Прп. Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец
Преподобный Иосиф Волоцкий вошел в историю как ярый борец с ересью, защитник истинного православного учения. А еще он известен как основатель собственной обители, верный помощник нищих и убогих, духовный наставник тех, кто нуждается в молитве и поддержке. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, подайте записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки».
Житие преподобного
Иоанн Санин (так в миру звали будущего преподобного) родился в дворянской семье, члены которой находились на службе у местного князя Бориса Волоцкого. Это были верующие благочестивые люди, достаточно сказать, что в их роду аж 18 человек приняли монашество. Поэтому выбор пути служение Богу и Отечеству был не случаен.
Двадцатилетним юношей он ушел из дома в Саванский монастырь, что недалеко от Твери. Монастырские правила молодому послушнику показались слишком мягки и он удаляется в Борск в обитель старца Пафнутия, и в 1470 году принимает монашеский постриг с именем Иосиф.
Крепкий здоровый инок со смирением и любовью нес самые тяжелые монастырские послушания: на кухне, в пекарне, в больнице. Обладая хорошим голосом и слухом он пел в церковном хоре. Прекрасная память, благодаря которой он мог наизусть читать Псалтырь, Евангелие, позволила ему занять должность экклесиарха, следящего за соблюдением устава церкви. А еще неустанная забота о парализованном отце, которого Иосиф забрал к себе. Все это в сочетании с постами, постоянной молитвой и смирением стало для него школой духовного возрастания, подготовкой к дальнейшему служению.
Основание монастыря
В таких трудах и молитве прошло 18 лет. После смерти старца Пафнутия, Иосиф был рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем монастыря. Новоиспеченный игумен, склонный к аскетизму сразу попытался ввести в обители более строгий устав общежития. Но братия не была готова менять привычный уклад жизни, и Иосиф не ругаясь, просто со смирением покидает обитель. Он странствует по русским монастырям, знакомится с их устройством и вскоре вместе с семью иноками-единомышленниками решает поселиться в родных, знакомых с детства, лесах близ Волоколамска.
Когда путники выбирали место для строительства, поднялся сильный ветер и повалил деревья. Так Господь указал, где должна была появиться обитель. Иосиф сам принимал активное участие в ее возведении. Наравне со всеми таскал бревна, пилил, строгал, строил. Этому посвящал все дни, а ночи проводил в неустанной молитве.
Монастырь быстро разрастался, увеличивалось и число послушников. Нетрудно предположить, что жили они по очень строгому монастырскому уставу. У братии не было ничего личного. Даже иконы и книги могли они проносить в кельи только с благословления настоятеля. В свободное от богослужений и хозяйственных работ занимались они перепиской церковной литературы, благодаря чему библиотека Иосифо-Волоцкого монастыря считалась одной из лучших и полных на Руси. Не терпел преподобный праздности и лености, считал их страшными грехами, делающими души особо уязвимыми для врага рода человеческого. Бывало ночью обходил он свою обитель и если за дверьми в кельях слышал разговоры, стучался и тут же уходил, взывая к совести нарушителей порядка.
Активно в монастыре занимались и благотворительностью. Часть трапезы они непременно отдавали в пользу бедных. Случалось, что в день кормили до 700 человек. А в голодные годы даже делились с крестьянами близлежащих деревень зерном или продуктами из монастырских запасов и щедрых подношений богатых и знатных паломников, которых в монастыре было немало.
Из обители столь мудрого и требовательного по отношению к себе и окружающим руководителя, как Иосиф вышло много видных церковных деятелей, в том числе митрополиты Московские и всея Руси Даниил и Макарий. Но и самому игумену Волоцкому пришлось потрудиться на благо Русской Православной Церкви. Ведь жил он в непростое для нее время.
Дела Церковные
В последней трети ХV века на святую Русь проникло лжеучение или, как его называют, «ересь жидовствующих». Оно отрицало догмат о святой Троице, веру в то, что Иисус Христос сын Божией, выступало против постов, почитания икон, института монашества, то есть подрывало саму основу Православия. Такие веяния затронули даже приближенных Ивана III, а потому угрожали существованию Руси, как свободного православного государства.
Иосиф Волоцкий принял непосредственное участие в борьбе против ереси. В своем литературном труде «Просветитель» он опираясь на Евангелие и произведений святых отцов, последовательно объясняет в чем неправы еретики. Он жестко обличает отступников истинной веры, требует для них самого строгого наказания. Усилия Иосифа и его соратников не пропали даром. Уже в 1494 году удалось устранить митрополита московского Зосима, замеченного в симпатии к пагубным течениям. А церковный собор 1504 года окончательно победил еретиков, а наиболее ярых врагов веры приговорил к смертной казни.
Иосиф Волоцкий участвовал в обсуждении и других важных церковных вопросов своего времени. Например, допустимо ли монастырям владеть землями? Преподобный считал, что да. Ведь это позволит превратить их в крупные духовные и культурные центры, помогать нищим и обездоленным. При этом сами монахи должны вести скромную, аскетичную жизнь, основу которой составляет труд, молитва, смирение, отказ от всего личного, как это было заведено в Иосифо-Волоцкой обители.
О чем молятся Иосифу-Волоцкому
По молитвам Иосифа Волоцкого происходили чудеса и исцеления еще при жизни преподобного. У иконы Иосифа Волоцкого просят уберечь от опасных идей и увлечений, вразумить людей, отошедших от Православия, попавших в секты, не допустить голода и нужды, защитить от бед и неурядиц. А также его считают покровителем предпринимателей и хозяйственников. Дни памяти святого - 22 сентября и 31октября
Тропарь Иосифу Волоцкому
Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу помиловатися душам нашим.