15.11.2022

Препятствия на пути к Евангелию

Говорят, что верить в Бога гораздо сложнее, чем не верить. Действительно, для неверия, собственно, ничего не нужно, достаточно просто отрешиться от всего духовного и делать вид, что души вообще не существует. Вера же требует определенной чуткости, развитой интуиции и чего-то гораздо более глубокого, чтобы внутренне прозреть и увидеть Бога. Какие же препятствия встают на пути к Евангелию перед современными людьми


Умственный, теоретический подход к предмету


Современные умные и образованные люди стремятся объяснить все с логической точки зрения, опираясь на факты, которые можно доказать. Но Евангелие нельзя разобрать и разложить по полочкам, эту книгу можно читать лишь сердцем. Она удовлетворяет запросы не ума, а души, которую нельзя пощупать, увидеть и как-то охарактеризовать с интеллектуальной точки зрения. 

Современный кинематограф любит обращаться к истории дореволюционной России, показывать отношение русского студенчества к правде, истине, смыслу жизни, вечным вопросам о Боге. Горячие, молодые, неумудренные жизненным опытом люди интересовались духовными вопросами, им не были чужды морально-нравственные ценности, но этот интерес был преимущественно умственным, теоретическим и никакого преображающего действия на них не оказывал. Да, они с успехом и увлечением рассуждали на философские темы, делали научные открытия, совершали прорыв в других областях жизнедеятельности, но спасение души не было для них приоритетным направлением. А ведь в Евангелие сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16:26).

По сравнению с интеллигенцией, представителями высшей знати простые рабочие и крестьяне существенно проигрывают в этих вопросах, но вот что удивительно – они без всякого мудрствования, с доверчивым сердцем идут за Христом, рассматривая Книгу книг не как предмет для теоретического изучения, а как пособие для жизни. Для них Священное Писание – это прямое указание жизненного пути. И, следуя этому указанию, они полностью отрешаются от своей жизни и идут за Христом, как это сделали апостолы, оставив все, что у них было, и отправившись за Спасителем. Для них Христос становится главным смыслом жизни, затмевающим другие интересы и приоритеты.

Можно привести немало примеров таких людей, отдавшихся Богу всецело и без остатка. Это блаженная Ксения Петербургская, раздавшая свое имение и ставшая юродивой ради спасения души своего усопшего мужа. Это преподобный Феодосий Печерский, который еще в детском возрасте отказался носить нарядные одежды и ходил в рубище, под которым была железная цепь для усмирения греховных желаний. Это и зажиточная помещица Иулиания Лазаревская, которая в голодный год раздала все свое имущество нуждающимся. Все эти люди не изучали Евангелие через лупу, выискивая в нем недочеты и несоответствия, а поверили в него всем сердцем, всей душой. 

Кто-то скажет, что современные люди на такие суровые подвиги не способны, да это от нас и не требуется. Житие святых подвижников Христовых – это пример для нас, какой может быть любовь к Богу, сильной вера. Да, сегодня мы не носим вериг и не молимся сотни дней и ночей на камне, как преподобный Серафим Саровский, но мы можем делать все, что от нас зависит, помогая немощным и страждующим, подавая милостыню, совершая добрые дела во имя Господне. Копеечка, отданная женщине, собирающей на лечение больного ребенка, уже ставит нас на истинный Евангельский путь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что первым препятствием на пути к Евангелию является желание познать его умом, попытаться доказать, как теорему, разложить все по полочкам. Оно открывается только душевному порыву и становится источником жизни и бессмертия при глубоком обращении ко Христу. 


Увлеченность самим собой

 

Почему сегодня так мало верующих людей? Потому что они увлечены поисками себя, становлением себя как личности, профессионала, бизнесмена и т. д. Как грибы после дождя растут всевозможные курсы по повышению собственной самооценки, значимости для других, привлечению доходов, поиска богатого мужа и т.д. Люди зациклены на себе. Они делают себя центром жизни и мироздания. Реклама убеждает нас, что «мы этого достойны», и вот мы опять и опять спешим покорять мир, «делать себя», добиваться поставленных целей, самосовершенствоваться и расти. 

При этом в геометрической прогрессии растет число самоубийств и среди них вот такие «делатели себя», женщины, изуродовавшие себя пластическими операциями, но так и не познавшие настоящей любви, мужчины, выдохшиеся беготней по кругу. Делая себя центром жизни и кумиром, они не достигают того, чего ищут, не находят истинного счастья. Их удел – это неудовлетворенность и тоска. Достигнув одной цели, они не успевают порадоваться, как ставят другую. Вся их жизнь – это бегство за призрачным счастьем, а итог всегда один – пустота и одиночество, разочарование и скука.

Почему так происходит? Потому что истинное счастье никогда не кроется в самом себе. Только когда человек делает что-то ради других, забывая о себе, только тогда он может получить настоящее удовольствие и почувствовать себя по-настоящему счастливым. Для кого-то это труд – умственные или физический. Для кого-то – научные открытия, сулящие прорыв в естествознании. Счастливы многодетные родители, живущие для своих детей, братья, старающиеся для сестер, и друзья, всецело отдающие себя дружбе. По сути, все эти примеры еще раз подтверждают действующий в мире закон любви. 

Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть во имя любви. Его нагорная проповедь, прощальная беседа с учениками, распятие и смерть – это осуществление закона любви. Высказывая свою любовь к Богу и людям, мы чувствует огромное удовлетворение и радость, ощущаем истинное, не навязанное извне, не придуманное кем-то счастье. Только когда мы берем свой крест и начинаем следовать за Христом, у нас пропадает ощущение внутренней неудовлетворенности. На душе становится тихо и тепло. Любящий человек никогда не скажет, что ему тяжело любить. Напротив, ему все время будет казаться мало. 

В отличие от «делающих себя» христианин не боится, что когда-нибудь достигнет своей цели и идеала, что ему больше некуда будет стремиться. Все дело в том, что его достижения – не внешние, а внутренние. Вспомним знаменитую фразу Максима Горького: «Человек – это звучит гордо». Но гордиться собой мы имеем право лишь в том случае, когда в нас в полной мере проявится образ Божий, когда мы сможем увидеть его в других. Гордиться своей самостью и самоуверенность – жалко и нелепо. Лишенный бессмертия человек ничтожен и бессилен. Сегодня он есть, а завтра его нет. Его сдуло с лица земли как жалкую песчинку, как мыльный пузырь. Только в единении с Творцом вездесущего, в бессмертии заключена сила и слава человека, но никак не в нем самом, его исключительности. 

Поэтому для удаления второго препятствия на пути к Евангелию нужно перестать считать самого себя центром вселенной и мироздания. Необходимо понять, что Господь есть Высшее и Единое средоточие, цель жизни, к которой стоит идти и которой стоит поклониться. 


Порабощенность материальным

 

Современные люди воспринимают мир не как великую Божественную тайну, а как планету, находящуюся в космическом пространстве. Когда-то мы были уверены, что земля стоит на трех слонах, а они – на черепахе. Сегодня мы знаем, как устроена вселенная, какие законы действуют в космосе, но каких бы успехов мы не достигли в науке, до конца раскрыть тайну природы не способны. Ученые доказали, что наша галактика произошла в результате взрыва, но природа этого взрыва, его механизм так и остается для нас загадкой.

Почему? Потому что мы не учитываем величия и премудрости Того, чьими «руками» этот взрыв был совершен. Мы все привыкли считать, что наука против религии, но чем больше научных исследований появляется, тем больше мы убеждаемся в существовании Бога – Того, Кто этот мир со всеми его материальными законами и создал. Великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая – видимый мир… Вторая книга – Священное Писание… Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры».

Сегодня мы отчетливо понимаем, что все видимое, слышимое и осязаемое нами в большей степени является результатом работы нашего познающего духа и в меньшей степени обусловлено объективной принадлежностью окружающих нас вещей. Все, что нас окружает – пение птиц, зеленеющая за окном трава, шум моря, запах лесов – все это является производным нашего духа, результатом отображения окружающей нас действительности на нашей психике. Да, окружающие нас предметы существуют сами по себе, но понятие о них мы получаем благодаря деятельности нашего духа, налагающего на них свою печать.

Вспомним, как менялись наши представления о мироздании с начала времен. Как тогда, так и сегодня мы воспринимаем все происходящее на основе внешнего опыта и внутреннего действия нашей психики. Новые познания и новые наблюдения меняли и наше понятие о мире и материи. Когда-то мы не знали, что все окружающие нас предметы созданы из мельчайших, непрерывно движущихся частиц. Но вот мы доказали существование атомов, но смогли ли изучить их досконально, определить природу, строение? Последние научные достижения показали, что у этих элементов материи нет ни протяженности, ни косности, зато имеется живая движущая энергия, какая-то сила, которая уже не имеет к материи никакого отношения. То есть дух оказывает торжество над материей.

С древних времен философы спорили, что главное в человеке – тело или душа. Пока существование души еще предстояло доказать, самым ценным считалось тело. Ему отдавалось все внимание и забота, но даже самый последовательный и убежденный материалист согласится с тем, что главнейшими для человека остаются его эмоции и переживания – радость и тоска, любовь и ненависть, дружба и прощение. Истинную ценность для человека представляет не его здоровое сердце или хорошо работающие суставы, а те чувства, которые он испытывает, обнимая любимого человека, впервые прижимая к себе новорожденного ребенка, помогая другу и т.п. 

Человек тянется к прекрасному. Он наслаждается предметами искусства, поет и пишет песни, принимает участие в общественной деятельности, занимается волонтерством. Он жаждет духовного совершенствования, для него первостепенное значение имеют его морально-нравственные идеалы, за которые он готов терпеть лишения и нужду и даже умереть. Если убрать из человеческой жизни все нематериальное, то что у него останется? Пустота! Во все времена человечество воодушевляли и влекли на подвиг идеалы духа. Когда тело умирает и разрушается, нравственные идеалы духа остаются незыблемыми, продолжая вдохновлять и объединять людей.

Но именно мир духовных ценностей и проповедует христианство. С самого момента своего появления оно перевернуло понятия и мировоззрение людей. Оно стало вином новым, свежей кровью, подняв взаимоотношения людей на новый уровень. Изменилось и понятие о Боге и Его отношении к людям. Запросы духа были выдвинуты на первый план. Перед человеком встала задача стать совершенным – таким, каким был Отец Небесный. Это получило отражение не только в моральном аспекте, но и творчестве, живописи, архитектуре, музыке, поэзии. 

Человек убедился, что победить в жизненной борьбе можно не путем грубой физической силы, не путем нахрапа и наглости, беспощадной жестокости и ненависти, а путем смирения, кротости, терпения, любви. С самых первых дней христианство было гонимо, но только благодаря вере, горячей любви к своему Спасителю и благодатному вдохновению Святого Духа оно получило такой мощный толчок, что за 2000 лет собрало под своими знаменами миллиарды людей по всему миру. За многовековую историю развития христианства мы стали свидетелями подвигов огромного количества мучеников, которые шли на смерть с проповедью Евангельского учения, с благодарностью на устах.

Смерть для них, по словам апостола Павла, была приобретением и жизнью. Что давало им силы преодолевать страшные мучения? Ясно же, что не какие-то телесные суперспособности, а могучее проявление духа, его торжество над материей, торжество жизни над смертью. Да, мы не умаляем сегодня важности материи, важности для человека собственного тела, но лишь как носителя духа, который имеет главное и господствующее положение. Эта сила гораздо могущественней механической материи

Материя инертна, косна, она зависит от обстоятельств, то есть не свободна. Апостол Павел говорит: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17). То есть по-настоящему свободным является только дух, но не тело. Прилепляясь к земному, материальному, мы теряем свою истинную свободу, становимся рабами своих пристрастий и привычек, а дух есть торжество свободы над косностью и тленностью материи. И в этом таится настоящее чудо. Ведь чудо – это не нарушение законов природы. Свободная сила человеческого духа постоянно совершает чудеса над косностью окружающей нас материи. Высший Божественный дух, который даровал бытие миру, способен на совершение чудес, удивительных и поразительных для людей, но вполне соответствующих природе Божественного духа.

Жизнь – это великая тайна, и пока нам открыт лишь небольшой ее уголок. У нас нет никакого основания сомневаться в возможностях чудес, не верить в реальное и конкретное существование темных и светлых бесплотных сил, ада и рая, где мучаются грешники и прославляют Бога праведники. Об этом нам говорит Евангелие, написанное под руководством святого духа. Если мы соглашаемся с его господством в мире, то автоматически освобождаемся ото всех предрассудков, связанными с механическим миропониманием. Сие есть великая тайна, которая открывается нам лишь отчасти.

Превосходство знания над верой

Что для человека знание? Это то, что доказано, логически обосновано, подтверждено фактами. Вера же считается понятием абстрактным, субъективным и бездоказательным. На самом деле никакое знание нельзя считать незыблемым и непреложным. Вспомним, что на каждом этапе развития человечества были свои знания и учения, но все они претерпели изменение со временем по мере развития науки и других областей естествознания. Стоит только сравнить медицину времен Гиппократа и современные достижения, древние астрономические теории и сегодняшние понятия об устройстве вселенной.

То, что одни поколения провозглашали как незыблемую истину и величайшее достижение человеческого разума, их потомки считали наивным и детским заблуждением. В нашей жизни есть немало тому подтверждений, как меняется взгляд на лечение одних и тех же болезней, как умножаются наблюдения, совершенствуются орудия познания. То, что сегодня наука признает, на завтра она может отрицать, и наоборот. По сути, знания – это лишь результат нашего опыта, проверяемого нашим рассудком. Этот опыт растет, уточняется, но за пределы пяти наших чувств и рассудка не выходит, обеспечивая таким образом лишь поверхностные знания о мире.

Ну а что же вера? Это чувство уверенности в какой-либо истине. Она может стать результатом собственного наблюдения и опыта, а может основываться на вере других людей, мнению которых мы доверяем. Такую слепую веру можно сравнить со знанием. Ведь если мы сами не видели атомы и молекулы, то это не значит, что мы не верим ученым, которые доказали их существование. Но настоящая вера отличается от научного, рассудочного знания. Вера – это прозрение, проникновение в глубочайшую сущность жизни, про которую апостол Павел сказал: «Вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1).

Такая вера редко становится результатом доверия другим. Это всегда личный опыт человека, его гениальное открытие. И как бы он не доказывал кому-то существование духовного мира, ему никто и никогда не поверит на слово. Там, где одни ничего не замечают, другие усматривают нечто, что по-настоящему открывает им глаза на сущность мироздания. Так слепорожденный, исцеленный Христом, увидел в нем Бога, а книжники и фарисеи, смотревшие на него незамутненными глазами, ничего не видели.

В этом Евангельском событии открываются поразительные вещи: один и тот же, точно установленный и бесспорный факт, разделил людей на два лагеря: тех, кто с ясностью увидел силу Божию и тех, кто как слепые не замечали очевидного. Сможем ли мы в этом случае утверждать, что слепорожденный проявил наивную доверчивость, а книжники опирались на строгие и беспристрастные научные факты? Вряд ли. Очевидно, что разумность на стороне исцеленного, но видящие не хотели этого видеть, не зря Иисус Христос говорил, что «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Иоан. 9:39). 

Известный русский философ и богослов В.С. Соловьев говорил, что «верить в Бога гораздо труднее, нежели не верить». Для этого недостаточно иметь органы чувств и следовать логике, как в случае с наукой. Для этого нужна духовная чуткость, способность интуитивного прозрения, духовное зрение и внутренний подъем. Если научное познание требует от человека зрелости ума, то духовное познание неразрывно связано с нравственным состоянием и требует чистоты сердца и строгости жизни. Чем больше человек костенеет в своих грехах, тем меньше у него шансов познать Бога. Да, бывают исключения из правил. Бывает так, что человек доходит до края и понимает, что дальше – все, конец, и тогда ему что-то открывается. 

Но обыкновенно он все больше отдаляется от Бога из-за невнимательности, желания втиснуть все в понятные для него рамки и категории, из-за загроможденности и засоренности души лишними впечатлениями и переживаниями, которые не есть сама жизнь, а только лишь ее подобие, суррогат. Мы все куда-то спешим, бежим, нас окружает постоянный шум машин, гаджетов, какая-то непрерывная суета. Она не дает нам остановиться и прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу, способному помочь нам увидеть Бога, который по словам ап. Павла, «Не далеко от каждого из нас: Ибо мы Им и живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17:27–28).

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram