Почему мы крестим младенцев?
Сегодня стало модным устраивать пышные и помпезные крестины с продолжительной фотосессией, видеосъемкой, богато накрытым столом и собранной на праздник многочисленной родней. При этом родители даже не задумываются, зачем крестить ребенка, что ему и им это дает? А действительно, нужно ли это делать, если малыш не способен сделать самостоятельный выбор и следовать за Христом? Основной проблемой священнослужители сегодня видят крещение «по традиции». Ведь «меня крестили, я православный и ребенка своего тоже окрещу». Зачем, для чего – это уже дело десятое. Главное – угодить пожилым родственникам, которые подгоняют «давай, надо», да собраться за одним столом с многочисленными близкими и друзьями, ведь такой повод! Смысла таинства они не понимают, вникать в суть молитв не собираются, а если священник заикается об огласительных беседах, откровенно возмущаются, а то и вовсе уходят, чтобы найти батюшку посговорчивее. Кто-то скажет: «Ну и что такого?» Главное ведь, что покрестили! В любом случае малыш еще не понимает ничего. Неважно, верят ли родители в Бога по-настоящему, или нет. Младенец все равно не сможет принять ни одну из сторон и самостоятельно решить, с кем он – с Богом или дьяволом, а потому какая разница. Или разница все-таки есть? Почему обязательно надо крестить ребенка, если родители не собираются приобщать его к церковной жизни? Этот вопрос мучает и священников. Ведь Крещение – это не просто троекратное окунание младенца в Купель. Это таинство, на котором человек возрождается для новой жизни, присоединяясь к Церкви – Телу Христову. Зачем же добровольно отрекаться от благодати Господа, от Ангела-Хранителя, данного ребенку при крещении? Человек заранее отказывается от полученной им новой жизни, не принимает ее законы, а значит не оправдывается, а осуждается. Таким образом, родители сознательно идут на то, чтобы их ребенок был вне Церкви Христовой! Потому что как причаститься можно недостойно, так и креститься можно недостойно! Сегодня у священнослужителей нет единого мнения по поводу того, можно ли крестить ребенка неверующих родителей, а тем более, если эти родители находятся в состоянии тяжкого греха, даже этого не осознавая. Алкоголики, наркоманы, гомосексуальные пары, а также те, кто стал родителем благодаря суррогатному материнству, сами себя отлучают от Церкви. Если они отлучают сами себя, то как могут воспитать кроху в христианских традициях? Для некоторых Крещение сродни языческому ритуалу, этакая магия, защищающая от порчи, сглаза и болезни. О том, что в процессе таинства их малыш «омывается и очищается», получает Божественную благодать, они не понимают и понимать не хотят. Что дает такому ребенку Крещение? Ничего, кроме осуждения. Не человеческого, конечно. Осуждения Божьего. Поэтому вполне понятно желание священников не быть к этому причастными. Они не хотят становиться орудием осуждения маленького человечка, еще не способного нести ответственность за себя и свою жизнь, свой выбор. Другое дело, если родители искренне раскаиваются в своих грехах. Если они понимают, зачем им крестить ребенка, для чего они это делают, то желание приобщиться к Церкви Христовой, стать полноправными ее членами священники только приветствуют. Таким семьям никто и никогда не откажет в таинстве, ведь они понимают, что дает ребенку Крещение и как не расплескать, сохранить и приумножить полученную Божественную благодать. Священник уже наперед с высоты своего опыта видит, что семья не пропадет из поля его видимости, что она будет регулярно появляться в храме, принимать участие в таинствах, а также жизни Церкви, всеми силами стремясь исправиться и освободиться от грехов, возрастая духовно, укрепляясь в любви к Богу и ближним. Иногда бывает так, что батюшки соглашаются крестить ребенка неверующих родителей, если его приводит верующая бабушка, обещая воспитывать малыша в вере и христианском благочестии, или крестные родители, которые тоже не на словах, а деле являются истинными православными христианами. Однако, очень многое зависит от возраста малыша. До года за него ручаются взрослые. Примерно с двухлетнего возраста ребенок уже способен дать оценку происходящему и самостоятельно принять решение. Случаи, когда священники отказываются крестить трехлеток, говорящих в храме «нет», не редкость. Кто-то скажет: «Зачем обращать внимания на капризы несмышленыша?» Заломать, связать, насильно произвести все необходимые действия, да и вся недолга. А то, что ребенок кричит, вопит, плачет и сопротивляется, то ничего. Благодать сама все сделает. А ведь при этом никто не задумывается о том, какое впечатление получает от этой «процедуры» малыш. С какими воспоминаниями у него будет связан поход, возможно самый первый поход в храм. Захочет ли он вернуться туда, где с ним так жестоко поступили? Сможет ли открыться священнику? Разве можно причислить человека в Церкви против его воли? Заставить поверить в Бога. В народе распространена поговорка «Невольник – не богомольник», и она вполне оправдывает себя. Поэтому стоит задуматься, зачем нужно крестить ребенка, какую цель родители при этом преследуют. Если они глубоко верующие люди, то вполне естественно, что появившегося у них малыша они стремятся покрестить как можно скорее, чтобы начать приобщать к Церкви, вместе принимать участие в таинствах, жить со Христом, вместе идти за Ним. Господь создал нас всех свободными. Если бы он хотел нас заставить жить по законам Евангелия, то родился бы не в семье простого плотника, а царя, и правил бы миром, как царь.Крещение «по традиции»
Если родители далеки от Церкви
Когда Крещение приветствуется?
Свобода выбора