20.06.2020

Прп. Иустин Попович, Челийский

Современное православие невозможно представить без преподобного Иустина Поповича Челийского — сербского священнослужителя, защитника Христовой веры XX века, выступавшего против раскола Церкви. Его богословские труды, послания, письма, молитвы по праву относятся к христианским духовным ценностям.


Житие преподобного Иустина Поповича

 

Преподобный Иустин родился 6 апреля 1894 года в городе Вране Королевства Сербии. День рождения совпал с Благовещением Пресвятой Богородицы, поэтому отец-священник назвал ребенка Благое (благовеститель).

Мальчик воспитывался в благочестивом духе, часто бывал в монастыре Прохора Пчиньского на богослужениях. В 14 лет Благое Попович соединил почитание святых с чтением Священного Писания и всю жизнь ежедневно прочитывал три главы Нового Завета.

Образование Преподобный Иустин получил в Белградской Семинарии Саввы Сербского. Там с 1905 года юноша изучал литературу, философию. Наставники отмечали особую любовь к богословию, литературный талант ученика, который непрестанно молился Иоанну Златоусту, мечтая повторить его подвиги, стать монахом.

После учебы Благое попал на войну. В конце 1914 года заболел тифом, затем вместе с сербской армией дошел через Черногорию до Албании. Ужасы военного времени, испытания голодом, болезнью, холодом укрепили решение о монашестве.

Ночью 1 января 1916 года юноша принял монашеский постриг. Основой богословия отец Иустин выбрал смиренномудрие, соединение молитвой мысли, чувства, созерцания. По примеру Иоанна Златоуста он считал, что Христос — не просто историческая личность, а Спаситель мира, Богочеловек.

Через месяц с группой молодых богословов отправился в Петроградскую духовную академию. Из-за военного времени быстро перебрался из Санкт-Петербурга в Англию, но успел полюбить православную Россию, познакомился с русскими святынями. Отец Иустин познал, что подвиг святителей основан на душе народа, а истинное Православие заключается в стяжании Духа. Эти откровения выражались созданными молитвами, богословскими трудами.


Переехав в Афины в 1919 году, убедился, что отчуждение от Бога, декларируемое западной цивилизацией, является тупиковым развитием, еще больше уверился в правильности православного Божественного гуманизма.

Вернулся на родину, с 1921 года  преподавал слушателям семинарии Сремских Карловцев догматическое богословие, Священное Новозаветное Писание, патрологию. Был рукоположен во иеромонаха, начал миссионерское служение по Закарпатью.

Решением Священного Синода Церкви Сербии с 1930 года стал помощником епископа Иосифа Битольского, создавал православные приходы в Чехословакии, оказывал помощь словацким христианам. Синод рассматривал вопрос о хиротонии во епископа, но Иустин отказался от сана, сказав, что не готов отвечать за чужие души перед Богом, не познав свою.

В 30-е годы написал «Догматику», стал профессором семинарии, затем доцентом Богословского факультета Белградского университета. Был одним из создателей Сербского философского общества.

Роль учителя видел в учении вечной жизни, поэтому давал студентам не только знания, но и мысли о поиске Царствия Небесного. Его позицией были слова Григория Богослова, что нужно сначала самому очиститься, стать мудрым, приблизиться к Богу, а только потом обучать этому других. 

Перед Второй Мировой войной архимандрит открыто вещал о евангельской вере. Когда Ватикан решил сделать государственной религией Югославии католицизм, словом защищал дело Православия. Христос отметил своего служителя, явившись ему перед военными действиями с вестью о страшных испытаниях.

Немецкое вторжение повлекло закрытие факультета богословия. Иустин жил в монастырях, работал над переводами трудов отцов Церкви, создал «Житие Святых».

После прихода к власти коммунистов, преподобного Иустина арестовали как врага народа, но заступничество патриарха Гавриила помогло избежать смертельного приговора. С 1948 года святой служил наставником женского монастыря Челие. Власть следила за ним: вызывала на допросы, не допускала к участию в важных Церковных событиях.

Годы изгнания стали для богослова духовным восхождением, жизнью из постов, молитв, Божественных литургий. Чтобы богослужение было понятным для народа, перевел множество церковных текстов на современный язык.

К святому исповеднику всегда шли люди за советами и поддержкой. Все, кто общался с ним, отмечали, что он живет для Бога и защиты единства Православия.

В 60-е началось отрицание единства Христовой Церкви, и преподобный Иустин вновь стал глашатаем совести, чтобы показать опасность этого течения. К тому времени условия изоляции смягчились, его пригласили на факультет, но святой отказался, призвав поддерживать церковное единство, подчеркивая, что универсальное лекарство для спасения  — покаяние.

Почил богослов после недолгой болезни в 1979 году в день празднования Благовещения. Погребен в монастыре Челие.

В лике преподобных канонизирован 29 апреля 2010 года. День памяти отмечается 7 апреля.

Широко известен архимандрит Иустин фундаментальными работами:

1.    «Житие святых». Энциклопедия из 12 томов повествует о Христовых подвижниках. Каждая книга содержит описание святых, чья память совершается в одном месяце. Истории сопровождаются фотографиями икон, монастырей. Тома завершаются алфавитным указателем имен.

2.    «Догматики Православной церкви». Трехтомник указывает на то, что людям открыты вечные истины Бога. Их живым воплощением являются святые. Через обращения к ним христиане становятся едиными с Господом.


О чем молятся преподобному Иустину Челийскому

 

Господь чтит своего рьяного и бескомпромиссного подвижника. Через молитвы нуждающиеся получают:

·         здоровье;

·         успехи в обучении;

·         усиление веры.

С помощью службы «Елицы Записки» вы можете подать записки за своих родных и близких на молебен ко всем святым.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram