Почему христиане не считают Мухаммеда пророком?
Мусульмане часто упрекают христиан в том, что они не признают пророком Мухаммеда, тогда как мусульмане признают и почитают Иисуса Христа как пророка. Но при этом стоит сказать, что они не признают нашего Бога Богом, а тогда о каких справедливых упреках может идти речь? Мы – христиане, признаем Мухаммеда человеком, но не признаем пророком, и на то есть масса объективных причин. Как мы знаем, перед Христом было множество пророков. Самым первым был Авраам, от которого произошел целый народ, посвященный Богу. Заключенный с ним завет с обетованием был обновлен и расширен через Моисея, но и после них была череда малых пророков, последним из которых был Предтеча Иоанн Креститель, приготовивший путь для Самого Иисуса Христа. Когда в мир пришел Спаситель, то сказал, что «все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф 11: 13), то есть больше пророков-законодателей не будет. Почему не будет новых пророков? Да потому, что в них просто нет необходимости. Сам Господь, явившийся во плоти, установил принципиально новые отношения между Богом и человеком. Зачем нужны пророки, когда каждый сегодня может соединиться со Всевышним, и выше этого, совершеннее этого уже ничего быть не может. Человечество нуждалось в пророках, когда было вначале своего пути к Богу. Можно сравнить это с отношениями между маленьким ребенком и его воспитателем. Выросший и ставший взрослым малыш уже не нуждается в няньке. Он уже может жить самостоятельно. Точно также и человечество, получив возможность личного общения с Богом и жизни в Боге, уже не нуждается в посредниках. Зато Господь предрекал появление многочисленных лжепророков, говоря: «Многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф 24: 11) и еще: «Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер 14: 14). Как известно, все предшествующие приходу Иисуса Христа пророки могли предсказывать будущее. Пророчество было их особенным даром от Бога и доказательством истинной связи с Ним. Как известно, от простых людей будущее сокрыто, мы не знаем, что может случиться с нами завтра. Не зря в народе распространена поговорка «человек полагает, а Бог располагает», или «хочешь рассмешить Бога – расскажи Ему о своих планах». Только Тот, Кто находится вне времени и мира, Кто сотворил этот мир и это время знает все о нашем прошлом, настоящем и будущем. В Священном Писании дается четкий критерий, как можно отличить истинного пророка от ложного: «И сказал… Господь: …пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «Как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?». Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его (Втор 18: 17, 20–22). Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка (Иер 28: 9). Кто-то скажет, что «пророчествовать» может и обычный человек, сказав, например, что завтра он сядет и напишет кому-то письмо. Конечно, давать такие прогнозы может каждый, потому как исполнить их легко. А почему легко? Потому что даются они на краткосрочную перспективу. Гораздо сложнее исполнить что-то, обещая сделать это через год, два, десять лет. Никто не знает, что будет с ним в такой долгосрочной перспективе, ну а сказать, что его потомок через сто лет напишет определенное письмо, и вовсе все равно что «ткнуть пальцем в небо». А вот в Библии как раз-таки нет упоминания о пророках, которые «тычут пальцем в небо». Их пророчества сбывались спустя столетия после того, как были сделаны. Достаточно вспомнить женщину с алавастровым сосудом, возливающую благовония на голову Спасителя. Как и было предсказано, даже спустя 2000 лет мы помним о том, что она сделала. Или вот пророчество Исайи о низвержении Вавилона. Пророк предрекал, что этот город не заселится больше никогда, и сегодня он действительно сохранился лишь в качестве руин, а с желающим заново отстроить его Саддамом Хуссейном все мы знаем, что случилось. И таких примеров в Библии немало, чего не скажешь о «пророчествах» Мухаммеда. В своем Коране он сам признавался, что не знает, что будет сделано с ним и с остальными людьми. При этом он все-таки брал на себе смелость делать предсказания, и ни одно из них не сбылось. Так, в конце своей жизни он сделал предсказание, что через сто лет «не останется на земле ни одного из живущих на ней» (Бухари, 116). Как видно, даже через 1500 лет мы живем и здравствуем. Так называемый «пророк» предсказывал, что «скоро Евфрат раскроет гору золота под ним» (Бухари, 7119), но это «скоро» так и не наступило. Он предрекал нужду и бедствие тем народам, во главе которых встанет женщина, но примеров, когда народы немало преуспели при женщинах-правителях немало, и одним из них является народ Великобритании. Если верить закону Моисея, даже одно несбывшееся пророчество может стать основанием для предания такого пророка смерти, а тут целая череда лжепредсказаний. По ключевым для христиан понятиям учение Мухаммеда расходится с учением Иисуса Христа. Вспомним, что Спаситель говорил о браке и отношениях между мужчиной и женщиной: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк 16: 18); если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк 10: 12). А что же об этом сказано в Коране? А Коран предписывает парам, которые развелись, но решили снова сочетаться браком, подождать, потому как женщине надлежит сначала выйти за другого, развестись с ним, а уже потом выйти замуж за любимого. Из Священного Писания мы знаем, что Бог не искушается злом и никого не искушает, тогда как в Коране от лица Бога сказано: «Мы искушаем вас то тем, то другим способом: страхом, голодом, потерею имущества, жизни, плодов» (2: 150, 151). Как известно, Христос завещал не мстить обидчикам, позволив Господу Самому решать, кто достоин кары, а в Коране есть явный призыв мстить за убитых. Но как Бог может противоречить Сам Себе и давать противоположные заповеди? Это противоречие и выступает еще одной веской причиной недоверия христиан к пророческой миссии Мухаммеда. Очевидно, что Новый Завет и Коран – это откровения из разных источников, а значит принесший Коран пророком Бога не является, ведь именно Бог даровал христианам Евангелие. Как уже было сказано, пророк Мухаммед никаких пророчеств не давал, а те, что были им сделаны, не сбылись. Как же он может доказать свою избранность на претендуемое поприще? Святитель Григорий Палама указывал на это мусульманам, говоря: «У вас и у нас есть обычай, утвержденный длительным временем и законом: без свидетельств ничего не принимать и не почитать за истинное. Свидетельства же бывают двоякого рода: они идут от самих дел и явлений или от людей, достойных веры». Далее святитель приводит в пример Моисея, который демонстрировал Египту знамения и чудеса. Достаточно вспомнить чудо, когда он жезлом заставил море расступиться, а после сомкнуться снова. В отношении же самого Спасителя, деяния и чудеса Которого известны всем христианам, есть свидетельства самого Моисея и других пророков. Даже мусульмане признают его Словом Бога, рожденным от Девы, взятым на небо и остающимся там бессмертным. У христиан есть немало причин верить во Христа и верить Его Евангелию, но нет ни одной, которая заставила бы поверить в Мухаммеда, ведь пророчеств о нем не было, ничего необычного и сверхъестественного в его деяниях тоже не было. Ведь и сами мусульмане далеко не всех признают пророками. Так, в XIX веке на территории Пакистана жил человек, объявивших себя новым пророком Аллаха, который пришел, чтобы восстановить откровение, замутненное поздним исламом. Нашлись и те, кто поверил ему, но большинство мусульман признали их еретиками. А вот совсем недавно появилась в Азербайджане некая женщина, объявившая себя пророчицей, но и здесь мусульмане не спешат с признанием ее таковой. Очевидно, их смущает отсутствие достаточных доказательств, но именно это смущает и христиан в отношении пророка Мухаммеда. Ведь доказательства должны соответствовать уровню притязаний. Ведь слушая песни сегодняшних так называемых «певцов» большинство людей понимает, что никакие они не певцы, а безголосые выскочки. То же самое можно сказать в отношении бездарных актеров, художников, поэтов. Если ты заявляешь о себе миру как о поэте, то подтверди это своими выдающимися стихами. А если их нет, или они откровенно бесталанные, то возникает вопрос, а почему, на каком основании люди должны почитать тебя как поэта? Единственное же «доказательство», которое привел Мухаммед – это его собственный Коран: «А если вы в сомнении относительно того, что мы ниспослали нашему рабу, то принесите суру, подобную этой, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете, – а вы никогда этого не сделаете! – то побойтесь огня, топливом для которого люди и камни, уготованного неверным»! (2: 21–22). В другом месте Мухаммед требует для того же представить уже не одну, а десять сур (11: 16). Поэтому нет ничего удивительного, что арабский мыслитель Ар-Раванди, умерший в 906 году, говорит о невозможности доказательства пророческой миссии Мухаммеда лишь на основании им же придуманного Корана. То есть Мухаммеда следует считать пророком только потому, что он получил «священное писание» – Коран, а Коран следует считать священным писанием потому, что таким его считает «пророк» Мухаммед. Но не может считаться доказательством то, что само требует доказательств. Для христиан пророки – это живое воплощение добродетелей, о которых говорит Священное Писание. Христианские пророки – это по истине святые люди, которые пусть и не были свободны от греха, но всю свою жизнь боролись с ним, доказав свое право считаться подвижниками за веру Христову. Пророк Мухаммед – фигура противоречивая, если не сказать больше. Первое, что бросается в глаза и отличает его от истинного пророка – корысть. Все истинные христианские пророки бескорыстны. Этим они и отличаются от обычных, смертных людей. Пророк Елисей при помощи Божией исцелил Неемана от проказы, и «возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился (4Цар 5: 15–16). А когда пророк узнал, что Гиезий, слуга его, догнал Неемана и от его имени выпросил денег и одежды и скрыл это у себя дома, то сказал: Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег (4Цар 5: 27). Пророк Валаам лишь подумал о том, чтобы отправиться к Валаку для получения личной выгоды, как Бог покарал его за этот тягчайший грех даже при условии принесенного раскаяния. Его смерть стала символом губительного корыстолюбия, и здесь не может быть двойных стандартов. В Коране же видна неприкрытая корысть «пророка», который говорит о причитающейся ему пятой доли всей добычи, о позволении иметь неограниченное количество жен, праве жениться на жене приемного сына и возможности распоряжаться недвижимым имуществом захваченного врага. При этом Мухаммед говорит, что сам Бог позволил ему не соблюдать клятвы, данной женам (Коран 66: 1–2), а еще предоставил ему право самому решать, кого и в какое время посещать (Коран 33:51). Ни один из упомянутых в Библии пророков никогда не говорил ничего подобного, ведь даже самая малая корысть, пусть даже в мыслях считалась тяжелым грехом. Но этот грех у Мухаммеда не единственный. Вспомним, что он взял в жены 9-летнюю девочку Айшу, подвергал пленных пыткам, например, Кинана, насиловал захваченных в плен женщин, например, иудейку Райхану, занимался грабежом, нападая на караваны, посылал наемных убийц расправиться с врагами. Но главное, чем он отличался от истинных Божиих пророков – своей неспособностью творить чудеса. Арабы-язычники многократно просили его сотворить чудо, чтобы они смогли поверить в него, но Мухаммед ссылался на Аллаха как одного способного к чуду, а себя называл «увещевателем». В «Сирате» Ибн Хишама есть история о том, как курайшиты просили его подтвердить свою пророческую миссию каким-либо знамением. Сначала они просили его, чтобы он послал ангела, способного подтвердить его слова. Когда он отказался, предложили опустить небо кусками, но и здесь Мухаммед ответил, что это дело Аллаха, а не его. И в Коране ясно сказано об этом: «Те, которые не уверовали, говорят: «Почему ему не ниспослано знамение от его Господа? Но, воистину, ты – всего лишь увещеватель» (Коран 13: 7). Они отказались верить в него, пока по его словам не забьет из земли источник, пока не будет у него сада с пальмами и виноградом, дома из золотых украшений. Если бы Мухаммед действительно был чудотворцем, то ему ничего не стоило бы исполнить любое из пожеланий курайшитов, но на все их требования он всегда отвечал отказом. Речь идет о самом моменте, когда Мухаммед узнал о том, что он «избранный». Это описывается как явление страшного Джибрила, который мучил и душил «пророка», заставляя его что-то читать, хотя мусульмане уверяют, что читать Мухаммед не умел. После всего случившегося с ним Мухаммед впал в такое отчаяние, что захотел покончить жизнь самоубийством, спрыгнув с горы. Своей жене Хадидже он рассказал об увиденном так: «О Хадиджа! Во имя Аллаха, я никогда ничего так не ненавидел, как идолов и предсказателей, и я боюсь, что сам должен стать предсказателем… О Хадиджа! Я слышал звук и видел свет, и я боюсь, что сошел с ума» (Ибн Саад. Табакат. Т. 1. С. 225). Это заставило женщину побежать к своему двоюродному брату-христианину Вараке, который решил, что к Мухаммеду приходил архангел Гавриил, который якобы является всем пророкам, а значит и Мухаммеду надлежит стать таковым. Но здесь сразу напрашивается вопрос: «Кого из известных библейских пророков душил и мучил Бог?» Господь никому себя не навязывает. Когда Моисей услышал из горящего куста голос Божий, повелевавший ему вывести из Египта сынов Израилевых, он сначала засомневался, но Господь поддержал его, сказав: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение» (Исх 3: 11). Призываемый Богом на служение Иеремия также сначала сомневается в своих силах, оправдывается своей молодостью и неумением говорить, но и здесь Господь не проявляет свою волю и власть, а ободряет и убеждает пророка словами. Пророка Исайю Господь также ни к чему не принуждал. Он сам вызвался на служение, когда его уст коснулся горящий уголь с жертвенника, что означало очищение от грехов. Пророк почувствовал, что теперь достоин стать Божиим посланником. Что же до пророка Ионы, который был проглочен китом и который, по мнению мусульманских апологетов, стал жертвой сильного Бога, сломившего его свободную волю, то сделано это было не в наказание, а во спасение. Иона утонул бы, брошенный моряками за борт во время шторма. Но, проглоченный китом, он полностью вверил себя Божьей воле и был выпущен морским обитателем на берег. Если вспомнить то, как Мухаммед был призван на свое служение, то напрашивается вывод о том, что призывал его к этому вовсе не Бог, а сатана. Он начал мучить его, заставляя подчиниться, так что Мухаммед подумал, что пришла его смерть. Ну и самое главное – никогда ни один пророк после встречи с Господом не впадал в отчаяние и не решал покончить с собой. Так что сравнивать между собой описанные в Евангелие откровения пророкам с тем, что описано в Коране касательно Мухаммеда, нельзя. Зато можно провести некую параллель с призыванием шаманов. Как известно, шаманом не становятся по своей воле. Некая сила заставляет человека превратиться в проводника в мир, стать служителем в миру. Причем такого избранника духи подвергают мучению, навлекая на него так называемую «шаманскую болезнь», тем самым не оставляя выбора принять или отклонить их предложение. И в том, и другом случае прослеживается насилие над личностью, и эти совпадения подтверждают многие светские исследователи – М.Б. Пиотровский, Мирча Элиаде и др. Кроме того, ни на одного христианского пророка не воздействовали маги и колдуны, а вот жена Мухаммеда Айша рассказывала, что ее муж подвергался влиянию колдунов, так что у него начинались, как сегодня принято говорить, галлюцинации. Получая свои «откровения», Мухаммед говорил то одно, то другое, нередко противореча самому себе. К примеру, он объявил языческих богинь Манат, ал-Лат и ал-Уззу заступницами, но уже вечером того же дня к нему явился Джибрил, который повелел осуждать этих ложных богинь. Эта история встречается во всех ранних биографиях Мухаммеда. О ней есть упоминания в трудах Ибн Исхака, ал-Вакиди, ат-Табари и др. Вообще для истинных христиан «откровения» Мухаммеда больше напоминают духовную прелесть, которая как раз развивается под влиянием темных духов. В таком состоянии прельщенный бесами начинает «пророчествовать», «предсказывать», передавать сказанные «свыше» слова. Последний довод мусульман в пользу того, что Мухаммед был пророком, и вовсе не выдерживает никакой критики. Они заявляют, что он был успешным политиком и полководцем, а также оратором, многих обративший в свою веру. Но позвольте, руководители сект также многих обращают в свою веру, а успех политика или полководца еще не говорит о том, что он имеет откровение от Бога. Причина 1: в появлении пророка не было необходимости
Причина 2: Мухаммед не предсказывал будущее
Причина 3: учение Мухаммеда прямо противоположно учению Христа
Причина 4: отсутствие доказательств избранности
Причина 5: несоответствие нравственному образу пророка
Причина 6: форма призвания к пророчествованию