Преображение Господне – обещание рая каждому из нас
Вы можете подать записку с именами близких в праздник Преображения Господня на Святую Землю:
Для кого преобразился Христос?
Почти сразу после начала своего общественного служения, после Нагорной проповеди, Спаситель взял трёх своих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и поднялся с ними на гору Фавор. Здесь Господь преобразился, показав апостолам свою божественную природу, осияв их нетварным благодатным светом. А рядом со Христом явились двое наиболее почитаемых пророков, Моисей и Илия, чтобы и своим человеческим словом подтвердить Его божественное достоинство.
Бог действует в нашей жизни по-настоящему премудро. Почти в каждом Его действии можно усмотреть сразу несколько смыслов. Например, преображаясь перед учениками Он, одновременно, преобразился и для нас. Святитель Тихон Задонский писал об этом так: «Тогда возглашал Бог из облака апостолам, но через них и к нам сей глас дошел; и к нам глаголет Бог: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте!».
Далее святой Тихон прибавляет: «Сколько раз читаем или слышим Евангелие Его святое, столько раз слышим глас Сына Божия, глаголющий к нам, Который не о чем ином поучает нас, как о спасительном пути, которым до славы оной Божией, на горе святой отчасти показанной, должно всякому идти, кто хочет получить оную». То есть преображением Богочеловек не только апостолов в самом начале их пути, но и нас в самом начале пути нашего уверяет, что ведёт в Царствие Небесное.
Преображение – это акт милосердия по отношению к нам. Чудо, совершённое чтобы укрепить нашу веру. Маяк, который ведёт нас в правильном направлении – к цели неземной, неотмирной. Камертон, который настраивает наш слух на чуткое и сердечное принятие всего того, что далее скажет нам Спаситель. А чутко принимая и исполняя в своей жизни слова Евангелия, мы преображаем уже свою душу.
Странное поведение апостолов
События преображения Господня важны не только действиями самого Господа, но и реакцией Его учеников. Вдумайтесь в то, что происходит на Фаворе! Апостолы видят, как ходящий с ними проповедник вдруг начинает сиять ярче солнца. Так, что на него больно смотреть! Его окутывает облако, из которого с ними громогласно говорит сам Творец. А затем с их учителем беседуют два великих пророка, один из которых умер, а второй был живым взят на небо!
Казалось бы, после такого любой человек был бы твёрдо убеждён в божественности Спасителя. И воздавал Ему почести, подобающие Божеству. Но что же говорят апостолы: «Хорошо нам здесь быть. Давай мы сделаем три кущи – одну тебе, одну Моисею и одну Илии». Они не предлагают Богу построить для Него храм. А лишь заботятся об улучшении бытовых условий – создании трёх шалашей для удобства продолжения беседы учителя с пророками.
Почему они так странно поступают? Почему вместо исполнения того, чего от них хочет Бог, они ещё пытаются привести Его к тому, что видится лучшим им, к земной проблематике? Почему совершают ту же ошибку, что позднее совершит и весь еврейский народ, когда будет приветствовать Спасителя царскими почестями, пытаясь заставить стать своим земным правителем, а через несколько дней распнёт, оскорблённый тем, что предложенная «честь» была отвергнута Богом?
Только что Бог прямо сказал апостолам слушать своего Сына, но они пока ещё глухи к этому повелению. Их «духовные очи» ещё слепы. Слепы потому, что без благодати Божией человек гораздо ближе к состоянию животного, чем к богоподобию. Позже, в день Пятидесятницы на апостолов сойдёт Дух Святой и слова Спасителя станут им понятны, а их собственные устремления станут направлены уже не на земную жизнь, а на путь в Небесное Отечество.
Урок для нас
Однако не стоит думать, что мы в чём-то достойнее апостолов. Они получили крещение и дары Духа Святого в зрелом возрасте, а большинство из нас ещё в младенчестве. В их жизни до Пятидесятницы не было возможности причащаться Тела и Крови Христовых, а мы можем это делать каждую неделю. Так что лишь великая милость Божия позволяет нам, сегодняшним, лучше понимать к чему ведёт нас Христос, чем это понимали апостолы в момент Его преображения.
Но понимание Божественности Господа ещё не делает преображёнными наши души. Вот как раз здесь уже апостолы бесконечно опережают нас. Они слушали Мессию и поступали в соответствии с Его учением. И это сделало их святыми ещё при жизни. Так, апостол Павел был восхищен до третьего неба, где слышал песни ангелов. А апостол Пётр исцелял больных не только своим словом или наложением рук, но даже тенью, которая падала на них при его прохождении мимо.
Если Бог Отец в день Преображения Сына говорит нам:
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5)
то уже Бог Сын говорит нам о необходимости изменения всей своей жизни, необходимости конкретных действий для достижения обожения и наследования Царствия Небесного:
Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21).
Когда мы раскаиваемся в совершённых грехах, то слёзы омывают и преображают наше сердце, возвращают нам сознание и приносят мир в нашу душу. Тогда из порабощённого страстями звероподобного существа мы вновь преображаемся в человека, коего Творец задумал, как венец всего сотворённого. Помолимся же сегодня о себе и о дорогих нам людях, чтобы Бог помог нам не только понимать евангельские события, но и подлинно преобразить свои души!
Подать записку на Литургию в праздник Преображения Господня
на Святой Земле: