Польза и вред милостыни для души христианина
Кому стоит подавать милостыню, а кому нет? Может ли пожертвование принести вред душе? И как правильно творить милостыню? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.
Что такое милостыня?
Самое простое и понятное определение милостыни – это деньги, поданные нуждающемуся, сидящему с протянутой рукой на улице, в подземном переходе или на паперти храма. В широком смысле милостыней христиане называют все добрые поступки, направленные на помощь человеку, который в ней нуждается. Речь идет не только о деньгах и даже не о материальных предметах.
Выделяют три вида милостыни: вещественная, душевная и духовная.
- Под вещественной милостыней понимаются деньги, предметы, подаяние которых нуждающемуся помогает ему физически выжить или закрыть материальную потребность в чем-либо. Деньги – самый понятный и распространенный вид милостыни. Также к милостыне вещественной относятся продукты питания, одежда, предметы первой необходимости;
- Душевная милостыня
состоит в выражении сочувствия боли ближнего. Добрые слова поддержки и мотивации как раз относятся к такому виду жертвы ради ближнего. А порой не сказать каких-то слов, которые, наоборот, могут ранить человека в его горе, также может служить делом милости;
- Но существует еще и духовная милостыня. Здесь речь идет, например, о молитве за ближнего. К духовной милостыне могут относиться также и слова утешения, но уже с духовным контекстом. Так, приводимые к месту слова из Священного Писания как раз соответствуют этому типу милостыне. Поделиться духовной литературой, чтение которой может помочь человеку, также относятся к этому типу пожертвования.
Зачем подавать милостыню?
Милостыня служит выражением нашей любви к ближнему. Одна из заповедей блаженства, оставленная нам Христом, гласит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). С первого взгляда видно, что милосердие к ближнему нужно оказывать ради спасения своей души. Однако, милосердие ни есть меркантильное качество. То, что верующий делает для другого человека, он делает и для Бога. Недаром критерием спасения на Страшном Суде Господь называет как раз добрые дела, дела милости, которые мы за свою жизнь совершим в отношении других.
Истинное милосердие не рождается само по себе, и не может быть оторвано от понятия любви. Только по любви к человеку, по искреннему состраданию к нему и его проблеме возможно сотворить настоящую милостыню. Поэтому милостыню иногда называют жертвой, а подавшему ближнему монету или кусок хлеба – жертвователем. Человек по падшей природе крайне эгоистичен, ему совсем не хочется выбираться из созданного им же самим кокона комфорта. Поэтому остановиться и не пройти мимо чужой боли, превозмогая желания проигнорировать ее, уже есть жертва, разрушающая привычный уют собственного эгоизма.
Кому подавать милостыню?
Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть довольно простым. Но порой не все бывает так просто. «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь», говорится в книге «Дидахе». Действительно, мы в нашей реальности уже в достатке наслышаны историй про целые ОПГ, выводящие нищих бедолаг на улицы для того, чтобы набить таким образом свои карманы. Нам известно немало случаев, когда в реальности попрошайки оказываются просто мошенниками, пьяницами и тунеядцами, решивших запустить стартап на милостыне от доверчивых и сердобольных людей. Еще сложнее определить, обманывают вас или говорят правду, в интернете. Порой мошенники прикрываются не просто постановочными, но реальными фото, взятыми с просторов сети.
В этой связи фраза из сборника «Дидахе» почти двухтысячелетней давности не теряет своей актуальности и сегодня. Но есть и другая сторона такого требовательного подхода. «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42), говорит нам Спаситель. Очевидно, что решение о подаче милостыни вы будете всегда принимать на основании голоса совести и разума. Милосердие предполагает жертву, и если к вам подошел на улице человек или позвал вас жалобным голосом у церковных ступенек с просьбой «подай!», совесть, обычно, соглашается откликнуться. Когда в дело вступает разум, ситуация уже затрудняется. Потому что мозг анализирует внешний вид человека, голос, взгляд, сдабривает это сложившимися убеждениями (возможно, даже такими, что перед ним или обманщик, или тунеядец). Можно и оказаться правым, и одновременно совершить ошибку.
Но главным критерием становится честность в принятом решении. Если вы убеждены, что перед вами стоит алкоголик, которому не хватает на выпивку – подавать милостыню не стоит. Это и не будет милостыней, потому что вы, давая деньги на алкоголь, соучаствуете в медленном самоубийстве и самоуничтожении человека. В наше время вопрос с уличной милостыней довольно сложный. Дело в том, что государство и общество уже так организовались, что действуют и социальные службы, и фонды, и монастыри… Сидящий перед храмом с протянутой рукой человек, если действительно как-то хочет изменить свою жизнь, вполне может обратиться в храм. Ему не откажут хотя бы советом. В епархии есть специальный отдел, занимающийся помощью попавшим в беду людям. Есть монастырь, где нужны трудники. Кстати, епархиальный отдел всегда взаимодействует с соцзащитой. И нуждающегося человека, если он сам захочет сделать шаг, все-таки, не оставят в беде.
То же самое касается и людей, собирающих на операции и дорогостоящее лечение. Времена сбора податей на улице прошли, и они абсолютно неэффективны по уровню покрытия. Когда нуждающийся выходит со своей просьбой о помощи в интернет, подключает к этому фонд (которых много), целевая аудитория с проходящих мимо него сотен или нескольких тысяч человек увеличивается до миллионов. И сегодня все подобные благотворительные кампания вынесены в интернет.
Можно подать милостыню, если душа болит за человека. Можно сначала даже попробовать поговорить с ним. А вдруг у вас есть для него совет или даже решение? Вы можете рассказать объекту вашей милостыне и о том, что прочитали выше. Возможно, захотите поддержать и даже направить в нужном направлении.
Когда милостыня может принести вред?
Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего раздела. Если мы понимаем, что наша рука помощи, протянутая для сотворения добра, просто используется человеком для удовлетворения своих страстей – мы соучаствуем в грехе. Пьяница просит денег на улице, чтобы похмелиться и сделать еще один шаг к смерти через медленное самоубийство. Мошенник, не желая зарабатывать честным трудом, выманивает у людей на улице деньги, используя для этого приемы манипуляций и уловок. Мы можем этого не знать. И в случае, когда мы искренне убеждены, что творим милостыню во славу Божию и ради помощи ближнему – Господь, видя наше сердце, зачтет нам это доброе дело. Но если мы понимаем, кто перед нами, и что милостыню нашу просто используют – это повод задуматься. Тогда милостыня действительно должна «запотеть» в нашей руке.
Еще один момент: поощрение чужих страстей через милостыню также наносит вред душам других людей. Милостыней, в некоторой степени, можно назвать деньги, которые мы даем… своим детям и детям вообще. Они еще не зарабатывают денег. Забота о детях есть благословенный труд, и деньги, в том числе, на карманные расходы или на какие-то детские мечты, жертвуемые родителями или близкими взрослыми, - это нормально. Но мы прекрасно знаем, что детей, как это говорят, можно «избаловать». То есть наша «милостыня» (да-да) детям может пойти во вред, а не на пользу. Здесь сложно давать универсальный совет, кроме простого, что ребенка не следует «перекармливать» деньгами, потому что он понимает их товарное достоинство, но абсолютно не понимает их реальную ценность. Это может сильно отразиться на нем в будущем. То есть, баловство детей и деньгами, и предметами – это соучастие в развращении их душ и разрушении их будущего. Вы наносите ущерб внутреннему миру ребенка, а также берете грех на душу.
Подводя итог, можно сказать, что милостыню нужно давать тому, кто в ней, по вашему мнению, действительно нуждается. Если вы считаете, что милостыня повредит душе человека, а вы станете соучастником греха, делать этого не стоит.
Как давать милостыню?
Святитель Илия Минятий предлагает четыре правила сотворения милостыни:
- Давай, куда надобно. Речь идет о правильном использовании целевых средств, если говорить современным языком. То есть, нужно определить, на что тратить деньги и для кого их жертвовать. Пожертвовать деньги в храм или человеку, оказавшемуся в трудном положении – это правильно. Давать деньги пьянице или мошеннику-тунеядцу – ошибка.
- Давай, сколько надобно. Бросить монету нищему, вроде бы, благородно. Но еще благороднее дать действительно «реальную» сумму, на которую несчастный сможет купить себе хотя бы еды. Лишние деньги (вспомните пример с детьми) могут быть во вред, об этом также стоит помнить.
- Давай как надобно. Подавать милостыню нужно с добрым взглядом, а не с мрачным взором, как бы делая одолжение неимущему «с барского плеча». «Доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7), говорит нам апостол. В сердце должны быть любовь и сострадание, милосердие и забота. На лице же непременно держать улыбку доброты, показывая несчастному, что милостыня для него – не от очередного чванливого господина, решившего потешить свое высокомерие, изобразив благородный жест, а христианина, ставшего руками Бога в этом акте милосердия.
- Давай когда надобно. Святитель пишет, что очень хорошо влияет на душу творящего милостыню тот акт доброты, когда он сам не в самом лучшем положении. Джек Лондон писал: «Настоящее милосердие – это не кость, брошенная собаке. Настоящее милосердие – разделить кость с собакой, когда ты голоден не меньшее нее». Сразу вспоминает история про две лепты нищей вдовы, которой в своем бедном состоянии было трудно подать и пару монет. С другой стороны, если у вас есть свободные деньги – тем более ищите, кого стоит ими поддержать. Торопитесь, пока бедняк не впал в отчаяние, не возроптал на Бога и не совершил преступление от нужды!
Как молиться, если творишь милостыню
Если Вы решили кому-то сделать добро с помощью милостыни, по-хорошему нужно узнать имя человека, а ему сказать свое. Пусть он помолиться о вас, а вы обязательно помолитесь о нем. Хорошо, что вы не прошли мимо и помогли. Но попросите Бога облегчить страдания нищего, а, возможно, вытащить его из этого состояния.
Молиться можно и Богу, и Его святым. Существует и канон за творящих милостыню. А можно подать записку на молебен о помощи в решении финансовых проблем и денежных затруднений, о помощи в решении жилищного вопроса или исцелении от болезни… Все зависит от того, какая проблема беспокоит страждущего.