13.03.2023

Православный взгляд на проблему взаимоотношений мужчины и женщины

Мужчина и женщина…Наверное нет темы животрепещущее и актуальнее, как тема взаимоотношения полов. Во все времена развития человечества, будь то время пришествия Иисуса Христа или время советского патриархата, женщина находилась в уничижительном положении, достаточно вспомнить знаменитую пословицу «курица – не птица, женщина – не человек». Далекие от религии люди во всем обвиняют православие с его Библией, где прямо говорится, что жена – это лишь помощница мужу, часть его ребра, из которого она и была сделана. Так ли это на самом деле, и что говорит православие по поводу взаимоотношений между мужчиной и женщиной

«Бесплатное приложение»

Вспомним знаменитый советский фильм «Москва слезам не верит». Прозвучавшая в нем фраза слесаря-интеллигента Гоши «Запомни, все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я — мужчина» до сих пор не теряет актуальности, несмотря на, казалось бы, устоявшееся в XXI веке равенство полов. Современные женщины ни в чем не уступают мужчинам, а где-то даже бывают успешнее. Они делают карьеру, занимают видные посты в правительстве, содержат детей, престарелых родителей и сами решают все возникающие бытовые вопросы. 

Но когда современная женщина приходит в Церковь, то с удивлением обнаруживает, что ее удел – подчинение мужу, и это несмотря на все те достижения, которых она успела добиться. В связи с чем возникает вполне естественный вопрос: «А как же это так получается?» И почему Господь прямо говорит ей: «…к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт 3:16). Неужели она – это лишь бесплатное приложение к мужчине, не имеющее самостоятельной ценности и находящееся в заведомо уничижительном положении?

«Моя половина»

В европейской культуре женщин традиционно называют «прекрасной половиной человечества», а женатые мужчины часто называют своих жен «моя половина». Но разве может быть одна половина больше другой? Ведь даже по определению результат деления чего-то пополам подразумевает получение равных частей. Святые отцы, в частности, святитель Иоанн Златоуст говорят об этом также: «Хотя и подчинена нам жена, но вместе с тем она свободна и равна нам по чести». Тогда откуда появилось мнение, что женщина – это лишь соработница мужчине, сделанная из его кости и обязанная ему подчиняться? Стоит шаг за шагом проследить по Писанию Божий замысел о мужчине и женщине.

«Кость без мозга»

Впервые воля Божья о мужчине и женщине была выражена в книге Бытия, когда Господь заповедовал человеческой семье плодиться, размножаться и владычествовать над зверями. О какой-либо иерархии здесь нет и речи, ведь в этом месте делается упор на сам факт сотворения человека, Божью идею. Во 2-й главе книги Бытия мы узнаем о сотворении человека: Адама Господь создал первым, а Еву – второй, причем из его ребра. В советское время этот момент был излюбленной мишенью лекторов и пропагандистов научного атеизма, породивший немало пошлых шуток на тему женской «неполноценности» и отсутствии мозгов.

Однако, мало кто знает, что переведенный на европейский язык термин может звучать не только как «ребро», но и «бок, сторона». То есть первозданный человек уже включал в себя мужское и женское начала, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону от мужской, о чем святитель Иоанн Златоуст говорил так: «…творческая премудрость разделила то, что с самого начала было одно, чтобы потом снова объединить в браке то, что Она разделила». Но почему же Еву называют «помощником» Адаму

Богословы считают, что Адам не видел в раю только одного – человека. Для собственного самосовершенствования ему необходимо было всмотреться в образ Божий, «выйти из себя», чтобы взглянуть на такое же Божье создание. С этой точки зрения Ева – такая же помощница Адаму, как и он – ей. То есть она была помощником в богопознании через ближнего. Сотворение Евы из ребра Адама скорее указывает не на подчиненное состояние Евы, а на тождественность их природы. Адам и Ева были одой плотью поистине – для этого Господь использует для сотворения Евы часть тела Адама. Бог присовокупил к ребру только красоту и внешний образ. Как говорит преподобный Ефрем Сирин: «…Ева была уже в Адаме, в том ребре, которое было взято от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе и по духу…».

Смена ролей после грехопадения

Но если Адам и Ева имели тождественное естество и равенство, откуда же тогда взялось поверье о подчиненности жены мужу? На самом деле это определение приобрело актуальность не при сотворении первых людей, а после их грехопадения, виновницей которого, как известно, была Ева. Вспомним, что Господь дал им одну единственную запретительную заповедь – не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. И первой запрет нарушила именно жена, не посоветовавшись с мужем, а на самом деле пожелав возвыситься над ним и стать богиней, как ей обещал змей-искуситель сатана.

Преподобный Ефрем Сирин так комментирует ее поступок: «…из ревности не допустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адаму же предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, то Господь обличил ее тайны и сказал ей: той тобою обладати будет». После этого Господь поставил ее в подчинение мужу не в наказание за преступление, а для исцеления болезни, нанесенной грехом. Проявившая себя болезнь в стремлении господства над супругом могла уврачеваться только одним – смирением, покорностью супругу, который с этого момента брал ее на свое попечение для предупреждения возможных «рецидивов» синдрома властолюбия.

И в этом попечении нет ничего унизительного или обидного. Не сумев проявить себя как умный и благоразумный начальник, для ее же блага ей лучше оставаться под его начальством и управлением, чтобы не сотворить еще чего похуже. Жена захотела быть первой, поэтому стала второй. Так Господь уберег ее от бед, происходящих от жажды власти. Все тот же святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: «Вначале Я, говорит Господь, создал тебя равночестною мужу и хотел, чтобы ты, будучи одного с ним достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями. Но из-за того, что ты не воспользовалась равночестием как должно, за это подчиняю тебя мужу».

Отсюда следует, что изначальное равенство между мужчиной и женщиной было нарушено грехопадением. Неравенство стало частью отношений падшего мира, и подлинной любви в нем нет. Это, с позволения сказать, Божье наказание, епитимья, и как любая епитимья она носит временный характер и заканчивается с разрешением от греха. В Царстве Божием не будет мужей и жен. Более того, там не будет ни рабов, ни свободных, ни мужчин, ни женщин. Все там будут пребывать как Ангелы, отличаясь друг от друга только благодатью и славой за свои подвиги, но не земные заслуги.

Здесь можно привести аналогию из рассуждений преподобного аввы Дорофея о страхе Божием. У каждого христианина должен быть страх Божий, но у новоначального и опытного аскета он разный. Страх новоначального – это страх раба, который боится наказания. Страх среднего можно сравнить со страхом наемника, боящегося потерять оплату труда. И только совершенный имеет страх сына, который боится огорчить своего родителя. В некотором смысле и женщина Ветхого Завета оказывает послушание в роли раба. В Новом Завете она уже более свободная и может рассчитывать на награду в вечности, ну а в будущем веке она становится дочерью, как мужчина – сыном, оказывая истинное послушание Отцу.

«Глава» семьи

Как видно, Сам Господь Бог поручил мужу заботиться о жене, оберегать ее от излишних проявлений самостоятельности, поэтому и спрос за ее поведение и состояние в первую очередь с него. Вот только в последние годы мы все больше замечаем, что мужчины не стремятся к такой ответственности. Более того, они все больше стараются уклониться от роли, возложенной на них Богом, предпочитая уступить жене место в семье и общество, которое они должны занимать сами. Можно долго рассуждать, почему так получилось, но факт остается фактом.

Современные женщины во всем стремятся быть равными мужчинам, а в чем-то и превосходят их, вот только винить их за неуемную инициативу и жажду независимости нельзя. Склонившие перед ними голову мужчины сами сняли с себя ответственность, так а что же слабому полу остается делать? Как говорится, «а кони все бегут, а избы все горят», а помочь, подставить сильное плечо некому. Господство над женой, данное мужу после грехопадения, не награда. Это скорее тяжкая обязанность, ноша, которая не всем по плечу, но которая своя, а своя, как известно, «не тянет». Мужчина обязан нести бремя ответственности не только за себя, но и свою половинку, за свое прекрасное ребрышко, за ту, которая плоть от плоти твоей.

К сожалению, сегодня наблюдаются и другие перегибы. Есть немало православных мужчин, считающих, что послушание – это особенность женской природы, поэтому пытаются это послушничество навязать, причем в довольно жесткой форме. Святые отцы считают, что таких надо вразумлять отлучением от Причастия, ведь женщинам и так нелегко, ведь зачастую они выполняют двойную работу и обязанности, обеспечивая семью материально и налаживая быт в доме. Мало того, что женщина несет сугубо женское наказание – вынашивает ребенка и рожает его в муках, мужу оказывает почет и уважение, так еще и вкалывает за него в поте лица. 

Под тяжестью двойного наказания может сломаться любой человек, а «слабый пол» и подавно. В православной среде как тогда, так и сегодня считается, что женщина не должна работать «от звонка до звонка». У нее есть своя специфическая сфера деятельности – создание и поддержание семейного очага, уюта, что в некотором смысле вкладывается в пресловутое «к мужу твоему влечение твое». Именно это влечение и побуждает женщину создавать комфорт, обустраивать быт и семейное гнездышко так, чтобы муж радовался и ценил свое семейное счастье.

Поэтому в семьях, где работают оба супруга, совершенно недопустимо, чтобы муж после смены ложился отдыхать, а жена заходила на вторую смену к плите. В такой ситуации они должны делить домашние обязанности поровну. Да, женщины должны оказывать послушание. Как говорил старец Паисий Святогорец, «за непослушание от женщины отходит благодать Божия», но не будем забывать и о предписаниях, которые имеются в Библии касательно мужчин. В Священном Писании сказано: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3: 7). 

Если мужчина может сказать, что он всегда именно так и относится к жене, тогда он вправе требовать послушания. Беда только в том, что таких просто не существует. В редкие моменты современный мужчина может найти в себе силы для непоколебимой снисходительности и терпеливости, постоянной ласки и отзывчивости, а значит и от супруги покорности требовать нечего. 

«Спасется через чадородие»

Отдельно стоит сказать о детях. Да, в Библии действительно сказано, что женщина спасается через чадородие, но само по себе наличие большого количества детей не спасает. Спасает дух любви, смирения и кротости, спасается жертвенное отношение к другому, когда жена вместо времени на себя, вместо походов по салонам красоты и кафе с подругами посвящает его детям, мужу. Ведь после слов о спасении через чадородие сказано: «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». А у нас сегодня некоторые женщины, имеющие детей кричат и требуют почтенного отношения к себе, вместо того, чтобы смириться и молча нести свой крест жены и матери.

Вспомним жития святых, примеры ветхозаветных праведных Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иоакима и Анны, Захария и Елисаветы. Из церковной истории можно увидеть, что Господь одинаково благословляет как бездетных, так и многодетных, но одно дело, когда жена не может родить по состоянию здоровья, и совсем другое, когда она отказывается рожать детей по причине, что не хочет портить фигуру, хочет пожить для себя и т. п. Да, понятия о браке, роли в них жены и мужа, отношении к детям сегодня перевернулись. В одних семьях ребенка возводят на пьедестал и поклоняются ему, как божку, в других подчиняются мужу-тирану, в третьих сваливают всю ответственность на жену и предоставляют ей полную свободу действий – куда вырулит, туда и поплывем, но нужно помнить, что все это не имеет никакого отношения к Библии и православному вероучению.

Настоящая семья та, где один любит другого и боится огорчить его хоть чем-то, стремится сделать жизнь любимого счастливой и комфортной рядом с собой. Где все подчиняется закону любви, но любви не бездумной и безумной, а благоразумной, праведной, чистой, честной. У одного ребенка как-то спросили: «Что для тебя счастье?» На что он ответил: «Счастье – это когда папа приходит с работы и целует маму». В такой семье дети чувствуют себя уверенно, надежно, ведь у них хорошая опора под ногами, крепкий тыл. Помогай же нам Господь жить ради другого – того, кто предназначен тебе Богом, кто уже давно стал частью тебя, а ты – его частью и уже не разберешь, где заканчивается один и начинается другой.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram