Православное зарубежье: Западная Европа
Вы можете подать записки за себя, родных и близких на молебен ко Господу о даровании духовного и телесного здравия, мира и благоденствия:
Гаагская епархия – звучит непривычно, правда? А между тем, в стране тюльпанов сегодня 7 приходов Русской Православной Церкви, 2 общины и 2 монастыря. В основном службы совершаются на церковнославянском языке (русские же приходы), но бывают и инсталляции специально для местных. Кстати, в Амстердаме действует единственный русский приход, где церковнославянский поровну делит богослужение с нидерландским языком. Есть и приходы других Поместных Церквей! Запад нас удивляет своей толерантностью к тому, что отнюдь не является христианской нормой. Но пока существуют православные приходы, декларирующие традиционные ценности и благочестие, есть надежда на перелом существующего засилья вседозволенности и разнузданности. Несут наши братья свет миру по завету Христа, обращая к истинной вере местных.
Один из таких ярких примеров – клирик Русской Православной Церкви в Амстердаме отец Хилдо Бос. Священник с фамилией, звучащей как название мирового бренда, в юности увлекся изучением русского языка и литературы, да так углубился в познание нашей культуры, что принял крещение в новгородской деревне Внуто в 1990-м году на праздник Рождества Христова. По словам отца Хилдо, на его решение во многом повлияли и те верующие, которых он видел, приезжая в Советский Союз в конце 1980-х. Это были не следующие моде на религию люди, а пережившие гонения, мягкие или не очень, прожившие под «прессом» советской власти. И хотя эпоха гонений уже почти ушла, отцу Хилдо посчастливилось познакомиться именно с представителями того поколения «советских катакомб». Сам он, кстати, по образованию переводчик-синхронист, чем и занимается в свободное от службы время.
Это государство появилось совсем недавно, в 1830 году, и любопытно, что первым королем страны стал бывший военачальник русской армии по имени Леопольд. Неудивительно, что и история появления православных приходов в стране связана как раз с тем временем и действием русской «мягкой силы». Правда, повсеместно общины начали появляться после Русского Исхода в 1920 году, как и в других странах мира. Сегодня, кстати, в маленькой Бельгии православных христиан насчитывается 100 000 человек! Русских приходов Брюссельско-Бельгийской Архиепископии (именно так называется здесь епархия Московской Патриархии) сегодня в стране 15, из них два монастыря. У Константинопольского Патриархата порядка 30 общин, у румын 13, несколько приходов у грузин, сербов и болгар.
В зарубежных епархиях Русской Церкви всегда было немало интересных представителей духовенства, и один из них – отец Александр Яворовский, настоятель храма апостола и евангелиста Матфея города Левен. Нет, он не представитель эмиграции, а отправленный из Минска на служение в одну из стран Бенилюкса священник. Священником, кстати говоря, отец Александр становиться не планировал, и мечтал о карьере следователя-криминалиста. Но случай поставил крест на будущем сотрудника правоохранительных органов, зато открылась перспектива поступить в семинарию. Внезапно для самого себя священник со временем оказался в Бельгии, да еще и устроился на работу, довольно нетипичную для религиозного деятеля. Отец Александр стал дальнобойщиком, в будни наматывая километры по Западной Европе, а в выходные совершая Божественную Литургию. Он считает, что работать священнику полезно, ибо труд облагораживает, да и жену с пятью детьми и помогающими по хозяйству дедушкой и бабушкой надо содержать. Свой грузовик отец Александр называет «кельей на колесах», целый день за рулем проводит в молитве, прослушивании душеполезных аудиокниг и лекций, размышлениях, а иногда даже останавливается попутно у прихожан для совершения треб и духовной помощи. Священник остается таковым всегда, считает батюшка, а потому не оставляет служение даже за рулем грузовика.
Крупнейшая страна Западной Европы после Русского Исхода приняла в свои объятия тысячи эмигрантов. Сегодня людей, принадлежащих к Православной Церкви, во Франции насчитывается порядка полумиллиона. Конечно, это представители разных Поместных Церквей, и среди них есть приходы Корсунской епархии Московской Патриархии, воссоединившиеся с ними общины Западноевропейской Архиепископии и самобытные русские «зарубежники». Здесь несли служение митрополит Антоний (Блум) и священник Николай Лосский. Во Франции мощное православное молодежное движение, а тысячи французов стали чадами Церкви благодаря обильному притоку в страны верующих из Восточной Европы.
Одним из настоящих светочей Православия можно назвать иерея Николая Тихончука, прибывшего в Париж еще в 2005-м. Тогда он совсем не был священником, а был студентом, продолжившим учебу после получения духовного образования в России. Так случилось, что Тихончук женился на православной француженке, а потом и вовсе был избран священником всем приходом (сохранилась такая благочестивая традиция в русском зарубежье). Правда, как честный человек, отец Николай не мог решить дилемму: стоит ли возлагать бремя содержания пастыря и его семьи на маленький приход? Так священник, следующий завету о необходимости всю жизнь учиться, освоил еще одну профессию, о которой мечтал с детства – медика. И уже более 10 лет отец Николай работает медбратом в реанимации Парижского госпиталя, служа ближним, оказавшимся на одре болезни. Священник считает, что работать пастырю необходимо, ведь именно труд облагораживает, профессия у него достойная и полезная, а еще прихожан начинаешь понимать лучше и «встаешь с ними один ряд», как сам батюшка выражается. Да, когда его спрашиваешь о будущем христианства во Франции, он отвечает: в будущем оно здесь будут занимать скромное, но уверенное место.
Больше о жизни православных приходов и их духовных наставников – в наших следующих текстах!
Молебен ко Господу о здравии и благоденствии: