Понятия добра и зла – это нормы, принятые в конкретном человеческом обществе
В наше время нередки высказывания о существовании неких общечеловеческих ценностей, общих понятий добра и норм морали, одинаковых для всех людей независимо от их вероисповедания, расовой принадлежности, национальности, уровня жизни и др. Это мировоззрение является гуманизмом и преподносит себя как альтернативу религиозно-нравственному взгляду на мир. Но может ли человек сам по себе быть мерилом добра и зла, не опираясь на своего Создателя – Бога? Гуманисты считают, что в каждом человеке присутствуют нравственные достоинства и действуют независимо от существования Бога и связи человека с Богом. Последователи такого мировоззрения полагают, что каждый может быть счастливым, свободным, способным реализовать свои творческие и другие потребности, опираясь на разумное и научное познание себя и мира при полном отрицании участия в жизни человека Творца. Получается, что можно быть хорошим человеком и благодаря этому спастись. Как говорит отец Рафаил (Карелин), «спасение только через исполнение определенных общественных и моральных правил» – это главный догмат либерального христианства, по сути дела уничтожающий остальные догматы». В связи с чем встает вопрос, а действительно, возможно ли добро без Христа? Когда Господь творил мир, Он не предусматривал наличие в нем зла. Зло не имеет собственной природы и начинается там, где кончается добро. Святитель Василий Великий сравнивает его со слепотой. Было добро – глаз и зрение. Но вот человек ослеп от потери глаза, то есть произошло зло. Само по себе оно не осуществляется, но является следствием повреждения души. Но если зло не может существовать само по себе, откуда оно берется? Все дело в том, что Господь создал человека разумным и свободным. Он создал нас по Своему образу и подобию, чтобы мы могли, как и Он, выбирать добро не по принуждению, а по своей свободной воле. И в этом свободном выборе как раз и возникает либо добро, либо зло. Такой выбор был у дьявола, Адама и есть у каждого из нас. Бог вдохнул в человека бессмертную душу, но Он не вдыхал в него греха. Грех стал следствием повреждения души, которая уклонилась от добра. Пребывая в Боге и с Богом, душа отпала от Творца, стала страдать различными душевными болезнями. Вот как сказал об этом святой Василий Великий: «В какой мере человек удалился от жизни, в такой приблизился к смерти; потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут…» (Пс.72:27). Если гуманисты считают точкой отсчета, мерилом для определения понятия добра и зла самого человека, то христиане считают эталоном Самого Создателя. Вне личности, творящей зло, зла не существует. Это всегда то, что исходит от конкретного человека. Мы все носим на себе печать первородного греха, добро в нас смешано со злом так, что проявляться отдельно друг от друга они не могут, и действуют вместе. Уврачевать эту смертельную язву в душе может только Господь. Для православных людей это очевидная истина и, надо сказать, с ней соглашаются не только святые отцы, но и философы, ученые. К примеру, немецкий философ Фридрих Шеллинг говорил о природной склонности человека ко злу. Это же признавал Кант. Похожим образом мыслят многие атеисты, психоаналитики, используя в своей работе методики, которые помогают человеку признать свои изъяны души и примириться с ними. Но если природа человека повреждена, то сам для себя он эталоном быть не может. Это все равно, что использовать неправильные часы или неточные весы. Но гуманисты отрицают испорченность человеческой природы потому, что тем самым лишаются почвы под ногами. Они все больше отстаивают так называемые права человека, которые, по сути, есть право на безнаказанный грех. И сегодня мы можем воочию наблюдать все это, когда сексуальные меньшинства устраивают парады и регистрируют браки, для педофилов снижают порог детского возраста, а у нормальных семей отнимают детей под надуманными предлогами. Все это называется «правом». Гомосексуализм – правом на свободную любовь, а неуважение и непослушание родителям – правами ребенка и т. д. Еще несколько десятков лет назад такие «права» привели бы людей в ужас, а сегодня это норма. В дальнейшем ситуация в мире будет только ухудшаться, а причина – отказ от Христа. Последователи гуманизма скажут, что вот опять эти верующие нагнетают, придумывают, чего нет. На самом деле христиане испытывают сегодня новую волну гонений. Женщину, процитировавшую послание апостола Павла касательно греха мужеложства, заключили под стражу. Еще одна немка, имеющая цветочный бизнес, отказалась украшать свадьбу геев, и они по суду решили лишить ее дела всей ее жизни. Как говорится, тенденция налицо. На открытии тоннеля в Швейцарии первые лица европейских государств с удовольствием наслаждались сатанинскими плясками. Что это, как не отказ от Христа? Понятия добра и зла размылись. Как говорит святитель Тихон Задонский, «душа, просвещенная светом Христа, познает добро, а непросвещенная не видит добра». Некоторые могут возразить на это, что человеку свойственно не только зло, но и добро, причем в гораздо большей степени. Что это естественная потребность нашей души – стремиться к свету, добру, любви. Мол, человек может быть добрым и без Бога, но при этом эти моралисты, атеисты и гуманисты отрицают наличие в той же самой душе разъедающей язвы зла. На это можно ответить словами преподобного Иустина Поповича: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1:8). Гуманистическое учение обожествляет человека, утверждая, что он хорош сам по себе, по своей природе. Это заблуждение стало самой большой трагедией мира гуманистической науки, просвещения, культуры. Отрицая наличие в человеке греха, гуманизм поднимает его на пьедестал высокомерной самонадеянности. Гуманисты как утопающие, которые тащат сами себя за волосы, но само собой разумеется, спастись так не смогут. Откуда в мире столько зла, ненависти, голода, трагедий, войн? Если все мы так хороши, то почему же ругаемся друг с другом, воруем, обманываем, изменяем? По мнению святых отцов, нет более трагического понимания и восприятия человека, его предназначения, чем гуманизм, поскольку он ведут людей к самой трагичной гибели. Да, созданные по образу Божьему люди стремятся к добру, но творить его без примеси зла они не способны, и об этом знает каждый православный христианин. Подавая милостыню, мы гордимся собой, то есть к доброму делу примешивается грех гордыни. Любя детей, рассчитываем на отдачу. «Как же! Я столько лет тебе посвятил(а), а ты! Неблагодарный!» И так во всем, потому что без освящающей Божьей благодати, без преображения души, без ее освящения все добрые дела превращаются в ничто. Все наши добродетели как грязью запачканы гордыней, самомнением, самодовольством и прочими страстями, обесценивающими в глазах Господа эти добрые дела. Более того, все подлинно доброе, что делает человек, он делает не от себя. Это творит живущий в нем Христос. Вот как говорит об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «И если [человеческое естество] не сделается общницею Божеского естества Христова, если не примет благодати Святого Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди, заповеданной нам Христом, потому что Христос есть Тот, Кто делает всё во всех призывающих святое имя Его…». Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего». Поэтому каждый христианин верит, что все совершаемые им добрые совершает не он сам, а Господь. Мысль о том, что можно творить без Бога приводит только к одному – возрастанию гордыни. Тот, кто верует в Творца и творит добро ради любви, рано или поздно Божиим попечением приходит ко Христу, как сотник Корнилий. У слушающего в себе голос совести и творящего зло человека всегда есть шанс на покаяние, ну а тот, кто творит добро без Христа и противится Богу «добром», укореняется в своей гордости. Именно поэтому такое состояние души в православии считается даже более опасным, чем состояние души злого грешника. Как сказал протоиерей Димитрий Смирнов: «В Царствие Небесное входят не хорошие люди, а кающиеся грешники. Вот в чем дело. А хорошие люди… они идут на «Доску почета». Возрастающая в гордыни душа к покаянию не способна. Как говорят гуманисты, смерти бояться нечего. Ведь если посмертное существование не доказано, то и страданий никаких нет. Но совершая такие «добрые» дела, человек может полностью заглушить в себе голос совести, которым с ним говорит Господь, и навсегда лишить себя шанса на спасение. Делая добрые дела, он будет стремиться таким образом оправдать свои злые дела и грехи, все больше отдаляясь от мысли о покаянии. Этого и добивается главный враг рода человеческого. Сатане вообще все равно, какие поступки совершает человек – добрые или злые. Главное, чтобы он не верил в Бога. Лишив его этой веры, он лишает человека возможности приобщиться к Божественной благодати и спастись. Итак, душа человека изначально стремится к Богу, добру, благу и любви, но она повреждена злом. Зло – это противление Божьей воле. Любое зло всегда является результатом свободного выбора конкретного человека. Зло искажает само понятие добра, и искоренить его из человеческой души может лишь Господь. «Спасение через исполнение моральных правил»
Понятия добра и зла
«Рука об руку»
Отказ от Христа
Возможно ли добро без Бога?