может вместить всех христиан мира. Но с нами Вы можете подать записки на литургию в праздник Рождества Христова, которую православные священники Святой Земли, будут совершать прямо у яслей, где лежал Богомладенец!