26.10.2020

Почему у мужа на втором месте после Бога должна стоять жена?

Не секрет, что в православной семье, строящей малую Церковь, самым главным является Христос. Собственно, брак венчается во образ союза Христа и Церкви, где олицетворением первого является муж, а олицетворением второй – жена. В Евангелие сказано: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5,25). 

«Не хорошо быть человеку одному»

Почему православную семью нередко называют «малой Церковью»? Еще на заре развития истории человечества был установлен особый жизненный союз – семья. Создав Адама, Господь понял, что ему будет тяжело жить в одиночестве и создал для него жену. И благословил их Бог, сказав: 

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1,28)

При этом Бог, если можно так выразиться, предвосхитил возможное возмущение Адама и нежелание его иметь дело с женщиной «не по своему вкусу». Он создал ее из ребра первого мужчины, то есть жена родилась от плоти мужа, как рождаются дети, которых родители любят просто за то, что они есть их продолжение. Адам полюбил Еву всем сердцем и именно так должен любить муж свою жену. Вот как об этом говорит Григорий Богослов:

«Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу».

Иоанн Златоуст сравнивает мужа и жену с руками и глазами: когда рукам больно, то плачут глаза, а когда глаза плачут, то руки утирают слезы.

Муж – глава жены

Не секрет, что цель каждого православного христианина – это обожение и стяжание Царства Небесного, спасение, которое заключается в борьбе со своими грехами и страстями и замещение их добродетелями. Поэтому на первом месте у человека всегда Бог, а на втором – супруг или супруга. У мужа – это жена, ведь сказал Господь:

«Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5, 6).

То есть муж и жена – это единый организм с одним телом и душой на двоих. В Таинстве венчания супруги получают Божью благодать для того, чтобы строить свой супружеский союз в единомыслии и любви, а также для рождения детей и воспитания их в вере и христианском благочестии. При этом муж является главой жены, как Христос был главой Церкви. Как известно, Спаситель предал Себя за нее, поэтому муж должен любить свою супругу так, что при необходимости даже умереть за нее. Но самое главное, что он должен сделать – это привести ее ко спасению. 

В семье муж олицетворяет собой священника, жена – помощника, дьякона, а вот дети – это паства. Все вместе они идут ко спасению, как и вся Соборная Церковь с ее многочисленными членами. Всем известна поговорка «один в поле не воин». Путешествовать всегда легче с хорошим попутчиком, а работать – с опытным и знающим наставником. В семье – малой Церкви как прообразе Церкви общей тоже спасаться легче. Уступая друг другу, терпя недостатки другого человека, приводящие в раздражение привычки можно научиться смирению, кротости, терпению. 

Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Семейный человек эти заповеди прежде всего исполняет в семье. Молясь друг за друга, нося тяготы и скорби друг друга, супруги смиряются и спасаются, спасая своих детей. 

«Оказывать честь»

В Священном Писании говорится, что жены должны повиноваться своим мужьям, но как при этом должен относиться к жене муж? Как тиран? Как властелин к рабыне? Вот как говорит об этом апостол Петр:

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет. 3,7).

Как к «немощнейшему сосуду»! Как часто мужья не понимают, почему у них в семье все так плохо. Почему жена ворчит, почему ругается? Вроде все делаю, работаю, зарплату приношу, а она «выносит мозг», то то не так, то это. А всего-то надо «оказать ей честь» – похвалить сваренный борщ, обратить внимание на новую прическу, сказать, как сегодня она по-особенному прекрасно выглядит. Женщина любит «ушами», и как бы не надоела эта заезженная фраза, истины она не отменяет. Когда в доме будут любовь и согласие, тогда все будет складываться так, как надо. Святитель Иоанн Златоуст говорил:

«Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос». 

Как легко любить жену покладистую, смиренную, готовую на все ради супруга. Пока все идет хорошо, пока все в порядке, нетрудно получать радость от общения с молодой, красивой и родной женщиной. А вот если все переворачивается вверх ногами, когда она говорит и делает не то, закатывает истерики, злится, обижается, ругается, когда один вид этой сварливой бабы вызывает раздражение, то и пыл любви несколько умеряется. Но вот тогда и начинается настоящее спасение, настоящее смирение, подвиг ради Христа – любить ее такой, окутать теплой заботой, любовью и дружбой. Все это ради Христа, во Имя Которого мы живем, Которому посвящен наш дом, ради послушания истинному Главе семьи. Помогай вам в этом Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram