Почему престол и другие церковные утвари имеют разное значение?
Зачастую вновь пришедшему в храм, да и уже часто присутствующему на литургии человеку непросто понять смысл того или иного священнодействия. Все дело в том, что Божественная литургия, которая находит выражение в священных молитвах и чувственных образах, символически включает в себя всю жизнь Сына Божьего на земле, все Его дела, которые Он сотворил с самого Рождества Своего до Вознесения. Поэтому одно священнодействие и один и тот же предмет может воплощать разные события евангельской истории. Святые отцы Церкви говорят следующее: «Не только святой престол, но и жертвенник, и все утвари церковные, как то: чаша, дискос, звездица, покровы – и все одежды епископские, священнические и диаконские имеют разные значения… Причина, почему одни и те же вещи принимают различное значение, есть следующая: так как невозможно устроить столько необходимых и различных вещей, сколько вспоминается обстоятельств из жизни Спасителя, то одной и той же вещи даются многие значения, соответствующие разным местам, временам или словам. Отцы Церкви не могли в алтаре устроить столько мест и вещей, сколько необходимо для служения; поэтому, избегая тесноты, одному месту и одним вещам дали многие значения». «Не всякий час, – пишет святитель Герман, Патриарх Константинопольский, – место и время определяют святые отцы, иначе потребовалось бы множество жертвенников и престолов, а это неприлично и для самого Таинства». Наверное, ни один предмет в алтаре не имеет столько значений, сколько святой престол и расположенные на нем принадлежности. Даже 4 стороны престола имеют разное значение. Так, они олицетворяют собой: четыре стороны света; четыре времени года; четыре периода суток; четыре области земного бытия – неживую природу, мир растений, мир животных, человеческий род; четыре свойства личности Иисуса Христа – Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человечества, Царь Мира, Совершенный Человек. Сам святой престол в разное время принимает разные значения: Престол Невидимого Бога. Об этом говорит святитель Симеон Солунский: «Священнейший алтарь в сем месте образует пренебесное и то, что превыше небес, где поставлен престол невидимого Бога». Жертвенник. Здесь Христос приносится в жертву ради грехов всего мира. Эту тайную и бескровную жертву раздают верным, чтобы мы стали причастниками верного и бессмертного живота. Училище. Иисус Христос – это первый и главный Учитель, и именно с училища мы слышим Его Слово. Место для положения слова Божьего – Евангелия. Вот как говорит об этом святитель Симеон Солунский: «Евангелие, образующее собой Иисуса Христа, лежит посреди престола, и это для того, чтобы на него все взирали, особенно когда оно проповедуется». Судилище. Именно здесь, на возвышенном месте, куда ведут ступени, сядет Царь Славы – Христос со своими апостолами, чтобы судить всех людей. Именно с престола, поставленного в алтаре, каждый услышит предварительный вердикт о своей участи. Святая трапеза. Здесь мы получаем в пищу и питие живоносную Плоть и животворящую Кровь Христову. Святитель Симеон Солунский пишет: «На сей-то трапезе совершается живая и всемирная Жертва, и Спаситель наш, как Бог, на ней почивает и, как агнец, на ней закалается… От этого престол и называется трапезою, поелику Иисус есть животворная пища и сладость». Тот, кто отказывается от этой трапезы, мертв есть, ибо сказано в Псалтыри: «Яко се, удаляющии себе от Тебе, погибнут». Гроб Христов. Престол – это гроб, в который Спасителя положили Иосиф и Никодим. Скиния, селение, жилище Славы Всесвятого. Здесь сам пренебесный Бог таинственно почивает, сидя на херувимах. К другим значениям престола относят: горница, где была совершена Тайная Вечеря, гора Елеонская, откуда Сын Божий вознесся на небо, вертоград, где был выточен гроб Христов и др. Среди других священных предметов, в разное время богослужений приобретающих разное значение, стоит выделить: Илитон. Илитон олицетворяет собой платок, которым повязали голову Иисуса Христа во время Его положения во гроб. Святитель Симеон Солунский пишет: «Полагается на престоле илитон в ознаменование смерти и воскресения Христова, так как апостолы по воскресении видели между прочими погребальными одеждами и сударий, который был «особь свит на едином месте». Так точно и илитон свивается, и на нем, вместо Спасителя полагается Евангелие». Ковчег. В ковчеге или кивории хранятся освященные Божественные дары. Ковчег также имеет сразу несколько значений. Во-первых, это место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Во-вторых, это стража, которая охраняла гроб Спасителя, чтобы никто не проник внутрь и не унес тело. В-третьих, это кивот и ковчег завета ветхозаветной церкви с хранящейся в ней Божьей святыней. Воздух. Речь идет о прямоугольном плате, которым покрывают дискос и потир во время богослужения. Во время чтения «Символа веры» священник машет им над Святыми Дарами в знак веяния над ними Святого Духа. Однако в другие моменты литургии этот предмет приобретает другое значение. Так, во время литургии верных, когда священник поднимает воздух вверх, это символизирует землетрясение, которое произошло по Воскресении Спасителя. Кроме того, воздух может выполнять функцию камня, которым был закрыт вход в гроб Господень. Звездица. Этот священный предмет церковной утвари имеет вид крестообразно соединенных дуг, которые скреплены друг с другом на вершине. Прежде всего это символ звезды, которая привела Волхвов в Вифлеем, чтобы они своими глазами увидели и поклонились родившемуся Спасителю мира. На литургии же верных, когда Царские врата закрывают в ознаменование схождения души Спасителя в ад, завесу задергивают, тем самым «приставляя» стражу ко гробу, а Святые Дары покрывают воздухом в знак закрытия гроба камнем, звездица приобретает значение печати. Копие. При совершении Проскомидии священник вырезает этим коротким ножом с треугольным лезвием частицы из просфор. Копие олицетворяет собой то копье, которое один из стражников вонзил в грудь Спасителя, висящего на кресте. Но, помимо этого у копия есть и другой смысл. Это символ орудия Промысла Божьего. Потир. Не секрет, что это образ и символ той самой чаши, которую держал Иисус Христос на Тайной вечере и из которой впервые причастил своих учеников. Однако, есть у нее и другое значение. Так, потир – это «вместилище невместимого», то есть сама Богородица, Которую в некоторых церковных песнопениях именуют «Чашей». Это подтверждает и иконопись, например, икона «Неупиваемая Чаша». То есть потир олицетворяет Божью Матерь, которая стала «вместилищем для невместимого», и во чреве Которой произошло зарождение человеческого естества Сына Божьего. Дискос. Основное предназначение этой утвари – служить для положения на него Агнца – сердцевины просфоры с печатью наверху. Дискос олицетворяет собой то блюдо, с которой Спаситель на Тайной вечери взял хлеб и приложил его в Свое Пречистое Тело. Кроме того, дискос – это в то же время и Вифлеемские ясли, в которых лежал новорожденный Христос. Он же – дискос – это гроб с телом Спасителя. Поэтому на этом блюде одновременно изображают Богомладенца в яслях и наносят по краю надпись: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира». Кроме того, как потир, так и дискос выполнены с углублением – переходом от верхнего круга к нижнему. Такое строение тоже имеет символическое значение и олицетворяет два естества Господа Иисуса Христа. Покровцы, покрова. Изначально эти матерчатые кресты были призваны защищать евхаристические хлеб и вино от пыли, грязи и назойливых мух. Впоследствии покров приобретает символическое значение. К примеру, на Проскомидии он олицетворяет собой пелены (пеленки) Богомладенца, а на Херувимской покрова становятся погребальными пеленами, в которые завернули тело распятого Спасителя. Кадило. Этим, подвешенным на цепях сосудом священник осуществляет каждение храма, икон и всех верующих людей. Прежде всего этот ритуал преследует цель воздать честь святым угодникам, Спасителю, Божьей Матери и людям, созданным по образу и подобию Божьему, но это еще и символ Божьей благодати, нисходящей на молящихся, а также олицетворение невидимого присутствия в храме Бога. Как видно, в разное время богослужения одна и та же вещь может иметь различные значения. А что говорят святые отцы?
О святом престоле
Разные значения церковной утвари и священных предметов