Православные кресты: как разобраться в значениях? Виды православных крестов
Не секрет, что одним из самых главных символов православного вероучения является крест, ведь именно на нем совершилась великая тайна нашего искупления. Это орудие казни и одновременно символ спасения. Это средство борьбы с темными силами и воплощение жертвенной любви Бога к людям. А какие существуют виды православных крестов, и как разобраться в их значениях? Прототипом этого креста стала греческая буква «тау», которая входила в состав древнейших финикийских и еврейских алфавитов. Крест, который напоминает букву «Т», использовался в римской империи для казни преступников. Собственно, если приложить сверху к этому изображению титлу Христову, то можно получить хорошо знакомый всем четвероконечный крест. Его прообраз увидел в откровении пророк Иезекиль: «Изображение греческое, «Тав» называемое, которым Ангел Господень сделал «знак на челах»» (Иез. 9:4). Крест Т-образной формы имеет еще одно название – «крест святого Антония». Он был основателем монашества в Египте в IV веке. По церковному преданию, Антоний носил на своем облачении крест Тау. Т-образный крест с кругом на вершине является прототипом нилометра – сооружения, используемого для измерения уровня Нила. Для древних египтян различие Нила олицетворяло собой жизнь и процветание, поэтому такой знак пользовался особым благоговейным почитанием. Своих богов они изображали с крестом Анх в правой руке, потому как верили, что он помогает в борьбе с врагами и дарит бессмертие. Сам египетский иероглиф «anch» обозначает «жизнь», а ведь Иисус Христос – победитель смерти при Своем воплощении сказал: Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Не только греческая «тау», но и буквы других языков использовались христианами в качестве символа креста. Вообще «символ» по-гречески – это «соединение». Кроме того, это инструмент, который осуществляет эту соединенность или воплощает невидимую реальность через видимую натуральность. В первые века христианства практика использования символических изображений отсутствовала и на то были причины. Одна из них заключалась в том, чтобы оградить ветхозаветную церковь от языческого идолопоклонства, но со временем крест стал знамением Церкви, символом истинного пути для тех, кто желает идти за Спасителем. Изображения креста в виде якоря археологи находили в разных местах и в разное время – в Риме в 230-м, в Галлии – в 474-м году и т. д. Если взглянуть на изображение якоря, то можно увидеть, что оно очень напоминает крест. Якорь как символ рыболовства хорошо подходит по смыслу к церковной тематике. Христиане верят, что церковный «корабль» преодолеет все препятствия и бури временной жизни и доставит их в тихую пристань жизни вечной. В своем послании апостол Павел наставлял: «Взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18-19). Вообще буква «Х» греческого алфавита стала основой для многих монограммных символов в первые века христианства. И дело здесь не только в том, что с нее начинается имя Иисуса Христа. По преданию, на кресте такой формы был распят один из ближайших учеников Спасителя – Андрей Первозванный. Поэтому крест такой формы получил название «андреевский». Наибольшее распространение он приобрел в странах Причерноморья, где проходил миссионерский путь этого апостола. Однако начиная с 1700 года он получил новое прочтение. Царь Петр Великий решил использовать его в качестве отличия православной России от погрязшего в ересях Запада. По его указу изображение Андреевского креста появилось на государственном Гербе, личной печати, флаге ВМФ. Речь идет об изображении, которое имеет вид хорошо знакомой русскому человеку буквы «ж». По сути, это андреевский крест, пересеченный вертикальной линией. Почему его считают «прикровенным изображением Христа»? Все дело в том, что эта монограмма имеет в себе первые буквы имени Иисуса Христа – «I», то есть «йот» и «Х», то есть «хи». Именно эту монограмму нашли начертанной на надгробном камне, датированном III веком. По легенде царь Константин Великий увидел этот крест в видении перед важнейшим сражением вместе с надписью: «Сим побеждай». С тех пор эта монограмма стала эмблемой его войск, но ее изображения встречаются и в послеконстантиновский период, правда немного видоизменные. В частности, крест стал похож на соединенные вместе буквы «Т» и «Р». При этом первая символизировала сам крест, а вторая – царя Иисуса. Эту монограмму изображали на надгробиях и в усыпальницах, а также на греческих плитах. Этот крест является отражением древней легенды о Моисее. Как сказано в Ветхом Завете, Господь наделил посох пророка чудодейственной силой в знак его пастырской власти над словесными овцами. Этот крест представляет собой первую букву имени Христа, пересеченную изображением посоха. Найденные в римских пещерах глиняные лампы демонстрируют со всей ясностью как изображали загнутый посох вместо всего символа пастыря. Пересекающий букву «Х» в нижней части этой лампы посох в совокупности составляет монограмму Спасителя. Таким «посохом пастыря» византийские императоры награждали архиереев, а начиная с XVII века свой первосвятительский жезл патриархи стали получать из рук правящих самодержцев. Это видоизмененная константиновская монограмма. К ней прибавили черту или букву «I», пересекающую изображение поперек. Солнцеобразный крест – это олицетворение Господа Бога, ведь в Священном Писании сказано, что «ибо Господь Бог есть солнце». О том, что апостолов называют «ловцами человеков», знает каждый христианин. Они стали ими, последовав за своим Учителем, хотя раньше многие из них занимались рыбной ловлей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие формулы христианской символики выражались этими понятными для рыбаков знаками. Иисус Христос нередко поучал народ притчами, и Он же сравнил Царство Небесное с неводом, закинутом в море. Поэтому трезубец, которым раньше ловили рыбу, стал воплощением Царства Божьего на земле. Кроме того, трезубчатой монограммой Христа обозначали принятие таинства Крещения. В частности, таким крестом была увенчана надпись на древнем памятнике скульптора Евтропия, которая гласила о принятии им Крещения. Согласно древнейшему обычаю, первые христиане крестообразно надрезали выпеченный хлеб. Так его удобно было ломать на куски, но было у этого обряда еще одно важное значение. На Востоке верили, что разделяющий одно целое на части крест таким образом соединяет всех его употребляющих, искореняет разделенность. Кроме того, хлеб – это символ Тела Христова. Его мы потребляем в таинстве Евхаристии, причащаясь Святых Христовых Тайн. Еще до Рождества Христова круг был олицетворением вечности и бессмертия. Сегодня же мы верим, что Сам «Сын Божий есть бесконечный круг, в котором», – по словам святого Климента Александрийского, – «все силы сходятся». Четырехконечный крест с равными по размеру перекладинами стал символом победы неслучайно. Именно после чудесного знамения на небе – явления креста царю Константину Великому им была одержана победа над римским тираном царем Максентием. С этого момента бывший прежде у язычников орудием позорной казни крест приобрел новое значение. Теперь он стал предметом глубокого почитания и олицетворением торжества христианской веры. Катакомбным его называют потому, что самые ранние его изображения находили на древних христианских памятниках. При царе Константине такими крестами стали скреплять договора в знак «всякого доверия». Ими же подписывали решения Соборов. Сегодня подобными крестами в виде орнаментов украшают священническое облачение, а также церковную утварь. Этот крест обзавелся верхней перекладиной – доской для надписи «Иисус Христос. Царь Иудейский». По данным церковной археологии, именно такой крест вошел в употребление в середине прошлого тысячелетия и получил название «патриаршего» креста. На Западе же он распространился под названием «лоренского». Прямое, а не монограммное изображение креста вошло в обиход после обретения Честного Животворящего Креста Господня в 326 году. Как известно, это произошло во времена правления царя Константина и его матери царицы Елены, которая и организовала поиски святыни. Новое изображение пришлось по душе не всем. Поклонники осьмиконечия пренебрежительно отзывались об этой форме, но святые отцы Церкви спешат напомнить, что не по числу древес и концов мы почитаем Крест Христов, а по Самому Спасителю, пресвятой кровью Которого он обагрился. Крест «папский» Этот крест имеет уже не только верхнюю, но и нижнюю перекладину – подножие, хотя пока и прямое. Эта форма получила распространение в богослужениях Римской церкви в XIII–XV веках. В отличие от папского, такой крест выполняется с наклонной нижней перекладиной. Это своеобразное мерило веры для каждого человека, весы, отражающие его внутреннее состояние. Вспомним Голгофу и двоих разбойников, висящих по правую и по левую сторону от Христа. Как известно, разбойник с правой стороны успел покаяться, за что получил отпущение грехов и обещание от Господа «сегодня же быть с Ним в раю». Его чаша весов вознеслась вверх, а вот чаша левого разбойника, хулившего Господа, опустилась вниз под тяжестью грехов. Уже во втором столетии первого тысячелетия эта форма получила на Руси широкое распространение. В дальнейшем ее использовали и в русской геральдике, в частности, изображали на гербе Херсонской губернии. Этот крест уже хорошо знаком каждому русскому человеку. Такая форма на Руси применялась чаще других. По словам святых отцов, на Своих плечах Иисус Христос нес четырехконечный крест, но при распятии у него появилось подножие и перекладина сверху для таблички. Такое объяснение они давали всем раскольникам, которые отвергали ту или иную форму. Нарушившему завет не вкушать плода с дерева добра и зла Адаму Господь сказал: «Проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3:17–18). «Тернистый путь» – смысл этого выражения понятен каждому из нас. Сын Божий добровольно взял на Себя наши грехи, он принял терновые страдания и смерть. Именно ранами от возложенного ему на голову тернового венца мы все, по словам апостолов-евангелистов, исцелились. Из символа мученичества и страданий терновый венец превратился в символ победы и награды, не зря в Священном Писании его называют «венцом жизни», «венцом правды». Терновый венец изображен на таком кресте в самом центре, обводя кругом пересекающиеся перекладины. По сути, это четырехконечный крест, имеющий короткие засечки на концах. Это почетный геральдический знак, который сегодня часто встречается при украшении храмов, церковной утвари, святительских облачений. По мнению отцов Церкви, крест любой формы обладает «неземной красотой и животворящей силой». Очень красивое изображение креста, подножие которого выполнено в форме стеблей с виноградными листьями и гроздьями. Виноградная лоза является популярным евхаристическим образом. Это символ Божественного избранничества. Иисус Христос говорил про Себя: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). Именно эти слова Спасителя наделили виноград новым прочтением. Виноградное же вино в таинстве Евхаристии становится Кровью Христовой, Которую мы принимаем для жизни вечной. У этого креста закругленные концы, что делает его похожим на цветок с четырьмя лепестками. Одна из древнейших форм взяла свое начало в Византии и долгое время считалась исконно православной. Есть мнение, что крест именно такой формы использовался при Крещении Руси. Его можно наблюдать и в церковном искусстве. Так, на омофоре святителя Григория Чудотворца, украшенного мозаикой в соборе Святой Софии Киевской, изображен лепестковый крест. Греческим этот крест стал называться благодаря греческому алфавиту. Все дело в том, что если расположить четыре буквы гамма углами друг к другу, то можно получить изображение креста. Дохристианские народы использовали его в своих обрядах при поклонении богу солнца, дождя, других стихий, а вот для русских в первые годы Крещения Руси он приобрел особое значение. Есть мнение, что после своего Крещения князь Владимир вывез из Корсуни крест именно такой формы и установил его в Киеве на берегу Днепра. Он же высечен на мраморной гробнице князи Ярослава – сына князя Владимира. Нередко можно встретить изображение этого креста, вписанного в круг. Он олицетворяет сферу небесную и вселенское значение Креста Христова. Такими крестами, у которых вместо подножия располагается полумесяц, украшают купола храмов. К примеру, такое убранство имеет собор Святой Софии Вологодской, построенный в 1570 году, а также церковь Успения Богородицы в селе Милетово, воздвигнутая в 1461 году. Многие верующие люди удивляются, как исламская символика могла пробраться в православие, но здесь необходимо вспомнить, как Иоанн Богослов в своем Откровении называл Богородицу «женой, облеченной в солнце, а под ногами ее луна». Полумесяц – это купель, в которой крестившаяся во Христа Церковь облекается в Него. Он же – церковный корабль, ведущий нас в тихую гавань спасения, он же якорь надежды, крестный дар Христа и он же олицетворяет собой змия, которого Спаситель попирает ногами. Именно такой формы обычно изготавливают напрестольные кресты. Трилистник является и важнейшим государственным символом. Его изображали на гербах различных губерний в прошлые века, а сегодня – на гербах городов и областей. Это четырехконечный крест, концы которого имеют треугольную форму, расширяющуюся к краю. Впрочем, иногда эти концы делают раздвоенными. Несмотря на повсеместное церковное употребление, эта форма прославилась благодаря ордену святого Иоанна Иерусалимского, который образовался на острове Мальта и открыто воевал против масонов. Покровительствовал мальтийцам Российский Император Павел Петрович, которого масоны и убили. Так мальтийский крест стал символом борьбы за веру. И по сей день он присутствует на некоторых рыцарских британских орденах, а также российских гербах. А вот георгиевским его прозвали потому, что всех награждаемых крестами святого Георгия Победоносца называли «георгиевскими кавалерами». Впервые греческие слова «IC.XP.NIKA», что в переводе на русский означает «Иисус Христос – Победитель», были напечатаны золотом на трех больших крестах в Царьграде по приказу самого императора Константина Великого. Сегодня эту надпись мы можем увидеть на просфорах – богослужебном литургическом хлебе, употребляемом в таинстве Евхаристии. Такую печать на просфоре ставят в знак крестной победы Христовой, который Своей смертью даровал грешникам отпущение грехов. Это напоминание о том, какую цену заплатил Сын Божий за наше спасение. Этот крест выполнен в форме плетений, которые были популярны в древнехристианской мозаике и резьбе. Прародителями были византийские мастера, а их искусство переняли славяне. Плетеными крестами украшали старопечатные книги, различные рукописи, в том числе глаголические. Крест может быть как полностью сплетенным из какого-либо материала, так и иметь лишь украшение в виде плетения на своей лицевой стороне. Самая распространенная современная форма – крест с пригвожденным к нему телом Спасителя. Впервые такие кресты появились в V веке, но изначально Иисуса Христа изображали в длинном одеянии – коллобии. Кроме того, первоначально Спаситель представал живым, воскресшим и торжествующим, но начиная с X века его стали изображать мертвым. При этом Его ноги были прибиты к древу гвоздями каждая по отдельности и только со второй половины XIII века западные мастера стали изображать ступни скрещенными, пригвожденными одним гвоздем. В православной традиции Царь Славы – это уже воскресший Крестоноситель, держащий и призывающий в свои объятия весь мир, «все концы земли» (Ис. 45:22). Господь умер, принеся выкуп за всех, и именно крестная смерть, в отличие от других видов казней, позволила Ему умереть с распростертыми руками. На этом кресте нет изображения Самого Распятого, но от этого он не становится менее значимым, напротив. Такой крест передает истинное духовное значение, реальный смысл крестной жертвы. Так, у подножия креста появляется символическое изображение головы первого человека – Адама. По преданию, он был погребен на Голгофе – лобном месте по-еврейски, где и был распят Иисус Христос. Кровь Спасителя стекала на останки первого человека, искупая совершенный им первородный грех. Вот почему при изображении этого креста можно встретить следующие надписи: «М.Л.Р.Б.», то есть «место лобное распят бысть», «Г.Г.» – гора Голгофа, «Г.А.» – глава Адамова. По бокам от креста изображены копие – «К» и трость с губкой – «Т». По левую и правую стороны от вертикальной перекладины над средней перекладиной изображают первые буквы имени Иисуса Христа, а еще выше над титлой сокращенно пишут «Царь Славы». Под буквами имени Спасителя можно увидеть надпись «Ника», что переводится как «победа». Над этой надписью пишут сокращенно «Сын Божий», но иногда используют инициалы «I.Н.Ц.И.», что переводится как «Иисус Назорей Царь Иудейский», то есть то, что велел написать на табличке Понтий Пилат. Такие кресты вышивают на облачении принимающих схиму, их изображают на погребальном саване, используют при освящении храмов и домов. Т-образный крест «Антониевский»
Крест «Египетский иероглиф Анх»
«Буквенный» крест
Крест «якореобразный»
«Андреевский» или «Бургундский» крест
Крест монограмный «доконстантиновский» и «послеконстантиновский»
Крест-монограмма «посох пастыря»
Крест монограммный «солнцеобразный»
Крест монограммный «трезубец»
Круглый «нахлебный» крест
Катакомбный крест или «знамение победы»
Русский патриарший и западный «лоренский» крест
Крест четырехконечный или латинский «immissa»
Шестиконечный «русский православный» крест
Крест осмиконечный православный
Крест «терновый венец»
Крест «виселицеобразный»
Крест «виноградная лоза»
Крест «лепестковый»
Греческий крест или древнерусский «корсунчик»
Крест «накупольный» с полумесяцем
Крест «трилистниковый»
«Мальтийский» или «георгиевский» крест
Крест «просфорный-константиновский»
Крест старопечатный плетеный
Крест «распятие»
Крест схимнический или «Голгофа»
Крест гамматический
Он больше знаком нам как свастика – символ фашистов, а между тем крест такой формы встречается в римских катакомбах в первые века христианства. В Византии им украшали Евангелие, церковную утварь, храмы, вышивали на облачении священнослужителей. Позднее он получает широкое распространение в арийской культуре, в Китае и Египте. На Руси этот крест встречался не реже, особенно в домонгольский период. В частности, в такой форме выложена мозаика под куполом собора Святой Софии киевской, а также выполнен орнамент дверей Кафедрального собора в нижнем Новгороде.