29.09.2025

Проскомидия: что значит

Утром, когда храм еще погружен в благоговейную тишину, у святого Престола совершается таинственное действие, невидимое для большинства прихожан, — Проскомидия. Это начало Божественной литургии, её духовная основа и глубокая молитвенная подготовка. Но что же скрывается за этим древним словом? 

Само слово «проскомидия» пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от глагола προσκομίζω (проскоми́зо), который имеет очень конкретный и практический смысл: «приносить», «подавать», «предлагать».

В древности это слово использовалось в повседневной жизни. Так могли назвать приношение даров царю, пожертвование в храм или просто принесение чего-либо. Христианская Церковь, рождённая в грекоязычной среде, освятила этот бытовой термин, наполнив его глубоким богословским содержанием.

Таким образом, Проскомидия — это буквально «приношение». Но что же приносят и кому?

Проскомидия — это первая часть Литургии, на которой священник (иногда с помощью диакона) приготавливает хлеб и вино для последующего таинства Евхаристии — преложения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы.

Что является этим «приношением»?

- Хлеб (Просфора). Из большой просфоры (Агничной) специальным ножом, копием, вырезается центральная часть, называемая Агнцем. Именно он станет Телом Христовым. Это действие символически изображает рождение и крестную смерть Спасителя, «Агнца Божия, вземлющего грехи мира».

- Вино. В чашу (потир) вливается красное виноградное вино, смешанное с небольшим количеством воды, в воспоминание истёкших из раны Спасителя крови и воды.

Но Проскомидия — это не просто механическое приготовление. Это живая молитва обо всей Церкви — земной и небесной. 

Историческое становление чина

В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино и другие дары для совершения Литургии и для общей трапезы (агапы), а также для поддержки нуждающихся и клира. Из этих приношений диаконы отбирали лучшее для Таинства. Этот обычай и стал прообразом современной Проскомидии.

Со временем, когда количество верующих резко возросло, обычай приносить дары от каждого стал практически неосуществим. Однако символика приношения от всей общины сохранилась. Теперь это делает священник от лица всех верующих.

Чин Проскомидии, каким мы знаем его сегодня, с его сложной символикой и молитвами, формировался на протяжении нескольких столетий, достигнув своей полноты в Византии к XIV-XV векам.

Духовный смысл

Итак, Проскомидия — это наше приношение. Мы приносим Богу самое необходимое для жизни — хлеб и вино, символизирующие всю нашу жизнь и наши труды.

Это память о крестной жертве Иисуса Христа. Это сугубая молитва о всех членах Церкви, живых и усопших.

Хотя мы не видим Проскомидию, происходящую в алтаре, мы должны участвовать в ней духовно. Имена, прочитанные на Проскомидии, получают благодать через вынутую за них частицу, которая в конце Литургии соединяется с Телом и Кровью Христовыми.

Понимая историю и смысл этого древнего чина, мы глубже осознаем, что Литургия — это единое, живое и соборное действие, начинающееся с нашего малого приношения и завершающееся великим Даром — Причастием Самому Богу.

Порядок совершения Проскомидии

Подготовка

Перед началом священник и диакон совершают положенные молитвы, входят в алтарь и облачаются в священные одежды. Затем они подходят к жертвеннику и совершают омовение рук с чтением соответствующей молитвы, символизирующее духовную и физическую чистоту для предстоящего священнодействия.

Основная часть

На жертвеннике заранее приготовлены:

- Просфоры: пять (или более) специальных хлебов.

- Копие: обоюдоострый нож для изъятия частиц.

- Потир: святая чаша для вина.

- Дискос: блюдо на подставке для просфор 

- Покровцы: небольшие покрывала для дискоса и потира 

- Звездица: две металлические дуги, соединенные крестом, которые ставятся на дискос, чтобы покровец не касался Агнца.

- Лжица: ложечка для причастия.

- Кадильница для каждения.

Порядок действий следующий:

-Приготовление Агнца (из Агничной просфоры). Священник берет первую, главную просфору, называемую Агничной, и делает над ней копием знак креста трижды, произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем он вырезает из середины просфоры четырехугольную часть — Агнец, произнося слова из пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся...» (Как овца веден был Он на заклание...). Эта часть и станет Телом Христовым. Агнец кладется на дискос.

- Вливание вина в Потир. Священник берёт потир и вливает в него вино, смешанное с небольшим количеством воды, произнося слова: «Един от воин копием ребро Ему прободе и абие изыде кровь и вода...» (Один из воинов копием пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода...).

- Поминовение Божией Матери (из второй просфоры). Священник берёт вторую просфору, называемую Богородичной, и вынимает из неё одну частицу в честь Пресвятой Богородицы. Эта частица помещается на дискос справа от Агнца (по левую руку от священника, то есть по правую от Агнца).

- Поминовение святых (из третьей просфоры). Из третьей, «девятичинной» просфоры (в честь девяти чинов святых), вынимается девять частиц и помещается слева от Агнца (в три ряда по три частицы) в память всех святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и т.д.

- Поминовение живых и усопших (из четвертой и пятой просфор). Из четвёртой просфоры вынимаются частицы о здравии православных патриархов, епископов, правительства и всех живых членов Церкви. Из пятой просфоры вынимаются частицы за упокоение усопших православных христиан. Эти частицы помещаются ниже Агнца, на дискосе. Кроме пяти основных просфор, священник может вынимать частицы и из малых просфор, подаваемых верующими с записками «О здравии» и «О упокоении». Каждая такая частица также помещается на дискос, и за имя, написанное в записке, в этот момент возносится молитва.

Завершение

-Покрытие Даров. После вынимания всех частиц дискос и потир покрываются покровцами. На дискос ставится звездица, чтобы покровец не касался Агнца. Священник при этом произносит слова о явлении Вифлеемской звезды. Дары кадятся фимиамом от кадила. Это символизирует благодать Святого Духа, которая осеняет совершаемое таинство.

-Завершающие молитвы и перенос Даров на Престол. Священник читает молитву предложения, вспоминая спасительные события жизни Христа и прося Бога принять это приношение. После этого, если Проскомидия совершалась на отдельном жертвеннике, священник (с помощью диакона) переносит приготовленные Дары (дискос и потир) на главный Престол в алтаре. Этот перенос называется «Великий вход», который совершается на Литургии.

- Чтение часов. Во время или сразу после Проскомидии в храме чтец читает Часы — богослужение, подготавливающее молящихся к присутствию на Литургии.

Заключение:

Каждое действие на Проскомидии имеет глубокое значение. Вынимание Агнца символизирует рождение и крестную смерть Спасителя. Расположение частиц на дискосе — это образ всей Церкви: во главе Христос, рядом с Ним — Богородица и сонм святых, а ниже — все живущие и усопшие члены Церкви. Таким образом, на дискосе собирается символический образ Небесной и Земной Церкви, собранной вокруг своего Главы — Христа.



Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram