Престол означает гроб Христов, алтарь – гробницу
При богослужении в православных храмах используются специальные предметы и храмовая утварь. Одним из важнейших предметов является престол, на котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Спасителя. Но у престола, где невидимо присутствует сам Господь, есть и немало других значений. Так, он олицетворяет собой гроб Христов, а весь алтарь – гробницу. Было бы странно, если бы до наших дней не дошло никакой информации о похоронах Иисуса Христа – Сына Божьего. Напротив, о Его погребении рассказывают все 4 Евангелиста и каждый приводит свои подробности. Погребение Христа – событие, которое относится к Страстям Христовым. Оно приходит на смену Оплакиванию Христа и предваряет сцену обнаружения пустой могилы. То есть это последний момент, повествующий о событиях, связанных с участием земного тела Иисуса. Погребение Христа нашло отражение в различных богословских трудах. Так завершилась искупительная миссия Сына Божьего, что вдохновило многих живописцев и скульпторов на создание многочисленных шедевров изобразительного искусства. Сама крестная смерть и процедура погребения оказали существенное влияние на становление богослужения и литургическое устройство христианских Церквей. Символика храмового пространства, архитектура, иконография, сакральная топография христианских городов – все подчинено важнейшим событиям, затрагивающим религиозное сознание миллионов людей по всему миру. Гроб Господень – это главнейшее и самое почитаемое святое место христианства, центр поклонения и паломничества. События, связанные с захоронением Иисуса Христа, повлияли на мировую историю, не говоря уже о символах и обрядах богослужений. Вполне естественно, что умершего Иисуса захоронили в соответствии с принятыми иудейскими погребальными традициями. Как известно, ближайшие ученики Спасителя апостолы не присутствовали при захоронении. Есть мнение, что единственным участником погребения был богатый и знаменитый член совета Иосиф Аримафейский, который предоставил усопшему собственную гробницу. Однако по другим данным, при погребении тела Спасителя присутствовали также Никодим, который принес благовония для умащения тела, Мария Магдалина и Мария Клеопова. Матфей в своем Евангелие называет ее «другой Марией». В Страстях Христовых упоминается еще один участник погребения – Иоанн Богослов. Гробница была вырублена в скале недалеко от места распятия в саду. Этот сад был разбит на территории за пределами Иерусалима. Историки считают, что здесь находились бывшие каменоломни, в которых состоятельные граждане приобретали себе гробницы. Тело положили на камень, известный сегодня как «камень помазания», умастили благовонным составом, обвили плащаницей, а на голову положили сударь. Перенесли в гробницу, а вход привалили большим камнем. Возле гробницы выставили стражу. По одной из версий это были некий Петроний и сотник Лонгин, который пронзил ребра распятого Иисуса копьем. Как известно, инициаторами поиска пещеры, в которой был захоронен Иисус Христос, были равноапостольные царица Елена и ее сын император Константин, а произошло это в 326 году. Они руководствовались сохраненными сведениями о месте распятия, а еще ориентиром служил языческий храм Афродиты, который на этом месте построили римляне. В итоге место захоронения было найдено, как и крест, на котором был распят Спаситель, вместе с двумя крестами висевших рядом разбойников. Чтобы не ошибиться и выбрать из трех крестов животворящий крест, они по очереди прикладывали его к телу умершего человека. После очередного прикладывания усопший воскрес. Так люди убедились, что в их руках действительно крест Христов. В целом данные археологических исследований совпадают с тем, кто рассказали в своих Евангелиях апостолы. Спаситель действительно был погребен в соответствии с традициями и обрядами того времени. Ученые долгие годы изучали конструкцию и историю Гроба Господня, представляющие большой интерес для науки и религии. Так, историю изучали по этапам: 30-е годы 1 века – 325–326 годы. 325/326 – 1009 годы. Кувуклия императора Константина I. 1009 – 1555 годы. Кувуклия, которую обновили византийские императоры и крестоносцы. 1555 – 1808 годы. Перестройка Кувуклии при Бонифации Рагузском. 1809 и поныне. Кувуклия, которую возвели по проекту архитектора из Греции Н. Комнина. Надо сказать, что Гроб Господень пытались не только восстановить, но и уничтожить. Так, при правлении фатимидского халифа аль-Хаким построенный ранее храм Воскресения Христова было приказано разрушить, а Гроб Господень уничтожить, но это сделать не удалось, хотя он очень сильно пострадал. По мнению хронистов, подручные аль-Халима работали железными молотами, но так и не смогли полностью разломать гробницу. Когда они убедились в своем бессилии, то устроили большой костер, но и тогда гробница осталась нетронутой. Примечательно, что восстанавливала ее мать халифа аль-Хакима – христианка Мария. В 20-30-х годах XI века очень многие паломники, аббаты, священнослужители, епископы были свидетелями схождения Святого Огня в Гробе Господнем. Гроб Господень – это величайшая христианская святыня, которая стала прообразом для небольших моделей Кувуклии и Гроба Господня из камня и дерева в музеях, различных центрах истории и искусства. К особым реликвиям относят и частицы скалы, святое миро, святую воду, масло из горящих лампад. Их принято вкладывать в реликварии – ларцы, сосуды и другие емкости, украшенные драгоценными камнями и металлом, изображениями сцен из Евангелия и связанными с ними символами. Гроб Господень изображают на пряжках паломников, медальонах, значках-жетонах. Что касается иконографии, то все типы Гроба Господня подразделяются в соответствии с интерпретацией сюжета. Изображения гробницы, которая высечена в склоне горы, или пустого саркофага с гробными пеленами воссоздают топографические и богословские толкования текста Священного Писания в византийской и древнерусской живописи. Иконография соответствует реальному облику Гроба Господня и меняется в соответствии с развитием истории. Облик Гроба Господня передавался в сфрагистике, нумизматике, прикладном искусстве XII–XIII веков. Поздние виды Кувуклии представлены в фотографиях. Особую группу составляют западные памятники – архитектурные копии Гроба Господня. В позднем оформлении его облик передают архитектурные копии в Глогувеке и Новоиерусалимском монастыре под Москвой. Такие имитации подобны иконам. Они передают духовную силу первосвятыни и способны отчасти заменить собой паломничество, которое доступно не всем. Монументальные дарохранительницы, которые напоминают по своей форме раку или киворий – это еще одно воспроизведение Гроба Господня. Они создаются не столько с литургической, сколько с историко-топографической и дидактической целью. С конца XIII века композицию Гроба Господня начали дополнять фигурами и скульптурами Иисуса Христа, жен-мироносиц, ангелов и др. Они же легли в основу при изготовлении дарохранительниц. Начиная с XV века монументальные дарохранительницы оказывают обратное влияние на архитектурные копии Гроба Господня. Последние стали больше в размерах, приобрели украшение резьбой и росписями на тему Воскресения Христова. Образ гроба Господня является неизменной частью каждого православного храма. Символически его изображает святой престол. Вот как пишет об этом блаженный Симеон Солунский: «Прообразует… священная трапеза Божий престол, и Воскресение Христово, и честной Гроб»; «Страшная трапеза, что посреди святилища, являет Гроб Христов и таинство Страстей». По сути, весь храм является Гробом Господним, когда начинается пасхальная утреня первого дня Пасхи. Крестный ход олицетворяет приход к Гробу жен-мироносиц. Он начинает пасхальную службу у закрытых западных дверей храма. Но самый главный символ Гроба Господня – это стол, на который полагают плащаницу во время совершения богослужений в последние дни Страстной седмицы. В некоторых литургических текстах его прямо называют «гробом». С Крещением Руси князем Владимиром и распространением традиций православия русский народ выработал собственные художественно-символические формы иконографии Гроба Господня. В ходе паломничеств на Русь попали некоторые священные реликвии – частицы Гроба, его изображения, значки-пряжки и многое другое, что стало ориентиром при строительстве и сооружении храмов, монастырей. Древнерусские изображения Гроба Господня, уменьшенные копии 3-х мерных копий святыни, романско-византийская иконография легли в основу развития самобытной ветви общей христианской иконографии. Отголоски той иконографии, которая сложилась в Латинской империи на основе комбинации восточного и западного христианского искусства, получили продолжение в русских памятниках. В дальнейшем почитание святынь Палестины приобрело государственный масштаб. Соответствующим образом складывалось чинопоследование церковных служб, торжественные процессии приобрели новые формы, появилась новая храмовая утварь и предметы, взявшие на себя функцию реликвариев или реликвий. С XVI века появились характерные для христианского Востока плащаницы, а также точные аналоги «пасхальным гробницам». Меняется архитектура храмов, приобретая форму шатра храма Гроба Господня. Значение самостоятельной реликвии приобрел Гроб Господень в Успенском соборе, в котором до 10-х годов XVII века не было образа Гроба Господня. С этого момента прослеживается связь поклонения Страстям Христовым и поклонения Его Гробу. Она существует в разных редакциях чина погребения того времени. Так, согласно им у Гроба Господня ставили Образы Страстей Христовых, выносили плащаницу и полагали ее на Гроб. На вечере Великой пятницы гроб переносили в центр храма и в те времена это был не киворий, а саркофаг. Все основные постулаты и моменты богослужений тех лет сохранились и до наших дней, параллельно дополнившись типологическими группами образов Гроба Господня, существующих в рамках западноевропейских традиций. Еще одна группа образов Гроба Господня сложилась под воздействием скульптурных композиций, которые иллюстрируют евангельские события, происходившие у Гроба Господня. В результате в русских храмах появились композиции «Положение во гроб». Они состояли из саркофага с резным изображением тела Спасителя, и стоящих у гроба фигур Богородицы, Марии Магдалины, Иоанна Богослова, Иосифа Аримафейского и Никодима. Начиная с 1700 года русские паломники получили свободный доступ на Святую землю, хотя и до этого момента на ней успели побывать некоторые монахи и священнослужители. Немало украшений в виде пожертвований – как царских, так и купленных на деньги простого народа присутствовало у Гроба Господня до пожара 1808 года. Здесь же находились иконы письма русских мастеров, хоругви и др. Состоявшие при Гробе Господнем греческие монахи активно принимали пожертвования русских паломников, помощь от них для благоукрашения святыни. Не прекратились пожертвования с русской земли и после пожара. У Гроба господнего побывало немало известных русских деятелей, писателей, например, Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский. Как тогда, так и сегодня для поклонения великой святыне в Иерусалим едут тысячи наших соотечественников. Особое значение для нас имеет миссия обретения Святого Огня. Каждый год наша страна на самом высоком уровне организует поездку на Святую землю уполномоченного представителя, который везет в Россию великую святыню. Погребение Христа
Евангельское повествование
Поиски места захоронения
Реликви, евлогии и иконография
Образ Гроба Господня в православии
Почитание Гроба Господня на Руси