Правда ли, что священникам проще спастись, чем мирянам?
Пастырское служение не сравнить и не сопоставить ни с одной из светских профессий. Пребывание в сане – это не просто призвание. Это особая миссия, которая заключается в приведении людей ко спасению. Если священник может вести людей ко спасению, означает ли это, что он уже автоматически спасен, или здесь у батюшки равные условия с мирянами? Каждый священнослужитель облечен благодатью, которая была передана ему по живой человеческой цепи от апостолов – учеников Самого Иисуса Христа. Эта особая благодать подается ему в Таинстве хиротонии, но она ни в коем случае не делает его святым, особой, приближенной к Богу. Он остается все тем же человеком – грешным, немощным, несовершенным. Просто теперь у него его власть совершать церковные таинства, служить литургию, венчать, крестить, отпевать и т. д. Да, пребывание в сане накладывает определенную ответственность на человека, но разве не лежит эта ответственность на представителях других профессий – учителях, военных, строителях? Кто-то скажет, что эти вещи сравнивать нельзя, ведь главная задача священника не просто «работать», выполняя свои обязанности и требы. Это прежде всего учитель, духовный вождь, пастырь, который ведет вверенное ему Христом стадо словесных овец ко спасению. Если он ведет нас ко спасению, значит знает путь туда? Значит ему туда открыта дорога, тем более, если он наделен особой Божественной благодатью? На Западе к священникам принято обращаться «святой отец». Священнослужители действительно отличаются от простых людей, как отличается от обычного хлеба просфора, из которой вынимаются частички на проскомидии. Мы потребляем просфору дома натощак с молитвой, запивая святой водой, хотя, по сути, это хлеб со всеми его физическими свойствами, но в плане духовном этот хлеб святой. Так и священник отличается от других людей, так как через него им подается Божья благодать. Бог стремится спасти каждого человека и выбирает для Себя тех, через кого посылает вразумления, наставления и помощь. Однако, для того, кого Он избирает, такая миссия может оказаться и неудобной. Например, пророк Иезекииль больше года лежал на одном боку, нося беззаконие дома Израилева. («Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их». Иез. 4,1). Что ж тут удобного? А пророк Иона, отказываясь выполнять Божье поручение о спасении Ниневии, кинулся в другую сторону и чуть не утонул. Так и священство наделяет полномочиями для спасения человечества, но сам священник остается человеком, и для него такой сан может оказаться «не по плечу», погубить его, потому что написано у пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10). Что же получается? Наше спасение зависит от личных качеств священника? Вовсе нет. Ведь солнце светит как через прозрачное, так и мутное стекло. Даже если священник грешный и недостойный, данная ему в Таинстве хиротонии благодать позволяет совершать церковные Таинства, превращать хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, приобщать людей к Церкви посредством Крещения. Тогда благодать действует не благодаря трудам и усилиям священника, а вопреки им. Как сказал протоиерей Владимир Воробьев, чем более высокое положение на иерархической лестнице человек занимает, тем труднее ему спастись. Вспомним ответ беса монаху в фильме «Монах и бес». Монах спросил у беса, почему он к нему пристал, ведь он простой инок, ничем не примечательный, разве не лучше бесу пойти к патриарху? На что бес ответил, что там «уже работают другие, которым мы не чета». Поэтому простому мирянину легче спастись, чем священнику, а священнику легче спастись, чем епископу и т. п. Потому что чем выше занимаемое положение, тем тяжелее крест, тем труднее этот крест нести, жить непорочно и свято. Именно так советуют думать святые отцы. Это общее правило для всех людей и выделять здесь священническое сословие неправильно, так как тем самым человек как бы снимает с себя ответственность. Типа, вот мы, мол, грешники, а эти должны быть святыми. Но не только «эти», а все должны быть святыми, ведь к этому нас призывает Сам Бог. Как часто мы предъявляем к священникам завышенные требования. И хорошей машины и дома у него быть не может, и дети должны учиться в обычной школе, и отдыхать ему на море ездить не положено. Дар благодати
«Неудобная миссия»
Все спасутся, а я – нет