Православное богослужение: что это такое? Как оно происходит?
Богослужение или культ в том или ином виде присутствует в каждой религии. Человек – существо духовное и не может не выражать вовне движения своего духа. Через богослужение человек входит в таинственное общение с Богом. Через чтение, молитвы и пение, совершение других действий и ритуалов он выражает свое почитание, соединяется с Творцом, получая от Него благодать для праведной жизни. Православное богослужение очень символично. Ничего в нем не делается просто так, для красоты и зрелищности. Здесь все наполнено глубоким смыслом. Все, что человек чувствует, о чем думает, переживает, во что верит находит выражение в богослужении. То есть другими словами – это внешняя деятельность, посредством которой раскрываются и осуществляются отношения между Богом и человеком. Все дело в том, что религиозные чувства человека не могут оставаться внутри без выхода вовне. Как душа не может не выражать движения своего тела, так и дух не может не производить в теле соответствующих движений. Богослужение – это обязательная составляющая религии, которая без него замерла бы в человеке, не получив своего развития. Только через культ можно осознать высшие проявления своей души, почувствовать, если можно так выразиться, зов сердца. Для верующего человека – это способ реального богообщения. Человек во все времена стремился к единению с Богом, и эта обрядовая, внешняя сторона как раз является проявлением этой потребности. Внутренняя устремленность человека к Богу получает внешнее выражение с самого первого момента знакомства Господа и Его творения, то есть при сотворении человека. Тогда же появились и первые заповеди, например, о невкушении плода с древа познания добра и зла или о соблюдении покоя в седьмой день. Соблюдая их, Адам и Ева положили начало первобытному богослужению с его праздниками и постами, обрядами, например, установлением брачного союза, благословленного Богом. После грехопадения первых людей в раю богослужение приобретает новый толчок в своем развитии, который заключается в учреждении обряда жертвоприношений. Он имел сразу несколько значений. Во-первых, так человек благодарил Бога за все полученные от него дары. Во-вторых, это было средством получить желаемое, а в-третьих способом вымолить прощение за грехи. Жертвоприношение было призвано постоянно напоминать людям о первородном грехе. С другой стороны, это был прообраз жертвы, которую должен был принести Сын Человеческий – Иисус Христос, распятый на кресте за грехи всего мира. Только во имя этой будущей жертвы Господь слышал и принимал молитвы верующих, а богослужение имело умилостивительную силу. От Адама до Моисея богослужение совершалось в семействах патриархов. После Моисея богослужения стали совершать поставленные на то народом люди – первосвященники, священники и левиты. Все подробности чина ветхозаветного богослужения были приведены в обрядовом законе, который был дан Моисеем. Напомним, что он получил его от Самого Бога, и с тех пор было установлено место проведения богослужения, время, а также священные лица. Во времена правления царя Соломона канули в лету переносные храмы-скинии. В Иерусалиме появился один – большой и величественный ветхозаветный храм, где и совершалось богослужение. До прихода в мир Спасителя существовало два вида ветхозаветного богослужения – храмовое и синагогальное. Первое осуществлялось в храме и включало в себя чтение десятословия и некоторых других отрывков из Ветхого Завета. Кроме того, в храме приносили жертвы и пели песнопения. Необходимость в синагогах появилась во времена Ездры, когда лишенные участия в храмовых богослужения иудеи не пожелали оставаться в стороне от религии. Они приходили в синагоги по субботам, чтобы молиться, петь, читать Священное Писание, а также разъяснять рожденным в плену смысл языка и обрядов, на котором они проводились. После прихода в мир Спасителя, который принес Себя в жертву за грехи человечества, ветхозаветное богослужение сменилось новозаветным. Принесение Богу жертвы потеряло всякий смысл. Основой богослужения стала Евхаристия, установленная на Тайной вечери Самим Господом Иисусом Христом. Это и была жертва, но бескровная, которая сменила ветхозаветные кровавые жертвы тельцов и агнцев. Сам Сын Божий стал агнцем, взявшим на Себя грехи мира. С этого момента последователи Иисуса Христа стали совершать в храмах установленные Им таинства, молиться в общинах и дома, проповедовать Евангельское учение по всему миру. Вся эта совокупность таинств, молитвословий и проповеди составило новозаветное христианское богослужение. Особые места для собраний верующих получили название «церквей», потому как в них собирались члены Церкви, объединенные в единый организм Тела Христова. Как в ветхозаветные, так и новозаветные времена богослужения совершали особые, поставленные на это люди. Первых священнослужителей выбирали апостолы, а после них уже выбранные епископы, пресвитеры и дьяконы. В дальнейшем богослужение продолжало развиваться, пополняясь новыми молитвословиями и песнопениями. В конце концов были установлены порядок и чин, прописанные в Уставе – Типиконе. По нему и осуществляется богослужение в современной православной Церкви. По Уставу осуществляется как богослужебная жизнь в целом, так и каждый отдельный ее цикл, каждая служба. В основе Устава лежит два основных элемента – Евхаристия и богослужение, связанное с тремя кругами времени – суточным, седмичным и годовым. Последний состоит из пасхального и неподвижного, а оба этих цикла носят название богослужения времени. Все это составляет неотъемлемую и обязательную часть Устава, где центральное место отводится Евхаристии, определяющей всю богослужебную жизнь Церкви. Но при этом Евхаристия и богослужение времени различны между собой, но являются двумя составляющими литургического предания. Богослужение времени подразделяется по часам, дням, седмицам и месяцам. Его основу составляет суточный круг, куда входят вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й, 6-ой и 9-й час, разделяемые междочасиями. Устав этих служб также приводится в Типиконе. Согласно ему есть дни, когда литургия в храмах не служится, или же когда одни памятные или праздничные даты вытесняют другие, но нет ни дня, когда не служились бы вечерня и утреня. Кроме того, надо сказать, что по Уставу начало церковного дня выпадает на вечер, поэтому первая служба суточного круга – это вечерня. Суточный круг восполняет круг седмичный. При его составлении учитываются дни недели, на которых принято читать или петь определенные каноны, тропари, кондаки и др. Каждый день чему-то посвящен. К примеру, в понедельник чествуют небесные силы бесплотные, а в среду и пятницу – Святой Животворящий Крест Господень. Седмичное богослужение включает цикл из 8 седмиц, которые повторяются на протяжении всего года, начиная с первого воскресного дня после Пятидесятницы. Самой сложной структурой обладает третий круг богослужений – годовой. Он включает в себя: Большой Месяцеслов, то есть неподвижные праздники, посты, память святых. Тексты богослужений этих дней приведены в 12 книгах Миней. Большой великопостный цикл. Он включает в себя как все посты, так и подготовительные седмицы и Страстную неделю. Тексты литургии для них приводятся в книге Триодь постная. Большой пасхальный цикл. Он включает в себя все, что связано с праздником Пасхи. Чин богослужений этих дней приводятся в книге Триодь цветная. Как именно осуществлялось богослужение в первые века христианства, доподлинно неизвестно. В эпоху лютых гонений со стороны язычников постоянных храмов не было, да и быть не могло. Люди собирались тайно в частных домах, а то и вовсе погребальных пещерах – катакомбах. Обычно молились с вечера до утра в канун великих праздников, воскресных дней, а также дни памяти мученически пострадавших за веру подвижников. В этот период возникают определенные богослужебные чины, в частности, чин поставления священнослужителя, краткий чин богослужения и поминовения усопших. Значение богослужения для православных верующих трудно переоценить. Оно поучает, назидает, духовно воспитывает и освящает людей. Годичный круг богослужения – это вся библейская история в красках, живых образах и поучениях. Она включает в себя как ветхозаветную, так и новозаветную историю Церкви, как всеобщую, так и частную – русскую. Богослужение выражает и наглядно представляет все содержание христианской веры. Только в храме на службе человек может понять, осознать все величие Творца, получить нравственный урок подлинно-христианской жизни в живых примерах святых угодников Божьих. Большое значение имеет ощущение принадлежности исторической Церкви, Церкви апостолов. Каждый из нас, стоящий в храме на литургии, творит историю и является членом единого организма. Совершая богослужение, причащаясь Тела и Крови Христовой, проповедуя слово Божие, мы продолжаем служение первых христиан, празднуя вместе с ними вневременную Пасху Христову. Каждое богослужение и неважно, где оно совершается – в Иерусалиме или самом отдаленном русском селе, предоставляет возможность вместе с апостолами взойти на гору Фавор, отвалить камень у дверей гробницы Иисуса Христа, возрадоваться Его воскресению вместе с многочисленными последователями. Посредством Евхаристии каждый православный верующий соединяется со Христом, а также друг с другом. Только в храме наблюдается единство членов Церкви, теснейшее общение Церкви со Христом. Здесь это единство укрепляется, а частная молитва поддерживается крепостью и силой общей соборной молитвы. Да, молиться дома очень важно и нужно, но лишь общественная, согреваемая общим усердием молитва, возвышаемая священными песнопениями и ритуалами, оказывает на человека спасительное действие, особенно если «подкрепляется» причащением Святых Христовых Тайн. По словам святителя Феофана Затворника: «Существенное достоинство сего богослужения состоит в том, что оно поучительно и назидательно для верующих и что под наружными своими видами и действиями всегда заключает духовное знаменование, так что оно есть как бы прозрачная завеса, сквозь которую просиявает, с одной стороны, дух истинной веры и благочестия, с другой – само небо с обилием обетованных благ, подобно тому, как обряды Ветхозаветной Церкви были «стень грядущих»». Как сам внешний и внутренний вид храма, его устройство, так и совершаемое в нем богослужение напоминает молящимся о «горнем мире», к которому все мы предназначены. Воистину богослужение – это подлинное училище благочестия, которое уносит душу из греховного мира в царство Духа. Не зря величайший пастырь нашего времени святой Иоанн Кронштадтский называл храм «земным небом». «Ибо где престол Божий, где таинства страшные совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там небо и небо небес». Все мы через богослужение в святой Церкви можем оторваться от своих земных привязанностей и пристрастий и соделаться «земными ангелами» и «небесными человеками». Многие далекие от веры люди не понимают, зачем это богопочитание, зачем этот культ? Разве Бог нуждается в каком-либо служении? Не достаточно ли просто носить Его в своем сердце и стремиться к нему своими делами и всей своей жизнью? Да, история православной Церкви знает немало подвижников-пустынников, которые годами не присутствовали на богослужениях, но можем ли мы сравнивать себя с ними по уровню духовного совершенства? Вся наша жизнь наполнена всевозможными обрядами, традициями, поверьями. Вполне естественно, что мы хотим облечь в определенную форму и нашу веру. Слова молитвы, гимны, идущие из глубины сердца, возвышают нашу душу, устремляют ее к Отцу Небесному. Именно в храме воспитывается истинный христианин, цель жизни которого – служение Господу. Помогай вам в этом Господь!Суть Богослужения
Происхождение Богослужения
Порядок и чин богослужений
Христианские богослужения в первые века
Значение православного богослужения