Православие и современная культура
«Искусство писателя замечательное, но какое унижение искусства!», – это сказал один верующий современник об одном позднем сочинении Толстого. Прошло чуть больше века и облик культуры изменился еще больше. Где сегодня великая русская литература, великая русская музыка, великая русская живопись и поэзия? Сегодня как никогда прославляется «красота греха» – то, чего раньше боялись, чего стыдились, в чем каялись. Какой же видит современную культуру православие? Советский Союз с одинаковой частотой ругают и хвалят, вспоминая все то худшее и лучшее, что подарила нам большевистская эпоха. Да, ее мощная и сильная культура была культурой функциональной и, если можно так выразиться, «оформительской», оформляя советскую идеологию и воспитывая настоящего члена общества – борца и строителя коммунизма. Да, кто-то скажет, что культура в те времена была лживой и фальшивой, создающей образ реальности, где идеологически сконструированное «должное» выдавалось и принималось за действительное, но какой бы не была культура советской эпохи, она никогда не проповедовала аморальности. Нравственность в советские годы держалась на тех идеалах классики, которые преподавались в школе, демонстрировались в театре и кино. Это была эпоха благородства, великодушия, милосердия, доброты, жалости. Да, православие не забыло всех тех лет гонений на Церковь, унесших тысячи жизней священнослужителей, но и оно признает, что в те времена пропагандировалось главное, что есть в человеке – стыд и совесть. Конечно, в массовой культуре и в те времена были шансонетки, сомнительного качества любовные романы и даже низкопробная фривольная литература, но это было ограничено и относились к этому как к дурному тону. Это скрывали, этого стыдились. Детей воспитывали не на этом, а на морально-нравственных идеалах, сходных религиозным идеалам – идеях гуманизма, благородства, достоинства человека, что ярко выражено в произведениях Чехова, Толстого, Достоевского, где главным героем всегда был одухотворенный человек. Что же мы видим в современной культуре и искусстве сегодня? Романтизация зла, которая в той или иной степени присутствовала и раньше, сегодня происходит открыто и вульгарно. Люди искусства, чей авторитет еще недавно был невероятно высок, сегодня с бесстыдством и матом криминализируют общество, делают его маргинальным. Если раньше массовая культура приобщалась к высокой культуре, то теперь она приобщается распаду. То, что раньше проповедовалось – благородство, любовь и милосердие сегодня подвергается осмеянию, преподносится как пережиток прошлого. Стыд и совесть отвергают, считают их ненужными и лишними, мешающими жить свободно и творить все, что захочется. В современном искусстве и литературе главными героями все чаще становятся люди дефективные, нравственные и духовные уроды. Все то темное, что существует на периферии сознания в каждом человека, ставится в центр личности, а цель одна – внушить, что это и есть настоящий человек. Многовековая история культуры показывает, что она все больше деградирует, отказываясь от общечеловеческих ценностей, а в конце времен ей предрекают соединение с самым растленным злом, освящение зла, романтизацию дьявола. Собственно, мы наблюдаем это и сегодня, достаточно вспомнить открытие тоннеля в Швейцарии, где присутствовали главы большинства европейских государств, которые сидя на трибунах с наслаждением наблюдали за сатанинскими танцами и оккультными плясками «деятелей искусства», освещающих это событие. Сегодняшняя массовая культура не просто атеистична. Она глубоко демонизирована. Как говорил Лев Толстой: «Настоящее искусство мистично». Но мистика бывает разная, и искусство может стать выходом навстречу как ангелам, так и бесам. Бесам – больше, ведь они могут выдавать себя за ангелов света, но и человеку, горделиво устремляющего свой взор к небу и имеющего не очищенное покаянием сердце, более естественно вступать в контакт именно с такими духами. Мистика уже давно вошла в моду, а вот аскетика вряд ли войдет, и это разделение становится все более видимым и трагичным. По мнению священнослужителей, миром правят три главных греха: себялюбие, гордо именуемое гордостью, сластолюбие, называемое любовью, и сребролюбие – корень всех зол, сокрытое и часто маскирующееся под бескорыстие. Если говорить о себялюбии или гордыни, но редкого поэта, певца, художника или иного деятеля искусства она обошла стороной. Гордость, мания величия, безумное ослепление здесь смешаны вместе. Какое смирение, которым определяется достоинство высшей красоты, о чем вы? Эти современные деятели искусства уже давно погребли свой талант под слоем мишуры, антуража и эпатажа. Их грех не позволяет им отличить полет от падения, все выше и выше восходят они в своей надменности. Если говорить о воспевании любви – этого возвышающего чувства, то еще нигде столь ярко не проявлялось его двойственность, как в культуре и искусстве. Настоящая любовь возвышает, в ней всегда есть духовная сила, и только грешная развращает и растлевает. Сегодня это проявляется во всей своей полноте и силе. То, что порой изображает современное искусство, невозможно описать, не оскорбляя чувств читателя. Все театры, все поэмы, картины и песни пропитаны ядом блуда. Сказать, что древние представители богемы были более целомудренны, значит ничего не сказать. Но маркиз де Сад, живший 200 лет назад, за свое «творчество» почти всю жизнь провел в тюрьме, а сегодня в некоторых театрах столицы по его произведениям ставят спектакли. Грех против заповеди «не прелюбодействуй» настолько мерзок и заразителен, что апостол Павел даже советует не говорить о нем христианам, то есть от верующих требуются настолько чистые нравы, что даже нельзя ставить вопрос о возможности отступления от них. Есть вещи, которые художник, не имея достаточной силы и чистоты, чтобы называть их, не должен называть совсем, чтобы не прикоснуться со злом. Это хорошо как для него, так и для других. Тем более не рисовать картины греха, активно участвуя в их оправдании. Если ли среди нас хоть кто-то, кто может похвалиться достаточной силой и чистотой, чтобы пренебречь предостережением апостола? Что же до сребролюбия, то сегодня на первое место ставится самое простое: кто больше заплатит. Продажность современной творческой интеллигенции видна даже невооруженным взглядом. Собираясь в сообщества, формируясь в группы, они поддерживают политическую пропаганду и продажных чиновников. Выдают черное за белое. В основе всего оказываются деньги и желание хорошо и комфортно жить. Как сказала одна простая женщина, читая газету с письмом 42-х деятелей литературы и искусства после октябрьского расстрела 1993 года: «Они позорят звание творческой интеллигенции перед лицом народа, который верит им». Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов) об одном аспекте искусства: «Вдохновенным библейским пророкам придан вид беснующихся языческих жрецов, утонченное сладострастие дышит там, где должно изображаться целомудрие».Монолитная советская культура
Романтизация зла
Три страсти, действующие в искусстве