Права человека в христианском миропонимании и в жизни общества
На протяжении всей истории развития человечества понимание того, что есть человек, каковы его достоинство, права и свобода оказывало существенное влияние на устроение частной и общественной жизни людей. В современном мире действует убеждение, что институт прав человека наилучшим образом обеспечивает развитие человеческой личности и организацию общества. Но нередко бывает так, что взгляды государства на права человека и христианского вероучения в корне расходятся. Так что означают права человека в религиозном понимании?
Различие подхода Церкви и государства к правам человека
Нельзя сказать, что Церковь и государство абсолютно по-разному рассматривают права человека. Просто государство делает это с юридической точки зрения, защищая достоинство и свободу каждого отдельного члена, тогда как Церковь защищает то же самое, но достоинство видит в том, чтобы соответствовать замыслу о нас Творца, а свободу – в том, чтобы сохранять свободной свою совесть, голосом которой с нами и говорит Создатель. Сегодня мы видим навязывание западных идеалов и ценностей, которое также происходит под лозунгом защиты свободы, но восточное христианство, долгое время находящееся в изоляции от происходящих на Западе процессов, выступает решительно против такой свободы.
Церковь, которая сегодня активно следит и участвует в разработке государственного законодательства на разных уровнях, являет, выражаясь библейским языком, свой «пророческий глас», выражая опасения и беспокойство по поводу политических и социальных проблем общества, по вопросам защиты прав человека, его достоинства и свободы. Это касается абортов и клонирования, ЭКО, сексуальных меньшинств, смены пола и многого другого. То, что Запад видит как выражение свободной воли, Россия рассматривает как навязывание ценностей, которые идут вразрез с христианством. Почему? И на что человек имеет право с точки зрения вероучения Христа?
Достоинство и свобода
Господь каждого человека наделил достоинством и свободой. При этом под человеческим «достоинством» в христианстве понимается Божественная природа человека, ведь все мы созданы по образу и подобию Творца. При этом каждого Он наделил свободной волей самостоятельно выбирать и решать, на какой он стороне: стороне добра или зла. Употребляя личную свободу во зло, он неизбежно умаляет собственное достоинство и при этом унижает достоинство других. Задачу общества Церковь видит в создании механизмов, которые помогли бы восстановить гармонию человеческого достоинства и свободы.
Концепция прав человека и нравственность могут и должны служить этим целям. При этом стоит подчеркнуть, что долгая история становления закона как раз и возникла из представлений о добре и зле, грехе и добродетелях. Поэтому права человека должны быть гармонизированы с христианскими ценностями. Эрозия нравственности разрушает законность, что мы отчетливо видим сегодня на примере западных стран, где христиан за высказывание против гомосексуализма сажают в тюрьму, где устраивают торговые центры в храмах, которые были оплотом христианства многие века.
Высшие ценности
Церковь заявляет о том, что права человека не могут быть выше ценностей духовного мира, чем бы они не оправдывались. Никто из наших звезд эстрады не может оправдать свое надругательство над предметами, символами и понятиями, почитаемыми верующими людьми, правами на свободу слова и самовыражения. Не религиозные взгляды и практика должны подчиняться общественной жизни, а человек должен ставить веру в Бога и свое общение с Ним выше всяких земных ценностей.
Да, права человека не являются Божественным установлением, но они не должны вступать в конфликт с Откровением Божиим. Для большей части представителей христианского мира важнее идеи личной свободы являются вероучительные и нравственные традиции, с которыми он эту свободу согласовывает. Для них это главный авторитет в общественной жизни и межличностных отношениях. Никакие законы, никакие общественно-политические механизмы не способны сделать людей более совершенными с нравственной точки зрения, искоренить в мире зло и страдания.
Да, у государства и общества есть силы пресечь зло в его социальном проявлении, но нет инструментов, чтобы одержать победу над его причиной – греховностью. По сути, борьба со злом ведется внутри каждого человека, и только от него самого и уровня его религиозной жизни зависит успех этого предприятия. Как говорит апостол Павел в своем послании к ефесянам:
«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).
Верующие убеждены, что общественность с ее законами должна учитывать не только человеческие интересы и желания, но и правду Божию, вечный нравственный закон, который дал нам Творец, причем действует он в мире независимо от того, согласны с ним люди, или нет. Это закон выражен в Священном Писании и именно по нему Господь будет судить всех людей и народы там, за чертой, по окончании земной жизни.
Нравственность и гуманность
Поэтому так важно при разработке и применении концепции прав человека учитывать нормы морали и нравственности, заложенные Богом в природу человека и опознаваемые в голосе совести. Права человека не должны принуждать христиан нарушать заповеди Божии. В любом случае верующий будет смотреть на человека, семью, общество с позиции религии. Церковь считает недопустимым внедрять в область прав человека нормы, которые размывают или отменяют евангельские истины и ценности. Вот почему она с большим опасением относится к законодательно узаконенным порокам – половой распущенности, пропаганде в учебных заведениях различных форм сексуального извращения, культа наживы, насилия.
Она никогда не согласится с введением антигуманных и безнравственных законов касательно абортов, эвтаназии, использования человеческим эмбрионов в научных экспериментах, операций по смене пола и др. К сожалению, на Западе многое из вышеперечисленного уже давно является нормой и узаконено официально. В России также есть немало тех, кто стремится направить страну по западному пути, а достигается это путем пропаганды через СМИ, системы здравоохранения и образования, сферу торговли и услуг. А то меньшинство верующих, которые считают эти явления греховными и недопустимыми, подвергают дискриминации и преследованиям.
Православные христиане считают, что грех наносит ущерб не только самому согрешившему, но и его близким, родным, детям. Все мы связаны между собой узами родства, дружбы, соседства. Хотим мы того, или нет, но все мы влияем друг на друга и несем ответственность друг за друга и грехи ближнего. Господь призывает нас к благим делам. Иисус Христос учил заботиться о людях и братьях наших меньших, обо всем мире. Он проповедовал добро и любовь и именно они должны лежать в основе всех законов, принимаемых властьпридержащими.
Любовь к Отечеству и ближним
Права человека не должны идти вразрез с любовью к Отечеству и ближним. В нашей природе заложена необходимость общения и единения. Все мы хотим иметь семью, детей, но при этом мы хотим жить в обществе себе подобных, где люди имеют схожие идеалы и ценности. За них человек готов поступиться многим и даже жизнь отдать, следуя заповеди Спасителя:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Признание прав каждого отдельного индивидуума должно уравновешиваться мерой ответственности людей друг перед другом. Если общество пойдет по пути крайностей, угождая отдельным членам, то это неизбежно приведет к разгармонизации всего устроения жизни, всеобщей деградации, нравственному и правовому нигилизму, росту преступности, взаимному отчуждению людей. По мнению Церкви, преодолеть напряженность между индивидуальными и общественными интересами можно лишь при условии согласования прав и свобод человека с нравственными ценностями. Но самое главное – чтобы жизнь человека и общества была наполнена любовью.
Любовь устраняет все противоречия, решает все проблемы, помогая реализовать свою свободу и одновременно заботу о ближних и Отечестве. Не должно одним цивилизациям навязывать свой уклад жизни другим. Какие же это права, если они служат интересам отдельных граждан или стран? Институт прав человека только тогда может считаться легитимным, когда он служит духовному и материальному благу личности и общества.
Поддержание окружающей среды
Церковь видит реализацию прав человека в поддержании окружающей среды и природы. Современный человек бездумно истощает ее запасы, стремясь все больше удовлетворить свои материальные потребности, но ведь ресурсы Земли не безграничны. Да, Господь отдал природные богатства земли во владение человеку, но это не значит, что мы можем в угоду своим эгоистическим интересам расточать их. Мы призваны заботиться о Божьем мире, хранить его разнообразие и красоту.
Общество и государство должны со всей серьезностью учитывать эти истины, когда ведут добычу полезных ископаемых, вырубают леса, строят промышленные предприятия и прокладывают автомобильные трассы. Ведь мы когда-нибудь уйдем, а что останется нашим детям? Права человека не могут быть поводом для разбазаривания природного достояния. Вот все эти аспекты Церковь считает основополагающими в организации политико-правового института. Прежде всего он должен служить благим целям защиты человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному воспитанию личности, а уже потом всему остальному. Помогай Господь!