Православный взгляд на йогу
Для большинства людей йога – это просто разновидность спорта, имеющая восточные корни. Действительно, что плохого в том, что человек иногда позволяет себе стоять в позе «собаки» или еще какого-то зверя, делая это для поддержания своей физической формы? На самом деле йога – это не просто комплекс физических упражнения для оздоровления тела. Своими корнями она уходит в индуизм, который, по сути, есть не что иное, как язычество. Вспомним слова апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2Кор. 6:14-16). Сам термин «йога» переводится как «узы, связь». Связь своей воли со змеем кундалини и последующее вознесение ее к Шиве с обязательным познанием собственной «истинной» сущности. Кто-то скажет, что существующие сегодня различные направления йоги не связаны между собой, но все они как ветви одного дерева, корни которого уходят глубоко в область духовного мира. Об этом сказано в книгах Бхагавад-гиты и Йога-сутрах Патанджали. Конечная цель этого восточного учения – разбудить энергию кундалини, которая сконцентрирована в основании позвоночника в виде змея. Это позволит войти в особое состояние, позволяющее познать Тат Твам Аси. Одного этого достаточно, чтобы понять, что йога – это не просто комплекс физических упражнений. В довесок к ним прилагаются всевозможные бхаяны и киртаны, которые можно назвать языческими аналогами православных христианских акафистов, а также мантры – «сакральные» формулы, помогающие добиться «просветления». В последние годы интерес ко всему восточному существенно вырос, поэтому нет ничего удивительного в том, что «гостья с Востока» йога в своем упрощенном и адаптированном виде заняла свою нишу в современной массовой культуре. Как грибы после дождя открываются всевозможные центры йоги, причем даже в самых отдаленных уголках нашей страны. Большинство обращается к практикующим в них тренерам для поддержания своей физической формы, похудения и приведения своей фигуры в порядок, но и есть и те, кто копает намного глубже и стремится к познанию духовной традиции, внутреннему совершенству. Среди таких посетителей немало тех, кто считает себя православными христианами. Эти люди не видят ничего плохого в том, чтобы заниматься этим видом фитнеса, ведь они не собираются обращаться в другую веру, а просто хотят поддержать себя в форме, разве это плохо? Предупреждения священнослужителей и богословов о том, что это может привести к самым разным тяжелым и неприятным последствиям им непонятны и чужды. Так что же такое йога, и почему православие относится к ней с такой враждебностью? В одном авторитетном светском сайте указано, что йога – это «понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма». Здесь необходимо сделать упор именно на «совокупность». То есть физические практики, а именно – упражнения для поддержания своей физической формы неотделимы от практик духовных и психических. Выделяют самые разные направления йоги, а всего их 4 типа: Голливудская йога. Нетрудно догадаться, что это скорее западное, чем восточное направление, которое сегодня осваивают деятели голливудского шоу-бизнеса. Основная цель такой практики – затормозить старение, повысить собственную привлекательность, привести в порядок тело и достичь долголетия. Гарвардская йога. Последователи этого направления стремятся сделать свой ум ясным, добиться концентрации и душевного равновесия. Гималайская йога. Это направление отлично от двух предыдущих. Его приверженцы стремятся достичь особого состояния самадхи, то есть «погруженность». Культовая йога. Из самого названия понятно, что сосредоточием этого направления является сам гуру, общаясь с которым и поклоняясь ему, как Богу, последователи и достигают желаемого просветления. Если рассматривать йогу в контексте философии индуизма, то под ней понимается система раджа-йоги, которая переплетается с принципами санкхьи, которые направлены на отвлечение духа от материи. Исходным пунктом учения о материи является учение о наличии следствия в причине. Философы индийского дуализма ищут первопричину, которая не связана с Богом. Чистые индийские техники убеждены в необходимости следования указаниям оригинального санскритского текста – «Йога Сутры» Пананджали. В индийской традиции выделяют «восьмиступенчатую» йогу, в которой физические упражнения или, как их называют, асаны занимают самое незначительное место. А вот самое главное место отводится умственному и нравственному очищению, использованию всех своих возможностей для самосовершенствования. Восемь ступеней, из которых и состоит йога, это: «Пять ограничений» (яма). «Пять дисциплин» (нияма). «Физические упражнения» (асана). «Расширение жизненной энергии» (пранаяма). «Внутренняя сфокусированность» (пратьяхара). «Концентрация» (дхарана). «Медитация» (дхьяна). «Погруженность» (самадхи). Преодолевая первые две ступени, человек развивает в себе нравственные качества – правдивость, самоотверженность и ненасилие. Третья ступень, которую, собственно, и осваивают многие последователи в нашей стране, в идеале не должна отрываться от нравственного совершенствования. Индийские учителя уверены, что сами по себе позы или асаны йоги не способны принести человеку пользы, если он не преследует цель войти в состояние блаженства, то есть «погруженность» самадхи. Что же понимается под термином «погруженность» и во что «погружаются» последователи йоги? На самом деле на этот вопрос нет четкого и однозначного ответа. Считается, что все зависит от того, во что верит человек. Если он не отделяет свою сущность от Верховной сущности – Брахмана, то погружаясь, он достигает с ним нераздельного единства. Духовная реальность для такого индуса безлика, и эта вера в Безликого превосходит веру в Личного Бога. Индус-теист стремится к развитию любовных отношений со своим богом, и для него «погрузиться» – это значит утопить себя в этом боге. Буддисты не верят в Бога-Творца, и для них высшей ступенью является наступление нирваны, в которой собственное «Я» угасает, исчезает. Конечно, такая амбициозная духовная программа претерпела некоторые изменения как в России, так и на Западе. Из нее «выдернули» третью ступень – асаны, но есть немало людей, желающих познать и охватить всю полноту этого индийского учения. Они стремятся к цели философии санкхьи – отвлечь дух от материи. Они верят, что свое обычное психосоматическое «Я», являющееся побочным продуктом физических процессов, можно очистить, как луковицу от шелухи, добравшись до центра с «чистым сознанием». Однако многие ученые высказывают сомнение в том, что путем такого «разделения» можно добиться каких-то духовных высот. Психиатр Р.Д. Лэйнг, изучавший заболевания психики и переживания психоза, утверждал, что радикальный выход из внешней реальности может привести к шизофрении. Такое «путешествие вглубь себя» чревато самыми разными психическими проблемами, а перед христианином такая цель ставит целый ряд серьезных проблем. Господь говорил: «Ищите прежде всего Царства Божия». Он не призывал искать «чистое сознание». Даже монахи, которые удаляются от мира и стремятся освободиться от всего земного, продолжают искать «внутреннее царство», и в этом царстве – Божественная Святая Троица, Господь наш. Познание Христа и общение с Ним происходит в Духе Святом. Силою этого Духа мы призываем Бога «Отче наш». «Чистое сознание» – это лишь слабый отголосок того, что представляет собой христианское состояние «Царства Божия». Влиятельные индийские миссионеры, например, Вивекананда и его последователи предлагают определенные методики для продвижения поп-мистики, в основе которой лежит понятие «самореализации». Этот призыв сегодня для многих звучит как руководство к действию, ведь он полностью совпадает со светским призывом «найти себя», «добиться успеха», «исполнить мечту». Однако при тщательном изучении сочинений Вивекананды оказывается, что он сильно уклоняется в конкретную индийскую традицию, убрав тонкую метафизику индийской недуалистичности и оставив безрассудный синкретизм. Метод самореализации он видит в том, чтобы говорить себе непрестанно «Все есть Я», «Я сущность блаженства», «Христы и Будды просто случаи, в которых олицетворяются твои внутренние силы, «в действительности это мы отвечаем за наши собственные молитвы» и т.д. и т.п. Впоследствии у Вивекананды появилась работа о Раджа-Йоге, ставшая практическим пособием для всех, кто стремится «реализоваться» и найти себя в этом мире. Предстоятель Русской Православной Церкви часто встречается с молодежью, дискутирует с ней на разные темы. Так, на встрече, которая была организована в рамках Всемирного русского народного собора и студенческого фестиваля «Вера и дело», он сказал о своем положительном отношении к физкультуре и спорту, ведь они вносят свой вклад в развитие и совершенствование физического естества, но при этом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание на присутствие в профессиональном спорте нечто такого, что не созидает личность и ее физическую составляющую, а разрушает ее. Говоря о занятиях йогой и медитацией, он сказал, что в самих физических упражнениях ничего плохого нет, но в том то и дело, что йога – это не просто физкультура. В ее основе лежит определенная религия с соответствующими духовными практиками. Наибольшее опасение и настороженность Святейшего Владыки вызывают сопровождающие ее медитации. Их практикование может привести к разрушению национального самосознания, культурной идентичности. Святейший Патриарх рассказал о посещении Индии и встрече там с русскими людьми, которые в душе давно оторвались от своих корней, поменяли идеалы и ценности на другие, приобрели другое мировоззрение и мироощущение. Именно от таких экспериментов Владыка и предостерегал молодежь. Предстоятель Албанской Православной Церкви также с большой настороженностью относится к йоге. Поданная под соусом физического развития, она направлена на нечто большее, чем хорошее самочувствие и профилактика заболеваний. То, что предшествует, что стоит за простыми неподвижными упражнениями и о чем люди даже не подозревают, тесно связано с системами медитации, философско-религиозными теориями и аксиомами индуизма, главная из которых – учение о реинкарнации. Просто «выдернуть» из йоги физические упражнения невозможно, ведь и в христианской практике коленопреклонения – это не просто телодвижения. Это определенный настрой, состояние души, стремление к духовной цели. Так и в йоге. Ее асаны имеют духовную основу и концентрируют в себе весь религиозный опыт индусов. Как уже было сказано, йога в переводе с индийского языка означает «связь, слияние». Индусы используют это понятие для определения тайной связи человека с трансцендентальной реальностью, а также способов и путей, которые к этому «слиянию» и освобождению от всего внешнего ведут. Все эти руководства и методы формировались в Индии в течение столетий и все они так или иначе преследуют цель соединения человека с Абсолютом. Индийская религиозность стоит на трех китах – спасении, стремлении и набожности, которые носят названия «карма-йоги», «джнана-йоги» и «бхакти-йоги». Все это порождает большую путаницу в головах западных людей. Они мало что понимают в признании йогой как школой существование вечного бога Ишвары (Господа), но не признании ею того факта, что Он вмешивается в жизнь человека. Именно поэтому, но не только, такие идеи никак нельзя соотнести с христианским богословским учением. Обучение йоге состоит из нескольких этапов, из которых принято выделять 8 общих ступеней: Самоконтроль. Он предусматривает отказ от скупости, воровства, половое воздержание. Самосовершенствование. Человек должен хранить спокойствие, чистоту, выполнять асаны. Пройдя эти два этапа, ученик получает от гуру ритуальную фразу – мантру, частое повторение которой является обязательным условием для спасения. Контроль над телом. Этот этап предусматривает выполнение специальных поз, которые призваны взять жизненную энергию под контроль. Контроль над дыханием. При выполнении упражнений человек контролирует свои вдохи и выдохи, их частоту и силу. Контроль над чувствами. Тренировки по контролю над своими чувствами проводятся при фиксации взгляда на определенном объекте. Концентрация. Этот этап предусматривает создание барьера, который позволил бы абстрагироваться от окружающей действительности и внутренних мечтаний. Для этого используются самые разные техники, например, пение слога «ом». Медитация, сосредоточенность и восприятие. Познание, освобождение. Освободиться от экзистенциальной сферы и получить спасение можно только по преодолению последнего, восьмого этапа. Если на первых этапах человек находится в сознании, то на последнем преодолевает даже самосознание, ничего не чувствуя, не ощущая. Это называется «свободой духа», знанием, просвещением. То есть предел всех стремлений – связь с Абсолютом и здесь нет места Христу Спасителю, благодати, бескорыстной любви и Животворящему Кресту. Какое ответвление йоги не взять, какое бы направление не рассматривать, все эти упражнения, медитации и духовный опыт радикально отличаются от учения Христа как в ключевых, так и отдаленных вопросах. Да, в последние годы делалось немало попыток выделить из йоги определенные правила и тенденции, применимые в рамках христианства. Но священство и богословы считают, что это все равно, что пытаться разделить мышечную и нейронные ткани у человека. Да, с одной стороны кажется, что такой вариант йоги поможет услышать послания Святого Духа, когда человек сумеет достичь глубокой тишины, избавиться от всего внешнего, наносного, сумеет взять под контроль чувства и желания, но на деле это может привести к совершенно противоположному результату – путанице и автономии человеческого духа. Ведь если верить учению Христа, то духовная жизнь есть дар от Бога. Получить его с помощью независимой человекоцентристской техники нельзя. У православных христиан есть исихастский опыт восточного христианства, где при определенных религиозных условиях можно стяжать святую духовную жизнь во Христе, достичь мира и «исихии» (тишины) в любви. Архиепископ Анастасий считает современные познания о йоге очень скудными, обобщенными и запутанными. Для большинства это лишь особые физические упражнения, поэтому приверженцы йоги редко продвигаются дальше первых трех ступеней. Максимум преодолевают четвертую, контролируя дыхание при выполнении асан. Многие частные школы отказываются от проповеди религиозной составляющей этих занятий, другие пытаются убедить, что их и вовсе никогда не существовало, убеждая в том, что йога – это просто спорт. Максимум – наука. Но практикующие медитацию ориентируются исключительно на индуистское направление, читая священные тексты, применяя теорию на практике, основанную на реинкарнации и ее кругообороте. Да, в век новых технологий, свободы вероисповедания и религиозного сознания мы вправе сами выбирать, во что верить, но не лишним было бы узнать, что скрывается под общими фразами различных центров йоги, чему там действительно обучают под социальным и философским видом. Священник Михаил много лет изучал религиозные традиции Индии и в одном из своих интервью напомнил, что йога является монашеской практикой, которая вначале требует отказа от противоестественных, греховных и порочных желаний, а потом накладывает «вето» и на естественные желания и стремления – создание семьи, поиск хорошей работы и др. В конце концов она требует полностью отказаться ото всех своих желаний. После прохождения первых ступеней йогин научается контролировать свои физическое и тонкое «тела». На высшей ступени он уже берет под контроль психику и постигает искусство сосредоточенного созерцания (медитации). При этом он практически не пьет и не ест, мало спит и дышит, ничего не чувствует, ни о чем не думает, настолько он входит в состояние транса. И вот в этот самый момент в его внутреннюю пустоту и безмолвие должен войти свет. Но не Божий, а свет собственной «божественности». Йогины верят, что достигнув самадхи, можно переродиться и в любой момент сбросить «оковы» своего тела. Отец Михаил разоблачает и некоторые мифы о йоге касательно того, что ее последователи живут долго и счастливо, практически ничем не болеют, не подвержены стрессу и др. На самом деле всеобщая диспансеризация, которая проходила в Индии в 1980-х годах, показала, что продолжительность жизни приверженцев йоги намного меньше, чем продолжительность жизни обычных людей. Йогины чаще других страдают от катаракты глаз, а все из-за постоянной концентрации на солнце. У них чаще диагностируют вывихи суставов, артриты и артрозы из-за неестественных поз, а еще заболевания верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, что неудивительно при обилии клизм и использовании жгутов для очищения носоглотки. Да, стоит прибавить сюда и целый букет хронических венерических заболеваний. Отец Михаил предупреждает, что если заниматься настоящей буддистской или индуистской йогой, то можно впасть в самообольщение, считая себя богом. Как вариант, можно впасть в духовную прелесть, о чем имеет понятие каждый православный христианин. Занятия фитнес-йогой серьезных духовных последствий в себе не таят, пока не становятся манией, целью для совершенствования своего тела в ущерб совершенствованию души. Восточная медитация все больше и активнее наступает на христианство, что вполне естественно вызывает опасения среди священства. Да, человек может заниматься йогой, управляя своим дыханием и принимая определенные позы для достижения телесного здоровья и красоты. Но даже не осознавая этого, он таким образом готовит себя к определенным духовным воззрениям и переживаниям. Йогины верят, что «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать». Да, эти идеи языческие, а не христианские, но приемы йоги все чаще используют для «христианской» медитации. Цель – раскрепоститься, расслабиться, повысив восприимчивость к духовным идеям и впечатлениям. По мнению последователей йоги, упражнения «наполняют чувством общего благосостояния», дают «ощущение покоя», прекрасное самочувствие, эйфорию и блаженство. Православные ценители йоги считают, что дарованное ею состояние «полного здоровья» сначала позволяет делать больше на человеческом уровне, а уже потом на уровне христианском – духовном. Якобы заполняющая тело и душу удовлетворенность располагает к духовной жизни. Многие замечают и благотворное влияние на свой характер. Вот был человек, к примеру, вспыльчивым и раздражительным, а начав практиковать йогу заметил, что стал более мягким и понимающим. События извне и внутренние переживания перестали иметь над ним своей власти. Меняется сама личность – укрепляется, раскрывается, приводя к эйфории и полной удовлетворенности. Все это называется подготовкой к «духовной» жизни, которая не заставляет себя долго ждать. Став более спокойным, человек замечает, что и его молитва становится более внимательной. Человеку кажется, что он приобретает восприимчивость к «импульсам и побуждениям с небес». Таким образом раскрываются те личные отношения между Богом и душой, которые сопровождают весь путь мистической жизни. Душа парит, молитва становится «сладостной», захватывая всего человека, и вот он уже готов затрепетать при «касании Святого Духа», испытать то, что Господь сочтет для него достойным. Это считается одной из высших форм «христианского созерцания», направленного на «притекание благодати Христа». Человек чувствует огромный голод и жажду праведности, он всеми фибрами своей души стремится стать христианином в полном смысле этого слова. Но любой знакомый с природой прелести и духовного заблуждения понимает, что такой «христианский йог» духовно сбился с пути, скатившись в сторону языческих религиозных опытов, либо в сторону сектантский «христианских» опытов. Здесь просматривается то же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и желание быть «восхищенным» неким духом. Самоопьянение человек ошибочно принимает за благодать. Его мистические откровения есть не более, чем псевдодуховное состояние, характерное для всех, кто духовно заблудился. Фантазируя на разные христианские темы, такой человек и не подозревает, что попал в ловушку бесов, поджидающих таких «созерцателей». Их видения Матери Божией, Ангелов света являются собственными религиозными фантазиями, порождениями сердца и духа, которые совершенно не готовы к духовной брани и искушениям темных духов. Страшно, что подобные «медитации» сегодня практикуют в некоторых католических монастырях и обителях. Если обратиться к «Добротолюбию» и сравнить изложенные в ней истины с тем, что проповедуют «христианские» йоги, то можно лишь еще раз убедиться, какая пропасть пролегает между этими дилетантами и приверженцами истинного православия. Достаточно привести пример касательно настоящей «сердечной молитвы», которая в православных традициях доступна лишь немногим, да и то после долгих лет аскетической брани и школы смирения у истинно богоносного старца, тогда как для гуру йоги это лишь трюк по произнесению слогов в унисон с сердцебиением. Афонские старцы выделяют 9 отличий Иисусовой молитвы от медитации и индийского типа йоги: Молитва выражает веру в Бога как Творца Вездесущего, как Отца, который заботится о спасении своего творения. Спасение невозможно совершить «в себе» и «через себя», как утверждают йогины. Оно совершается в Боге, потому мы и просим Его в молитве «Помилуй мя». Молитва православных христиан обращена не к безликому Богу. Это вовсе не какое-то «абсолютное ничто». Это вполне конкретный Богочеловек – Иисус Христос. Христиане любят своего Бога и чтут его заповеди, подвизаются в их претворении в жизнь, реализуя главный наказ Господа: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Тот, кто их исполняет, соединяется с Пресвятой Троицей. Молитва сама по себе смиряет человеческую гордыню, которая изобилует в учении йогинов. Именно благодаря умной, непрестанной молитве православные христиане стяжают блаженное состояние смирения. Когда молящийся говорит: «Помилуй мя», он осознает всю степень своего падения, всю греховность своей натуры и считает себя ниже всякой твари. Молиться с гордостью просто невозможно, и имеющий ее безумен. Спасение – это не какое-то абстрактное понятие. Это вполне конкретное единение с Триипостасным Богом в лице Господа нашего Иисуса Христа. Но это единение не означает угнетение собственной человеческой личности. Она сохраняется в каждом из нас. Подвизаясь в борьбе со своими грехами и страстями, христиане получают возможность различать искушения, видеть и понимать прельщение дьявольских сил. Распознавая дух лести, они легко могут отделить добро от зла, понять, где действует Дух Христов, а где темные силы, которые маскируются под Ангелов Света. Молясь, обращаясь к Богу за помощью, христиане получают ее, освобождаясь от разрушительного влияния страстей. При этом это умерщвление страстей и достижение бесстрастия – всегда динамическое, это непрерывный процесс. Это процесс преображения, потому как в «бесстрастной страсти» любить Бога и спастись невозможно. Христиане стремятся добиться святости, освободившись от обезображенного состояния, которое создает сатана. Совершается эта личная борьба по благодати Христовой, которая и обеспечивает спасение. Цель молитвы – не привести ум к абсолютному ничто. Напротив, у христианина вполне конкретная задача – обратить ум в сердце и стяжать благодать Божию в душе, чтобы оттуда она распространилась и по всему телу. Господь сказал, что «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Церковь учит, что тело не является злом. Злом выступает плотский разум, поэтому бороться нужно не с телом как таковым, а своим желанием угождать и служить ему. Недопустимо впадать в такое состояние, при котором пропадает желание жить. Христиане упражняются в молитве, потому что хотят жить и вечно пребывать с Богом. Христианству чуждо безразличное отношение к окружающему миру. Йогины отрешаются от всего, чтобы сохранить спокойствие и безмятежность, а христиане молятся за всех, за весь мир. Сами по себе мы спасаться не можем. Мы делаем это все вместе и все вместе соединяемся со Христом. Христиане не делают упор на определенное положение тела, они не придают значения психотехническим методам. Да, некоторые из них помогают сосредоточиться, но при желании войти в общение с Богом можно в любом месте, в любое время и в любом состоянии тела и души. Отец Софроний основал Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Великобритании в графстве Эссекс. Его жизнь была очень тяжелой. Он много лет провел в такой нищете, что даже обычная консервная банка была для него настоящим богатством. Его путь к Богу был очень извилистым и тернистым, хотя начиналось все более, чем хорошо. У мальчика была очень набожная няня, которая пеклась о его христианском воспитании, водила в храм, рассказывала о Боге. Уже в детском возрасте он молился по 45 минут, но в юности начались искания. Евангелие он воспринимал как некий психологизм, заповедь о любви казалась слишком конкретной, мирской, а ему хотелось достигнуть вечного абсолюта. На этом этапе он увлекся индийским учением ради этого самого Сверх-личного Абсолюта. Юноша начал искать нечто большее, чем Христос, он медитировал в желании достигнуть абсолютного Бытия, и тогда ему казалось, что он совлекается видимого и невидимого, чувственного и мысленного. Уходя во мрак неведения, молодой человек испытывал некий покой и наслаждался этим состоянием. Стремясь достигнуть трансцендирующего Бытия, он представлял свой ум как свет, параллельно ища способы выражения в картине красоты, которая свойственна всякому природному явлению. Позже он назовет этот период вдохновения «самоубийством в метафизическом смысле». Выйти из этого ложного положения ему помог Сам Господь, протянув руку в самый последний момент. Архимандрит Софроний считает это чудом милосердия, которым он так долго пренебрегал. Он вдруг с очевидной ясностью понял, что его искусственное погружение в отвлеченную умную сферу не поможет ему познать Перво-Начало всех начал. Он вдруг осознал, что любовь – это и есть то абсолютное бытие, которого он искал, а Христос есть тот Божественный Абсолют, Который превосходит Собой все, что есть на земле. Он понял, что его аскетические совлечения никакого реального единения с Бытием не давали, а мистические опыты имели негативную окраску. Он вспомнил, как молился ребенком Бессмертному Отцу Небесному и как в той, детской вере легко сочетались Персона и Вечность. Его восточный опыт был скорее интеллектуальным, оторванным от сердца, и постепенно он приходил ко все большему убеждению, что уходит от истинного реального Бытия в небытие. Причину этого он видел в том, что следовал заблуждению кругов, в которых вращался. Там было принято смешивать понятие персоны с понятием индивидуума, тогда как философски они имеют диаметрально противоположное значение. Вновь обретя Христа, отец Софроний другими глазами посмотрел на свой восточный опыт, которому посвятил долгие 8 лет. Он воспринял это как самое страшное преступление перед Богом, Которого его душа знала с раннего детства. Самым недопустимым отец Софроний считает смешение Иисусовой молитвы с йогой, буддизмом, трансцендентальной медитацией и пр. В основе христианства лежит откровение о Боге личном: Аз Есмь, тогда как все остальные пути уводят человека в сторону отвлеченного трансперсонального Абсолюта, в область имперсональной аскетики. Да, отвлекая ум от всяких образов, медитация может создать ощущение покоя, мира, но в ней никогда не будет настоящей молитвы лицом к Лицу, стояния перед Богом. В результате таких экспериментов пропадает восприятие Живого Бога, а человек как личность просто исчезает. Создается разрыв между реально сущим и отвлеченным созерцанием человеческого рассудка. В результате целостность человека расслаивается, происходит уничтожение личности. Отличие православия от восточных учений отец Софроний видит в том, что оно требует крепкой веры и долготерпения, а духовные дары и созерцание Абсолютного Бога в индуизме можно приобрести за короткий срок. Те, кто проводит параллель между Иисусовой молитвой и йогой или трансцендентальной медитацией, заблуждаются, причем очень опасно. Молитва – это вовсе не простое и «техническое» средство, позволяющее соединиться с Богом. Заблуждаются и тот, кто искусственно соединяется с Истоком всего сущего, возвращается к безымянному трансперсональному Абсолюту, растворяя в океане сверхмысленного свою индивидуальность, свою личность. Аскетические «подвиги» подобного рода позволили некоторым подняться до металогического созерцания бытия, испытать некий мистический трепет, выйти за пределы времени и пространства, раскрыть в себе свободу духа и созерцать умную красоту, но что это дало им на самом деле? Усмотрев божественное начало в природе человека, такие люди достигли самообожения, не подозревая, что это и есть начало падения. Видение в себе некой «абсолютности» есть не что иное, как отражение Божией Абсолютности в том, кто создан по образу и подобию. Отец Софроний уверен, что Истинного, Живого, Сущего Бога во всем этом нет. Это лишь естественный гений человеческого духа в его сублимированных стремлениях к Абсолюту. Все, что он созерцает на этом пути, зиждется на самосозерцании, а не Богосозерцании. Все это тварная красота, а не Перво-Бытие. Здесь нет спасения человеку.
Что такое йога, и что такое энергия кундалини?
Йога и современность
Четыре типа йоги
«Погруженность»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси о йоге
Архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос) о йоге
Православный религиовед священник Михаил Плотников о йоге
Иеромонах Серафим (Роуз) о йоге
Афонские старцы о йоге
Архимандрит Софроний (Сахаров) о йоге