Понятие о ереси
Большинство слышащих термин «ересь» людей вольно-невольно рисует себе в воображении картину, как злой и кровожадный инквизитор мучает заблудшего «вольнодумца» еретика. За время существования христианства появилось масса различных лжеучений, да и само христианство изначально считалось ересью. Но что же такое ересь, и чем она опасна для Православной Церкви? В переводе с греческого «ересь» означает «выбор, течение, направление». Иудеи и эллины наделяли этим понятием различные школы и философские течения, религиозные направления. В Деяниях апостолов ересью названы партии саддукеев и фарисеев. На первых порах, когда в Церковь стали вступать иудеи и язычники, они стремились смешать христианское учение с иудейством и язычеством. Первых стали называть евионитами, а вторых – гностиками, а потом манихеями. Когда Церковь отвергла лжеучения этих еретиков, на смену им пришли ереси, которые выросли уже на христианской почве. То есть, как и предсказывал апостол Павел, лжепророки и лжеучителя были и будут всегда. Сколько будет существовать мир и Церковь, столько враг рода человеческого будет строить козни в виде ересей. В первые века Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно отвергая все искажения христианства, поэтому за ней закрепился термин «православная», то есть та, которая обладает правильным знанием и суждением. Сегодня название «ересь» применяют ко всем ложным и произвольным учениям о христианстве, которые отделяются и отличаются от учения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Причем отличие это может касаться как всего учения в целом, так и какой-то отдельной его части – искаженной, изуродованной, вырванной из живого организма Церкви. К примеру, это так хорошо известные всем ереси, как иконоборчество, старообрядчество или отвержение двух ипостасей Иисуса Христа – Божественной и человеческой. В эпоху Нового Завета понятие «ересь» приобретает новый смысл. Это уже не просто какое-то отдельное направление или течение. Это отрицание истины Божественного Откровения, лишающее человека надежды на спасение. По мнению святителя Марка Эфесского, «еретиком является тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной веры». Если обратиться к высказыванию святителя Григория Богослова, то он говорил так: «Ересь есть не что иное, как искажение веры, хранимой Церковью. Не имея для себя опоры в истине, ересь придумывает для оправдания свои начала, она цепляется слова и, извращая их смысл, и в конце концов отвергает тем и слова Писания. Вместе с искажением веры ересь представляет из себя также расторжение союза любви, наследия тоже отеческого». Святитель Василий великий относил к еретикам всех, кто отчужден от Православия в самой вере, кто искажает один или несколько догматов, изложенных в Символе Вере или любое священное предание или установление. Святитель Игнатий (Брянчанинов) считает изобретателем ересей диавола. Когда отцу лжи не удалось поддержать между людьми идолопоклонство, он изобрел ереси. Впавшие в них люди могут сохранять наружность христиан, но при этом совершенство не иметь христианства, а быть богохульниками. За всю свою историю Церковь знает немало случаев, когда еретики или раскольники вели самую строгую подвижническую жизнь, упражнялись в аскезе, и все это давалось им легко, без особого труда и усилий. Когда же они раскаялись и вернулись в Православие, то начали подвергаться различным искушениям и соблазнам. К какому выводу это наталкивает? А вывод здесь напрашивается сам собой: пока люди заблуждались, враг не восставал против них, считая их своими, а когда они одумались, то пошел против них лютой войною как против ярых противников. Поэтому вредоносными и губительными можно считать любые лжеучения и неважно, когда и где они появились, были осуждены на Вселенском Соборе, или нет. Со времени последнего Собора прошло уже более 1000 лет, а ересь как тогда, так и сегодня продолжает увлекать в свои сети все новых последователей. Поэтому необходимо всегда помнить о пророчестве апостола Павла и всегда быть внимательными к тому, что нам говорят, проповедуют и к чему призывают. Апостол предостерегал нас, чтобы «кто-нибудь не прельстил вкрадчивыми словами» (Кол 2:4). По мнению святителя Василия Великого, «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались». В аскетике ересь – это крайняя степень прелести. Для нее характерно состояние ложного духовного самосознания, формирующееся под действием собственных страстей и падших духов. В состоянии самообольщения и самообмана человек думает, что идет по правильному пути, ведет настоящую духовную жизнь, стяжает Божественную благодать, а на самом деле катится в бездну. Заподозрить это можно по нерадению о своем спасении, пренебрежении помощью Божией, усиление в себе таких страстных состояний, как гордыня, самомнение, осуждение, своеволие и т. п. Впрочем, впадать в прелесть могут и те, кто рьяно и активно трудится в духовном плане, даже слишком рьяно, взваливая на себя непосильную ношу. Такие чрезмерные подвиги человек совершает по «гордостному разгорячению» и расчету на свои силы, а не на Божью благодать, действующую только в смирении. В первых веках христианства Православие использовало единый термин для обозначения различных учений еретических сообществ – это гетеродоксия. Родоначальником ересей считается Симон Волхв (Деян. 8:9). Впоследствии появилась масса различных вероучений, далеких от учения Христа. К ним относят: 1. Триадологические ереси. В первую очередь это монархианство и арианство, которые были осуждены на I и II Вселенском соборах. Кроме того, к ним относятся аномеи, полуариане, фотиниане, духоборцы и др. 2. Христологические ереси. Некоторые из них были осуждены на последующих соборах – несторианство, монофелитство, иконоборчество. В период Реформации толчок к возрождению получил рационализм антитринитариев. В дальнейшем эти ереси порождали новые модификации, например, манихейство породило альбигойцев, катаров, патаренов. Отдельно Церковь выделяет раскол и самочинное сборище – парасинагогу. Действительно, как понять, где проходит грань между глупостью, незнанием, заблуждением и ересью? Можно ли считать еретиками бабушек в храме, имеющих весьма экзотическое понятие о Боге, или семинариста, который плохо знает догматическое богословие? Здесь все зависит от того, осознанно ли человек отвергает церковное учение, противопоставляет ли свое мнение мнению большинства. Ведь наши любимые бабушки в храмах просто не знакомы с подлинными традициями, они не вникают в тонкости и не владеют догматической терминологией, но они живут и веруют православно. По тонкому льду ходят те, кто пытается самостоятельно истолковать или раскрыть догматы Церкви. Но и здесь человека еще нельзя считать еретиком до тех пор, пока он просто рассуждает и легко соглашается с тем, кто указывает ему на его ошибку. Если человек нечаянно выдвинул ложное предположение, но не упорствует в нем, никому не навязывает и готов выслушать точку зрения более опытных и мудрых наставников, то еретиком он не является. Другое дело, если он не желает отказаться от своего мнения, не слушает доводов Церкви и игнорирует призывы одуматься с ее стороны. Тогда его с полным правом можно считать еретиком. При этом нужно заметить, что представителей других религий принято называть не еретиками, а иноверцами. И хотя на первый взгляд они считаются заблуждающимися, понятия о христианстве у них нет, а значит и извратить его они не могут. Как отмечает сектовед А.Л. Дворкин, «слово еретик… означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине». Но как же быть с разногласиями, которые возникают даже среди св. отцов Церкви? К примеру, более ранние высказывания иногда противоречат поздним. По мнению богословов, к ереси это не имеет никакого отношения. Это не какие-то новые учения. Это все то же самое христианское учение, содержание которого остается неизменным, но меняется лишь внешняя форма, какие-то термины, вероучительные истины. Св. отцы, жившие в прошлых веках, веровали так же, как и их современные последователи. Да, у них была другая терминология, язык, письменность, но они оставались в рамках Предания Церкви. На самом деле не все догматы Церкви непреложны. Это касается лишь тех из них, которые непосредственно важны для спасения человека. Понятие об остальных может быть разным у разных богословов, и это нормально. Главное – не выходить из обозначенных рамок, а лавировать внутри них не возбраняется. Так, вероучительная истина относительно телесности и бестелесности ангелов не имеет строгой догматической формулировки, и в этом нет ничего страшного. Понятие об этом может быть частным мнением отдельного богослова, и Церковью это допускается. Самое главное, чтобы это частное мнение не противоречило догмату, иначе оно становится ересью. Ересь всегда преследует одну цель – нарушить единство. Она не просто вводит человека в заблуждение. Она его от этого церковного единства отрывает, лишая любви и евхаристического общения. Блаженный Августин заповедовал «в главном сохранять единомыслие, во второстепенном разнообразие, во всем любовь». Отсюда видно, что разночтения и разные понятия не должны провоцировать раздор и порождать ненависть. Св. апостол Павел сказал: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2:3). По мнению профессора А.И. Сидорова, говорить об «абсолютно чистом Православии» сегодня нельзя. Это живой организм, который постоянно движется, взаимодействует с окружающей средой, поглощая в себя чужеродные элементы. Но здесь есть одно важное условие: эти элементы он должен либо поглотить, переработав, либо отторгнуть. К примеру, христианская культура освоила некоторые части античного мировоззрения, но все, что пагубно для духовного здоровья Церковь отвергает, признавая ересью. Таким образом Православие приобретает множество оттенков и красок, переливается ими на свету, но никогда не допускает присутствия в этом цветовом спектре темных включений.История появления
Значение термина
Что такое ересь в аскетическом плане?
Виды ересей
Ересь и заблуждение – в чем разница?
Свобода богословских мнений