Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский
28 января (10 февраля) отмечается день памяти преподобного Исаака Сирина. Он был христианским писателем-аскетом и епископом Ниневии в Церкви Востока. Уже много столетий православные верующие обращаются к преподобному и находят утешение в скорби, обретают спокойствие и получают поддержку. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, подайте записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки». О подвижничестве преподобного известно немного, а некоторые описания его мирских подвигов разнятся в деталях. До XVIII века его часто отождествляли с разными людьми: то со стихотворцем Исааком, то с епископом Ниневии. Относительно достоверная информация представлена в арабском жизнеописании преподобного. Считается, что святитель жил в VI-VII веках. По одним источникам он родился в городе Беф-Каратай, по другим – в Ниневии, древнейшем культурном, экономическом и политическом центре. В юношеские годы он вместе с братом ушел в монастырь Мар-Матфея. Оба молодых человека выделялись среди других послушников: они проявляли большой интерес к новым знаниям и были не по годам мудры. Настоятели высоко ценили ум юношей, и позже брат Исаака занял должность настоятеля монастыря, а тот выбрал другой для себя путь – ушел в отшельническую келью и предался молитвенному уединению и безмолвию. Живя вдали от мирской жизни, Исаак неоднократно получал от брата послания, в которых брат упрашивал его вернуться. Но преподобный был стоек в своем выборе. Он ни на минуту не сомневался в своем предназначении и каждый раз отказывал, предпочитая отшельническое существование. Исаак говорил, что жизненно нуждается в молитве и хочет победить «блуждание ума и рассеянные помыслы». Вскоре слава о святости преподобного разлетелась далеко за пределы Ниневии. Народ стал просить, чтобы Исаака поставили Ниневийским епископом. В результате святитель, положившись на Божие Провидение, принял должность. В летописях упоминается, что его рукоположил сам патриарх Георг. Это событие произошло в монастыре Беф-Абэ. Исаак Сирин стал настоящим пастырем: он проводил проповеди и часто беседовал с людьми, которые приходили к нему за помощью. Но не все готовы были слушать его. В древних книгах описывается такой случай. Один человек долго не мог вернуть деньги, который одолжил своему знакомому. Человек грозился предать должника правосудию. Тот, в свою очередь, не имел возможности отдать занятое и просил дать ему некоторое время на сбор средств. Тогда оба пришли к отцу Исааку и попросили решить проблему. Преподобный обратился к заимодавцу и напомнил, что даже в Евангелие написано о прощении долгов и тем более об их отсрочке. В ответ человек разгневался и в сердцах прокричал, что Евангелие не является для него авторитетом, а материальные интересы для него более важны, нежели «какая-то книга». Такое поведение огорчило святого Исаака, и подобное случалось еще не раз. Непослушание и отрицание паствы привело к тому, что через какое-то время он отказался от должности епископа и ушел подальше от мирской жизни. По одним данным преподобный отправился в одну из египетских пустынь, по другим – на гору Мату. Проведя некоторое время в уединении, отец Исаак перебрался в обитель Раббан-Шабур. Там он трудился наравне с другими монахами и, конечно, возносил молитвы Богу. Преподобный вел скромное существование, съедая по три хлебца в неделю, дополняя скудную трапезу травами. Вечера Исаак посвящал чтению и изучению Священного Писания, а также сам занимался писательской работой. Неудивительно, что вскоре он почти полностью потерял зрение, но и тогда он не бросил литературный труд – все его речи записывали монахи. Молитвы Исаака Сирина и его чистые помыслы позволили дожить ему до глубокой старости. Он умер в обители Шабур. Сколько сочинений принадлежит Исааку Сирину доподлинно неизвестно. Из тех, что найдены на сегодняшний день, святой предстает перед нами как очень образованный и духовно зрелый подвижник. В своих трудах преподобный поднимал немало важных вопросов. Он раскрывал смысл монашества, разъяснял догматические истины, делился личными наблюдениями и опытом переживания многочисленных встреч с Богом и его Ангелами. Его писания были адресованы широкому кругу людей. В них хорошо прослеживается незримая связь вероучения и практической жизни. Исааку Сирину удалось провести четкие параллели между «Божественными свойствами и христианскими добродетелями». Рассуждая об Ангелах, преподобный говорил о нравственном совершенствовании человека, а упоминая демонов, он рассказывал о соблазнах, хитрости и коварстве. Святитель считал, что высшее совершенство заключается в обретении бесстрастия. По его словам, оно состоит в том, чтобы «движение страстей» стало чуждым для христианина: нельзя их принимать «в себя» ни при каких обстоятельствах. Преподобный учил, что нет малых грехов: всякий грех – есть грех. Если человек совершает «малое оступление», то это неизбежно приведет к большому греху, который будет сурово наказан. Для многих Исаак Сирин был примером стойкой непоколебимости в вере в Господа, настоящим учителем и наставником. Он помогал всем нуждающимся, направляя их на путь истины. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, подайте записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки». Добре священствуя во градех, / и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче, / начальник монашествующим показался еси / и учитель подвижников, / сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем: / слава прославльшему тя Христу, / слава тя освятившему, / / слава давшему нам тя, предстателя искусного.Житие преподобного Исаака Сирина
Подвижничество
Творческое наследие
Тропарь преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 1