16.01.2022

Порядок чтения Библии

В Евангелие от Иоанна сказано: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39). В доме каждого православного христианина имеется она – Книга книг, стоящая на самом почетном месте. Несмотря на то, что это самая издаваемая в мире книга, мало кто прочитал ее от начала до конца. Причин тому несколько – устаревший язык, несоблюдение исторической хронологии, а самое главное – непонятность многих моментов, где приходится прибегать к толкованию. Однако есть способы сделать чтение Библии более простым, легким, понятным, а самое главное – душеполезным. 

Священное Писание и Священное Предание

В Православной Церкви существует два источника богопознания – Священное Предание и Священное Писание, которое является неизменной частью первого. Не секрет, что первоначально проповеди святых Апостолов передавались в устной форме, поэтому на сегодняшний день Священное Предание вобрало в себя не только 4 Евангелия, но и другие богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и др. Таким образом Предание – это то же слово Божие, заимствованное со слов богодухновенных писателей и записанное их преемниками – святыми отцами и учителями церкви.

Священное Писание является собранием самых разных книг, различающихся по времени написания, авторству, стилю, содержанию:

  1. По времени написания – ветхозаветные и новозаветные. Первые повествуют о событиях, предшествующих приходу в мир Спасителя, а вторые излагают учение Иисуса Христа – Сына Божьего.

  2. По содержанию – законоположительные, исторические, учительные. В первом случае речь идет о тех книгах, которые содержат в себе основные законы нравственной и религиозной жизни. Исторические делают акцент на истории Церкви, а учительные раскрывают основные истины веры, содержат в себе пророчества и откровения.

  3. По важности содержания – канонические и неканонические. Первые Церковь признает как священные, божественные, вдохновленные от Духа Святого. Вторые хотя и присутствуют в Библии, но таких свойств не имеют и могут лишь дополнить собой первые в качестве назидания. Канонических около 39 книг, а неканонических – 11, к коим относят Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Товита, Иудифи и др. 

Способы чтения Библии

Зачастую православные верующие подходят к вопросу чтения Библии не так как все остальные. Для них самое главное – это получить руководство, как применять Слово Божие в своей жизни. Далекие от вероучения Иисуса Христа люди руководствуются другими целями, поэтому и читают они Священное Писание по-иному. В любом случае дело это богоугодное и как знать, может быть зерно истины найдет в душе читателя благодатную почву, чтобы произрасти там и принести свои благодатные плоды. Вот самые популярные способы чтения Библии:

  1. По главам или отрывкам. Изначально книги Священного Писания не имели каких-либо разделений и подразделений на главы, зачала, стихи и пр. В дальнейшем евреи разделили Пятикнижие на паршийот, пророческие книги – на гафтарот. В V веке Новый Завет обзавелся отделами, а в XIII веке в Библии появились главы с 8 равными частями. Нынешние стихи, которые разделяют священные книги, появились в XVI столетии благодаря знаменитому парижскому типографу Роберту Стефану. Именно по главам некоторые и предпочитают читать Библию, размышляя над прочитанным, прежде чем перейти к новой главе.

  2. Канонический подход. Он предусматривает чтение Библии с самого начала и до конца, по порядку.

  3. В хронологическом порядке. Речь идет о чтении с учетом последовательности написания книг Священного Писания. В этом случае книгу Иова следует читать после 11-ой главы Бытия, то есть до истории Авраама, потому как Иов жил до него. Псалмы Давида переплетаются со 2-ой книгой Царств, а последовательность книг Нового Завета составлена с учетом последних исторических исследований и отображает порядок их изложения.

  4. С выбором языка. Самый близкий перевод к оригинальному тексту – это александрийский или греческий перевод. Однако не меньшее распространение получили латинский, славянский, а также русский переводы. Необходимость в последнем возникла тогда, когда славянский стал очень сильно отличаться от русского наречия. Полное издание Библии на русском языке датировано 1877 годом.

  5. Чтение с толкованием. Даже если человек знает несколько языков, это не гарантия того, что он поймет все, что написано в Священном Писании. Желательно иметь под рукой книги, которые его толкуют или искать в сети аудиоверсии богословов, удобные для прослушивания. Святые отцы рекомендуют обращаться к творениям блаженного Феофилакта Болгарского. Он коротко и доступно объясняет смысл написанного. Очень большую работу в этом направлении провел святитель Иоанн Златоуст. А одним из самых известных толкователей на Евангелие от Марка является архиепископ Аверкий (Таушев).

Как подготовиться к чтению Священного Писания?

В монастырях старцы обязывали послушников сначала изучить творения святых отцов, а уже потом переходить к чтению Библии. Это лишний раз доказывает, что к Евангелию нельзя относиться как к обычной, художественной книге, созданной для развлечения. Библейские чтения – это как молитва. Тут нужен настрой и соответствующая подготовка. Есть мнение, что читать Священное Писание просто так, без желания применить написанное на практике по отношению к себе и людям – занятие греховное и вредное для души. Неплюев Николай Николаевич – основатель Крестовоздвиженского православного братства, общественный деятель, юрист и дипломат так сказал об этом:

«Чего хочет верующий? Он верит, что Книга Жизни содержит в себе вечную истину правды Божией, главная цель его не может быть иною, как познать святую волю Бога Живаго, во всей ее вечной неизменной стройности. Для него Божественное Откровение содержит все то, что исходящий от Отца Дух Святый благоволил открыть людям ради их духовного воспитания и вечного спасения, чтобы они могли разумно жить, согласно правде воли отца Небесного».

Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич) советует читать Библию по утрам после молитвенного правила. Можно взять 1–2 главы из Евангелия, чтобы получить духовный заряд на целый день. То есть чтение Священного Писания обязательно должна предварять молитва. Есть специальная молитва, которую принято читать перед чтением Святого Евангелия. Она начинается со слов: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка…».

Правила чтения Библии

А вот еще правила, которых нужно придерживаться при чтении Священного Писания:

  1. Искать в Книге Жизни только пути жизни. Это значит, что читать ее нужно «простым разумом и совестью», осознавая ее значение для всех времен и человечества.

  2. Стремиться познать волю Божию. Как говорил епископ Игнатий (Брянчанинов): «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это Книга Жизни и надо читать ее жизнею». 

  3. Не останавливаться на исторических подробностях. Для истинно верующего неважно, когда, что и кем было сказано, кто куда пошел и что сделал. Исторические события имеют лишь второстепенное значение, а первостепенное значение имеет их внутренний, непреходящий смысл.

  4. Иметь ясное понимание христианского мировоззрения. Только имея понятия об истинном смысле жизни, о мировом значении воплощения Сына Божьего, домостроительстве Божьем можно понять смысл и значение отдельных фактов – потопа, казней египетских, преступлений царя Давида и др. Если не иметь представления о христианском вероучении, то можно составить о нем ложное понятие, опасное для души человека. Поэтому так важно читать труды богоносных и преподобных отцов Церкви, которых вдохновлял Святой Дух, как и апостолов-евангелистов.

И еще раз о порядке чтения

Несмотря на приведенные выше способы определения порядка чтения, священнослужители советуют новоначальным начинать знакомиться со Священным Писанием с Нового Завета. Для христиан это самая важная часть Библии, а вот с Ветхим Заветом следует знакомиться в свете Нового. Иногда священники советуют начинающим христианам вообще отложить чтение Ветхого Завета до лучших времен, чтобы не впасть в искушение и соблазн. Регулярно посещающему храм и бывающему на литургии этого будет вполне достаточно, ведь на богослужениях Библию читают регулярно, а священник дает все необходимые пояснения. 

Более того, на некоторых приходах библейский отрывок прочитывают сначала на церковнославянском, а потом родном языке, ведь главный критерий заключается в том, чтобы Библия была понятной. Как тогда, так и сегодня многие библейские выражения требуют пояснения. Не впервые такая проблема возникла в XIX веке, но она так усугубилась, что потребовала перевода Священного Писания на русский язык – Синодального перевода Библии. Он прошел проверку временем, оказал громадное влияние на становление русского языка и всей русской культуры в целом.

Конечно, лучше всего было бы читать и изучать библейские книги в опоре на первоисточники, оригиналы. Но такая практика сложилась еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. На 2008 год, если верить данным библейских сообществ, Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Поэтому можно с уверенностью сказать, что большинство современных людей знакомы с Евангелием в переводе на их родной язык

Критерии для определения результата чтения

Многие верующие христиане задумываются над тем, можно ли как-то определить положительный результат от чтения Библии? В чем он заключается? В количестве заученных цитат? В знании хронологии? Конечно, можно наизусть знать все книги Священного Писания, жития святых и толкования богословов, но ни на миллиметр не приблизиться к Богу, быть далеким от Него и Его вероучения. Не столько знание заповедей, сколько их исполнение приближает нас к Творцу и Царствию Небесному.

Поэтому изучать Библию необходимо в свете духовного восхождения, совершенствования. Николай Александрович Астафьев – русский историк и христианский писатель говорил:

«Надобно стараться мыслею переноситься в то время, в ту местность, где происходило описываемое Евангелием событие, и быть притом не простым лишь зрителем, но участником его, к себе применяя читаемое так, как бы оно ко мне именно относилось… Тогда-то именно, и только тогда, когда мы к себе применяем читаемое, мы испытываем на себе ту чудную возрождающую силу, которая таится в Слове Божием, как семени». 

Для этого читать нужно не торопясь, вдумываясь в каждое слово, анализируя его. Зачастую одной единственной фразы, «выхваченной» из Священного Писания достаточно, чтобы дать пищу своему уму и сердцу на целый день. Поэтому не стоит читать Библию на скорость. Здесь смысл не в том, чтобы прочесть ее как можно быстрее. Напротив, лучше в этом деле не торопиться. На сложных и непонятных моментах внутренне молиться, чтобы Господь вразумил и наставил. Самое главное – прочитав Евангелие единожды, не забрасывать его подальше на полку. 

Книга книг должна стать настольной, чтобы обращаться к ней регулярно, ища ответы на вопросы, которые перед нами ставит жизнь. Как показывает практика, в разное время Книга Жизни открывается по-разному. Одна и та же мысль отзывается в сердце новым звучанием, раскрывая свои грани как бриллиант, когда поворачиваешь его на свету. Ну а если кто-то скажет, что Слово Божие слабо на него действует, то причина может крыться в лености и небрежении читателя, а самое главное – ожесточении сердца. 

Поэтому необходимо попутно работать над собой, бороться со своими грехами и страстями, замещая их добродетелями, и тогда читающий с уверенностью сможет сказать, что Слово Божие «облегчает и услаждает всякое горе, освещает и упрочивает чистую радость; как горнилом – искушает, очищает и возвышает радость чувственную». Помогай Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.