Похоть
В понятии светского человека похоть – это блудная страсть, но в православном учении любая страсть называется похотью – чревоугодие, гнев, уныние, сребролюбие, зависть, гордыня и др. Похоть является синонимом страсти, то есть желанием греха (1Кор. 10:6). И это противоестественное, противозаконное греховное желание развращает сердце, влечет человека ко злу. В раю Адам и Ева жили в синергии с Божественной благодатью. У них было все, но самое главное, чего у них не было – стремления ко злу. Известно, что Господь дал прародителям всех людей испытание, заповедь не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Поверившая искушающему ее змию Ева увидела, что «дерево хорошо для пищи», то есть хорошо для ее материального состояния, ее «Я». В этот момент произошло разрушение богочеловеческого союза. Душа забыла о своей связи с Источником и возжелала лишь удовлетворения своих вожделений, то есть похотей. Это первая ступень грехопадения. Затем Ева увидела, что дерево «приятно для глаз». Похоть очей – вторая ступень грехопадения. То, что раньше было прекрасно лишь в силу того, что отражало в себе славу Божию и восхваляло Творца, стало прекрасным, поскольку было хорошо лишь для нее. Ее «Я» встало в центре гармонии и красоты и возжелало всего только для себя. Третья ступень грехопадения связана с желанием иметь знание. «И увидела жена, что дерево… вожделенно, потому что дает знание». Человек стал индивидуалистом, который стремится к знанию, выгодному лишь одному ему. «Вот так первые люди в раю самовознеслись, возгордились собой, своим знанием и мнимым совершенством. Этот путь есть путь созерцания своего превосходства. Такова третья ступень грехопадения – гордость житейская», – пишет протоиерей Иванов Н. Похоть как следствие грехопадения
Борьба с похотью – главное дело верующего
Господь завещал: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:15-17). Помогай же нам Господь не искушаться, не увлекаться и не обольщаться собственной похотью, потому как ведет она только к одному – рождению грехов – чревоугодия, зависти, гнева, гордыни и др. Спаси Господи!