Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
14.07.2022

Православный взгляд на оккультизм

Как поется в одной песне, сколько будет жить человек, столько он будет желать и пытаться заглянуть в неведомый мир, узнать, что ждет его в будущем и там, за чертой. Некоторые от желаний переходят к действиям, обращаясь ко всевозможным магам и гадалкам или сами начинают «ворожить на судьбу». Как грибы после дождя появляются всевозможные «развивающие» тренинги по «открытию третьего глаза», «погружению» и «расширению внутреннего пространства». А как православие относится ко всем этим оккультным наукам и практикам? 


Мир видимый и невидимый


Даже атеисты, далекие от какой бы то ни было религии люди чувствуют, что земным, видимым миром все не ограничивается. Православных и вовсе не нужно в этом убеждать, ведь об этом сказано в главной молитве «Символ веры»: «… Творца Неба и Земли, видимым же всем и невидимым». Этот мир недоступен нашему познанию, но хотим мы этого, или нет, мы ежеминутно, ежесекундно ощущаем на себе его положительное и отрицательное воздействие. Как сказал великий русский писатель Ф.М. Достоевский: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». В свете этого вполне естественно, что люди стремятся познать этот невидимый мир, чтобы обезопасить себя от его пагубного влияния. 

Почему же он сокрыт от человека? По учению Церкви, это явилось следствием грехопадения первых людей. Как известно, до вкушения плода познания добра и зла Адам и Ева были сродни Богу и имели тело, которые не чувствовало боли, усталости, не могло болеть и страдать. После грехопадения оно стало тленным, грубым, а способность видеть духов и общаться с ними у них пропала. Удивительно, но «упав» в область духов, мы утратили дар их видения и чувственного с ними общения, а все потому, что иначе и сами стали бы такими, как они. Не просто «удобопреклонными ко греху», но и непрестанно творящими зло, а значит неспособными покаяться и восстать из падения. 

То есть так Господь сделал для нашей же пользы, а все попытки самовольно проникнуть в невидимый мир, установив контакт с населяющими его сущностями, грозят самыми разными тяжелыми и страшными для нас последствиями, не зря в Евангелие сказано: 

«Кто не входит в дверь, а прилазит инуди, то есть вор и разбойник». 

Собственно, именно по этой причине Церковь не благословляет всевозможных экстрасенсов, целителей, магов и йогистов, которые, по сути, есть «воры и разбойники», без спроса, а главное права берущие то, что им не принадлежит. Да, их предсказания нередко сбываются. Да, бывает и такое, что обращающиеся к ним больные получают исцеление. Но как сами эти целители, так и обращающиеся к ним за помощью люди, потом нередко становятся пациентами психиатрических клиник или прихожанами храмов и монастырей, ищущих батюшку для отчитки и изгнания поселившейся в них сущности. Почему же так опасно заигрывать с темными духами?


Неумение отличить добро от зла

 

Именно в эту ловушку попадают те, кто искренне не понимает, почему Церковь обличает целителей, использующих в своих ритуалах иконы, церковные свечи и молитвы. «Как же так? – думает человек, – разве это не от Бога?» В православном вероучении сказано, что для благополучного вступления в мир духов необходимо «образование себя законом Божиим». Что это значит? Это значит, что сначала нужно стяжать способность различать добро и зло. Если человек не живет духовной жизнью, то он это умение приобрести не может. Если человек живет духовной жизнью, то он уже может противостоять обману и обольщению, а посему Господь может попустить ему духовное видение духов для его же пользы.

В исключительных случаях, если это соответствует замыслу Божию, человек получает способность к чувственному видению духовного мира. Духовное видение человек приобретает при осенении его Божественной благодатью. Конечно, происходит это не по воле самого человека, а по воле Господа. Вот почему немало христианских подвижников и святых имели дар прозорливости, могли предсказывать будущее и творить многие чудеса, хотя вовсе к этому не стремились. Напротив, каждый из них считал себя менее всего достойным этого дара, в отличие от тех, кто рвется в ученики к чародеям и магам. 

Но сколько бы они не стремились к «самореализации», «самокультивации» и «саморазвитию», у них ничего не выйдет без помощи Божией, а если что и получится, то необходимо четко понимать, откуда эта помощь придет. Такие «семена», которые лягут на вспаханную почву гордыни и самости, приведут к погибели. Дух Божий может прикоснуться к нашему духу только в одном случае – в случае покаяния. Это главный ключ и необходимое условие духовного видения. Без покаяния нет очищения от греха, а не в очищенную душу Святой Дух войти не может. «Вратами» же духовного видения святые отцы называют смирение. Именно его так не хватает всем этим доморощенным магам, целителям и колдунам.

 

Покаяние и его отсутствие в оккультных практиках

 

Конечно, термин «покаяние» ничего не скажет атеисту, но и придерживающему какой-либо другой религии, например, индуизма, он также чужд. Взять, к примеру, классическую йогу. В руководстве к индусскому спасению нет ничего похожего на покаяние, а практика медитации, которая как раз обещает получение духовного видения, рассматривает покаяние как «добровольное наложение на себя ограничения или страдания, что не означает обязательно причинение физической боли. Чтобы принести истинную пользу духовному развитию человека, покаяние должно походить на совершенный грех». 

Да, в йоге есть немало полезных для физического и психического здоровья советов типа отказа от алкоголя и табака, но нет ни слова о Боге. Аскетизм в индийском учении практикуется лишь во имя свое, а не Бога. В конечном итоге йогист стремится лишь к одному – возвыситься над другими, стать сверх-человеком, достичь состояния божества, и что это, если не проявление себялюбия и эгоизма? Известный йог Шивананда в своей книге «Самадхи-йога» пропагандировал безразличное отношение ко всему – как горю, так и счастью кого-либо. Он учил ни с кем не общаться, не привязываться к вещам и людям. То есть на первое место он ставит собственное благополучие и блаженство, но мы знаем, что Спаситель учил нас любить друг друга, носить тяготы друг друга и если надо, то и душу отдать за друга своего.

Само собой на ум приходит мысль: Уж не сатана ли этот Бог йоги, который не имеет любви? Йога отличается холодной рассудочностью и рационализмом в подходе к Богу и человеку и нечто похожее наблюдается в буддизме, где также нет ни слова о покаянии, да и Бога то Самого тоже нет. Да, далекому от православного вероучения человеку, который как раз не способен отличить добро от зла, покаяние может иметь на чаше весов совсем незначительный вес по сравнению с таким мощным арсеналом, как медитации, физические и дыхательные упражнения, выходы в астрал и открытие третьего глаза. Но именно этим маленьким «ключиком» открывали дверь в Царствие Небесное многочисленные подвижники, святые, преподобные, мученики за веру Христову.

Покаяние и вера оставляли их в живых, когда их бросали в раскаленные печи, кидали в ров к диким зверям, заточали в темницы. Из жития святых мы узнаем, как они чудесным образом избавлялись от оков, как к ним ластились голодные львы, а огонь в печи не причинял никакого вреда их телу. Преподобная Мария Египетская во время молитвы приподнималась над землей и это же чудо продемонстрировал духовной дочери преподобный Амвросий Оптинский, дав ей наказ: «Помни, вот до чего может довести покаяние». 


«По плодам узнаете их»

 

Так любимые некоторыми йога, буддизм и оккультизм советуют руководствоваться разумом, логикой, здравым смыслом, а православие обращается к сердцу человека. Ведь именно им, а не какими-то научными данными и рекомендациями специалистов мы руководствуемся при выборе спутника жизни, друзей, хобби, увлечений и т. д. Кто-то со стороны может расписывать нам, как хорошо в той или иной секте, где все друг друга любят и поддерживают, но если сердце наше чувствует ложь, мы никогда туда не пойдем. Однако, не всякое сердце может говорить правду. По мнению святителя Игнатия (Брянчанинова), «способно к такому свидетельству сердце, очищенное покаянием, обновленное Святым Духом; но сердце, находящееся в плену у страстей и демонов, способно только к показаниям лживым и ошибочным».

Не стоит преувеличивать свои возможности в рассуждении, откуда что приходит – от Бога или дьявола. Наши впечатления обманчивы, потому как «демоны изменяют вещи, как хотят». Сколько людей попало в лапы сектантов, сколько увлеклось всевозможными «практиками познания себя»? Падшие духи постоянно воздействуют на нас помыслами, мечтаниями и даже прикосновениями, что проявляется в болезнях, справиться с которыми не могут даже врачи. Неадекватное видение вещей естественно для оккультиста, потому как он в исповедании своих идей попадает под власть демонов и ставит себя, не подозревая об этом, в зависимость от них, подчиняя им свою физиологию и способность восприятия. 

Такое искажение восприятия недалеко до галлюцинаций и видений, которые так свойственны «продвинутым» оккультистам и йогам, и расцениваются ими как собственные достижения. А вот умение различать, что пришло от падших духов, а что – от Бога дано лишь тем, кто «достиг великой меры духовного возраста». Впрочем, Сам Господь дал нам возможность различать истинное учение от ложного. Он сказал: «По плодам узнаете их». Не зря в народе распространено выражение «яблоко от яблони» или «от осинки не родятся апельсинки». Доброе дерево приносит добрые плоды, а худое – худые.  


Чувственное видение духов


Тем же, кто приобрел способность чувственно видеть духов, занимаясь различными оккультными практиками, надлежит не радоваться, а страшиться. Вот как говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Мысль, что в чувственном видении духов заключается что-либо особенно важное, ошибочна. Чувственное видение, без духовного, не доставляет должного понятия о духах, … очень удобно может доставить понятия самые ошибочные, и их то наиболее и доставляет неопытным и зараженным тщеславием и самомнением. Духовного видения достигают одни истинные христиане, а к чувственному наиболее способны люди самой порочной жизни».

Из Библии мы знаем немало примеров, как таких духов были способны видеть волхвы, отрекшиеся от Бога и служащие сатане. Среди наших современников также есть немало таких «счастливчиков». Все выступающие по телевидению экстрасенсы, «лечащие» по фотографии, рискуют приобрести крайнее душевное и даже умственное расстройство. Изменение личности, распад семьи и даже самоубийство – вот что ждет увлекающихся спиритизмом и другими оккультными практиками. 

Все содержание учений этих доморощенных специалистов собрано в многочисленной оккультной литературе – путанной, туманной и малопонятной. Действительно, довольно сложно разобраться во всех этих «эволюциях мира», «перерождениях» и «космических энергиях, влияющих на человека», но одно прослеживается явно и неприкрыто – идея превозношения над остальными людьми, самодовольство, гордыня, которые развивают в человеке холодность, цинизм, душевную пустоту, внутреннее бессилие и полную потерянность, незнание того, что делать с собой в этой жизни, приводящее к унынию и отчаянию. 

И все это на фоне все возрастающей гордыни, тщеславия и ощущения богоизбранности. В итоге человек все больше открывается для нападения существ невидимого мира, становится игрушкой в их руках, попадая к врачам-психиатрам или священникам в таком плачевном состоянии, что они даже не знают, к чему подступиться, чтобы помочь человеку


Глобальные последствия оккультных учений


К сожалению, оккультная практика негативно влияет не только на отдельного конкретного человека. Ее девиз, заключающийся в полной внутренней раскованности, порождает самые разнузданные оргии, что наблюдается в религиозном даосизме, скандалы и бесчинства, которые творят адепты дзен-буддизма под флагом раскованности, спонтанности и расслабленности. Именно дзен-буддизм, вульгарно понятый на Западе, привел к появлению движения хиппи с его свободной любовью и сексуальной революцией. 

История с неонацистами  разных уголках мира показывает, что современные люди, живущие в современном веке электронных технологий, как никогда подвержены язычеству. Священнослужители все чаще сетуют на то, что сегодня люди не хотят слушать про бесов и демонов. Типа, какие еще бесы в XXI веке? Но зато люди с упоением и благоговением совершают ритуалы для получения удачи и везения, обращаются к бабкам, чтобы «снять порчу» и вылечить испуг у ребенка. И вот на этом реальном общении беса и человека зиждется, по словам протоиерея Андрея Ткачева, магизм и шаманство. Необходимо быть предельно осторожными, ведь вера в приметы, обращение к ворожеям и спиритам, заговоры, медитации, колдовство, то есть вся эта бесовщина может представлять большую угрозу для души.

По определению святителя Игнатия (Брянчанинова), «все мы пребываем в прелести, что есть повреждение естества человеческого ложью», «страстное или пристрастное уклонение души ко лжи на основании гордости». Избавить нас от этой лжи и неспособности видеть истину может только покаяние. Из чего складывается покаяние? Из сокрушения и болезнования духа, плача сердца, слез, самоосуждения, памяти о смерти, Божьем Суде и вечных муках. Если мы каемся, то движемся в правильном направлении, а если нет, то уклоняемся в ложное направление, куда уклоняются и все мистические неправославные учения. 

Учение о собственной «божественности»

Почему последователями оккультных практик нередко становятся люди ученые, образованные? Они могут иметь научные степени, но вот что парадоксально: любые попытки убедить их в ложности и опасности их учения наталкиваются на стену непонимания и явного протеста. Для этих людей их личная значимость и личный авторитет гораздо важнее истины. Собственно, такая психология характерна для многих философов, ученых и академиков, «зажимающих» молодых и талантливых последователей, критикующих их взгляды. Как говорил апостол Павел: «Знание надмевает», то есть делает человека надменным.

Поэтому даже если они и добьются каких-то «высот» в своих медитациях и других практиках, на пользу им это не пойдет, а только еще больше вознесет демонскую гордыню. Любовь к себе – одно из самых частых препятствий на пути к истине. Тогда с ними свершится то, что было предначертано апостолом Павлом: «Пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи…» (2Фес. 2:9-12). К сожалению, так устроена психология человека, что добившись определенных достижений в какой-либо области, неважно какой – науке, искусстве, бизнесе, его тщеславие и гордыня автоматически взлетают вверх. 

Для него важна не истина сама по себе, а то, что он может поиметь от нее – богатство, известность, славу. Такой «комплекс избранничества» характерен для всех гуру и магов – видящих и воспринимающих то, на что другие не способны. Для роста в собственных глазах им требуется все большее распространение их учения, знаний, чтобы подпитывать свое тщеславие, заставить поклоняться себе, как божеству. Вот где кроется корень всех зол восточных, неовосточных и оккультных учений, которые обрушились на наши головы в последние годы. Впрочем, это вполне соответствует духу времени и словам апостола Павла, говорившего, что «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, … наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:2-5).

А ведь настоящая мудрость, по словам апостола Иакова, «чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Как известно, «Бог гордым противится» (Иак. 4:6). Те, кто по-настоящему смог увидеть и познать духовный мир, скрывают это от людей, делают все возможное, чтобы как можно дольше оставаться в неизвестности. Из жития некоторых святых мы узнаем, что получившие известность благодаря своему дару прозорливости и исцелений подвижники сторонились славы, убегали от людей в леса и пустыни, ища уединения. Ну а что же оккультисты? Ищут они уединения или навязывают нам свое учение всеми возможными средствами массовой коммуникации?

«…Отчасти разумеем и отчасти пророчествуем» – говорит апостол Павел. «Когда же настанет совершенное», тогда увидим «лицом к лицу». А пока мы «видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:9-12). Именно наша греховность есть опорный пункт для влияния на нас темных духов. Очищая сердце и душу от грехов и страстей, мы просвещаемся истиной. Если очищения и покаяния нет, то и возможности познать истину тоже нет, вот почему святитель Игнатий говорит, что все мы «пребываем в прелести». Это заблуждение есть «уклонение ко лжи на основании гордости». 

Два пути к святости и обожению

Итак, как оккультизм, так и православие ставят своей целью обожение и святость, вот только понятия у них об этом разные, как и инструменты для достижения желаемого. Оккультизм убеждает, что «я – Бог». Как говорится в буддизме: «вы уже Будды, ничего не нужно делать, нужно только это осознать». Собственно, это однажды осознал один из Божественного войска – денница, который возомнил, что он равен Богу. Теперь он пытается убедить в этом и всех людей. Другой путь – это отрицание своей божественности, отречение от своего «Я», своей воли. И вот парадокс: чем больше человек убеждается в собственной ничтожности и греховности, тем больше тайн узнает, тем больше открывает ему Бог, дает возможность видеть и понимать.

Пока оккультисты ублажают себя омовениями, асанами, праноямой и медитацией, все больше скатываясь в бездну, православные христиане «распинают плоть со страстьми и похотями», все больше приближаясь в Богу, святости и обожению. Православный путь спасения очень «тесный и узкий» (Мф. 7:13-14). Даже встав на путь добродетели идти к ней нелегко, а путем восточных оккультных практик и вовсе невозможно. Даже благие цели могут обернуться злом, что ясно видно на примере борьбы за свободу, равенство и братство, счастье всех людей, которые в свое время привели к Гулагу. Там, где нет Бога и нет смирения, где присутствуют только своеволие и самость, там всегда дьявол, умело перенаправляющий наши потуги по совершению добрых дел в их злые результаты.

Закон духовной жизни

Из всего вышесказанного полезно сделать один очень важный вывод: при объяснении тех или иных видимых нами феноменов нельзя опираться лишь на собственные знания и опыт, которые зачастую зависят только от количества и доступности информации о них. Ведь когда-то люди верили, что земля плоская и стоит на трех слонах, а они – на черепахе. Сегодня картина нашего восприятия мира существенно изменилась, но это не значит, что спустя тысячелетия мы узнали о нем все. Вспомним слова великого мыслителя: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Наше рассуждение о природе вещей никогда не будет точным. Более того, оно может меняться кардинальным образом, что наглядно демонстрируют достижения в медицине, когда понятия о какой-то болезни и ее лечении меняются, поворачиваясь на 360 градусов. Если такое случается в науке, то что говорить о вещах духовных и невидимых? Что же говорить о Творце вездесущего, беспредельность которого непостижима уму человеческому? Рассуждение, анализ, логика, собирание фактов, характерные для оккультизма, обречены на провал. В мире духовном не действуют здравый смысл и научный подход. 

В конце концов вся наша жизнь свидетельствует, что мы живем не знанием, а верой. Мы не знаем, упадет ли сегодня вызванный нами лифт в шахту, но верим, что этого не произойдет, потому как никогда с нами не происходило. И в плане познания мира духовного и невидимого также необходимо руководствоваться верой. Кто заслуживает нашего доверия? Йогисты, обещающие просветление? Секты, практикующие массовые самоубийства? Буддисты, призывающие не общаться с людьми, отгородиться от них и созерцать свой внутренний мир? А может быть тот, Кто ради нашего спасения пролил Свою пречистую Кровь и отдал жизнь?

Многим тяжело поверить в Иисуса Христа, потому что они Его никогда не видели. И святых подвижников, и мучеников тоже не видели. Мы можем лишь читать их жития, наполненные чудесами, но разве не случаются эти чудеса и сегодня? Есть немало историй, случившихся с нашими современниками, которые по молитвам к какому-то святому получили возможность стать родителями, избавились от болезни после посещения святых мощей, в корне поменяли всю свою жизнь, когда произошла их личная встреча с Богом. Конечно, фигурально выражаясь, на духовном уровне, но они восприняли ее так же, как воспринимают встречу с давно пропавшим старинным другом, а потом случайно нашедшимся.

Может быть стоит потратить эту жизнь на подготовку к важнейшей встрече в своей жизни, чем упражняться в самовольном и бездумном вмешательстве в судьбы Божии? Итак, стоит поверить тем, кто своей кровью и жизнью засвидетельствовал истинность своего выбора. 

Показатели спасительности выбранного пути

Итак, как же понять, что выбранный путь действительно правильный и спасительный? Прежде всего это ощущение своей греховности. Его дарует Божественная благодать и именно она предшествует всем прочим благодатным дарам. Душа не способна увидеть и ощутить духовный мир, пока не войдет в состояние «блаженной нищеты духа», о которой говорил сам Христос в Своей Нагорной проповеди. «Когда ум увидит согрешения свои количеством подобные песку морскому, то это служит признаком начавшегося просвещения души, признаком ее здравия», – сказал святой Петр Дамаскин. А святитель Тихон Воронежский говорит: «Познаем грехи наши: се бо есть начало покаяния. Покаемся, признаем себя недостойными ничего. Чем недостойнейшими признают себя они (угодники Божий), тем Бог, яко благ и милосерд, более их удостоивает».

С точки зрения православия человек находится в состоянии, ему несвойственном, греховном. Но он может вернуться в свое нормальное состояние, исцелиться путем покаяния. Оккультизм же, напротив, культивирует все то скверное и отвратительное, что есть в человеке. Он убеждает его в том, что все свои негативные черты и пристрастия надо взращивать и превозносить, чтобы развить в себе сверхспособности. Знакомясь с оккультными и восточными учениями, человек неизбежно попадает под влияние падших духов, преждевременно и необратимо развивая чувственное общение с невидимым миром, неизбежно ограниченное лишь областью темных сил, он своими руками заграждает себе путь к подлинному спасению души, повергаясь во власть дьявола.

При выборе того или иного учения необходимо до знакомства с его идеями познакомиться с людьми, которые его проповедуют. Если мы обнаружим «любовь, радость, мир, благость, долготерпение, милосердие, веру, кротость, воздержание, то это плоды Духа Святого» (Гал. 5:22-23). Там же, где вражда, зависть, гнев, распри, бесчинства, блуд, нечистота, идолослужение, там Духа Святого нет, ибо это плоды зла. То есть способность воспринимать, познавать и оценивать вещи и события духовного порядка прямо пропорциональна степени чистоты сердца и ума человека. Тем более ложно учение, тем греховнее основатель. Истинное учение всегда имеет благодать Святого Духа. 

Апостол Павел говорит: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2:4-5).

А закончить эту статью хотелось бы вот какой мыслью. Зачастую в среде далеких от православия людей можно услышать, что де там то, в Церкви любви и нет. Что все священники продажные, свечницы в церковных лавках – злые, а прихожане – неприветливые. Типа, они то как раз и виноваты в том, что люди бегут от православия в секты, где их радушно встречают, или увлекаются восточными оккультными практиками, пусть обходным путем, но по-своему, хоть как-то познавая Бога. При этом хочется задать резонный вопрос: а что эти обиженные сделали, чтобы их приветливо встретили? Разве они сами не относятся к Церкви предвзято, заведомо воспринимая ее и ее учение враждебно?

Пора начинать с себя. Не с завистливого коллеги, не с самодура-начальника, не со сварливой жены, а с себя. Пора меняться самим, а не мир исправлять. Только любовь может растопить лед в сердцах людей, только любовь способна творить настоящие чудеса, и здесь у нас есть выбор – излучать ее вовне, или обдавать окружающих, как грязью из-под колес проезжающего автомобиля негативом. Помогай вам в этом Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.