Почему мы молимся деве Богородице и остальным святым – они же не Бог?
Действительно, любая молитва прежде всего обращена к Богу, потому как только в Его власти простить, помиловать и дать человеку потребное для его спасения. При этом есть немало молитв святым, а также Богородице, которые любой православный христианин читает регулярно. Зачем и нужно ли это делать? В Священном Писании сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Заменить его другими «богами низшего порядка», как нередко именуют святых околоцерковные люди, нельзя. Но Православная Церковь призывает почитать их и возносить святым молитвы. Почему? В первую очередь надо сказать, что прославление святых является древней христианской традицией, которая сохранилась с апостольских времен. Сложивший голову за веру мученик становился объектом благоговейного почитания. К его мощам стремился прикоснуться каждый христианин, а у его гробницы возносили молитвы, совершали божественные службы. Но эти службы совершались не как отдельным богам, но как рабам и сослужителям Божьим, которые имеют дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Как говорил святой Иоанн Дамаскин: «… поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга». То есть молитва святому угодна самому Богу. Церковь небесная, которую составляют святые угодники, и Церковь земная со всеми ныне живущими ее членами формируют Единую Церковь Христову – Его Тело. Святые – это наши молитвенники и покровители на небесах. Они благодатно присутствуют в Церкви, являясь в иконах и мощах, как бы покрывая всех присутствующих молитвенным облаком Славы Божией. Они приближают людей к Господу, соединяют с Ним, помогая в общении и служении. Так почему же люди не могут обращаться к тем, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви уподобился Богу, чем и привлек к себе Его благодать? Люди обращаются к святым как к ходатаям, точно также, как они просят своих знакомых замолвить за себя словечко перед начальством. А ведь Господь и Отец Небесный куда выше всякого начальства. Только Он является подателем всех благ, потому и просят люди святых помочь, посодействовать, говоря: «Пресвятой (имя), моли Бога обо мне!» Что касается Царицы Небесной, то ее почитание началось еще при жизни. Да и как не почитать деву Марию, если Она является реальной Матерью реально воплотившегося Бога. Не зря явившийся к Ней с вестью о скором рождении у Нее сына архангел Гавриил называет Ее «благодатной», и больше никто такого эпитета не удостоился. О будущей славе Пресвятой Богородицы возвещается в Священном Писании: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (1:48). Все существующие на сегодняшний день церковные службы, молебны, иконография призваны исполнить это пророчество. Нет ничего удивительного в то, что наши души исполнены благодарности к Той, которая родила Спасителя, тем самым послужив делу нашего спасения. Она Матерь не только нашего Небесного Родителя, но и наша Матерь тоже. Не случайно священники обращаются к своей пастве «братья и сестры». Все мы братья и сестры во Христе, а также в силу того, что имеем одну на всех общую Матерь. Ей молятся мамы о своих чадах, прося об исцелении от болезней, возрастания в вере и христианском благочестии своих детей. К ней обращаются в минуты скорби и печали, ведь столько скорбей, сколько Она, не вынесло ни одно материнское сердце. Она – наша надежда и опора, отрада и утешение, не зря к Богородице принято обращаться: «Спаси нас»! Сослужители Божьи
Церковь небесная и Церковь земная
Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения Серафим