Почему христианам важно прощать?
Тема прощения красной нитью проходит сквозь все Евангелие. Сам Спаситель пришел в этот мир, чтобы искупить грехи всех людей, а вися на кресте, Он говорил: «Отче, прости им, не ведают что творят». Господь призывал любить и прощать врагов своих, но как же трудно простить дорогого и близкого человека, не говоря уже о недругах! Но почему христианам так важно прощать? Ученые говорят, что о развитии цивилизации можно судить по отношению к детям и животным, а еще по умению прощать. Здесь человечество прошло огромный путь от кровной мести до прощения своих врагов. В добиблейские времена за нанесенную обиду мстили долго, в буквальном смысле уничтожая не только обидчика, но и всех членов его семьи. Введенный Господом в Ветхом Завете принцип равного воздаяния, заключающийся в формуле «око за око, зуб за зуб» несколько ограничивал происходящее в мире зло, но ни о каком прощении речи не шло. Приход в мир Спасителя разрушил устоявшиеся нормы и каноны. Для людей тех лет это было чем-то неслыханным, небывалым, о таком и помыслить было невозможно, чтобы оставить без ответа нанесенное противником зло и не просто оставить без ответа, а в душе не иметь обиды за это. Иисус Христос учил этому в притчах, рассказывал прямым текстом. В единственной молитве, оставленной Им для нас, есть такие слова «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим». То есть мы будем прощены Господом Богом за свои грехи настолько, насколько сами умеем прощать других. Но даже первые ученики Иисуса Христа не понимали этого принципа. Они спрашивали у Учителя: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» (Мф. 18:21). Апостолы, бывало, долго спорили об этом, ссылаясь на истории Ветхого Завета, приводя свои умозаключения, но вряд ли кто-то рассчитывал на то, что Христос ответит: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз», что означает «бесконечно много». Почему именно так? Потому что Господь понимал, что человек – существенно несовершенное, греховное. Что для того, чтобы вырасти из слабого и ленивого, потакающего своим страстям, ему нужно время для приобретения терпения, великодушие, кротости, смирения. Наши близкие склонны оступаться, но ведь и мы не совершенны. Господь прощает их, и нас призывает их прощать. То есть, по сути, мы все одинаковые, мы все несовершенны, но именно потому мы и должны снисходительно относиться к чужим слабостям, чтобы живя рядом друг с другом становиться лучше. К сожалению, пока мы только учимся это делать. Вот так сразу взять и простить получается не у всех. Напротив, это скорее исключение из правил, а большинству людей нужно время и мудрость, чтобы к этому прийти. Как мы помним, Бог создал человека по Своему образу и подобию, а значит ресурсы к прощению есть в каждом из нас, их необходимо просто «разбудить». Как в жизни для реализации какого-то дела нужно намерение, так и в делах духовных необходимо сначала принять решение простить. Зачастую это самое сложное. Человек не понимает, почему он должен прощать кого-то, кому он ничего плохого не сделал. Напротив, это его обидели, так что же, он еще и в этом виноват? Конечно, не виноват, но кому в этой ситуации плохо? Обидчик, быть может, уже и забыл об инциденте, он просто не помнит о совершенном зле, а обидевшийся помнит, и не просто помнит, а мучается, изводя себя. Кому он поможет, если простит? Правильно, самому себе. И психологи это подтверждают, говоря, что «прощение – это ваш дар самому себе». Это надо не обидчику, это надо вам. Почему же простить – это так сложно? Все дело в позиции, которую выбирает обидевшийся человек. Это позиция не сильного, а слабого. «Я ничего сделать не могу. Я лишь несчастная слабая жертва, пострадавшая от рук нападающих агрессоров». Быть жертвой – очень удобно, ведь это снимает с человека всякую ответственность. Но когда он берет на себя ответственность за свою жизнь, то уже не чувствует себя жертвой. Как часто люди не могут простить родителей, плохо обращавшихся с ними в детстве, каких-то педагогов, других, встречавшихся на их жизненном пути нехороших людей. Но родители любили вас настолько, насколько их самих научили любить. Возможно, они отдавали даже больше, чем получили. Так можно ли винить их за это? А может быть это повод их пожалеть? Когда ты сильный, простить нетрудно. Это единственно правильный путь прощения для каждого – стать сильнее. На самом деле обиды нам даны неслучайно. Святые отцы говорят, что Господь посылает обидчиков для смирения нашей гордыни. Таким образом мы научаемся прощать, научаемся быть милосердными. Ведь что такое обида – это провокация. Можно сравнить обиду с лекарством, обостряющим хроническую болезнь. Пока человек живет обычной жизнью, все нормально. Своих проблем и грехов он не замечает и симптомов болезни не чувствует. Но вот в организм ввели лекарство, спровоцировали его для появления симптомов и перехода недуга в острую стадию, то есть в ту форму, в которой и можно ее вылечить. Обиды, скорби, болезни, душевные терзания – это все признаки духовного несовершенства, демонстрирующие, чем болен человек. Человеку это трудно понять, ведь он ограничен лишь своими органами чувств, да духовным опытом, который сумел к этому моменту получить. Божьего промысла о себе он не знает, да и понять своим ограниченным умом не может. Ведь для понимания нужна вера, а поверить в то, что Господь никого и ни за что не наказывает, а дает лишь самое полезное в данный конкретный момент времени, получается не у всех. Для самолюбия человека бывает очень тяжело и болезненно простить другого. Он ищет массу оправданий, чтобы этого не делать, а как же заповедь о том, чтобы «подставить левую щеку»? Господь посылает возможность претерпеть обиду для того, чтобы очиститься, ведь ты однозначно заслужил это если не перед обидчиком, то перед Богом уж точно. На самом деле прощение дается очень трудно даже людям с христианским устроением, а что уж говорить о тех, кто далек от православного учения! Но молитва злопамятного, по словам преподобного Исаака Сирина, «это сеяние на камне». Главные препятствия здесь – самолюбие, гордость, жалость к себе. Человек оправдывает себя тем, что обидчик не только ему досадил, но и другим, что он плохой и скверный. Однако, здесь необходимо понять одну вещь: учение Христа – это вовсе не наказ поощрять сделанное другими зло, пресмыкаясь перед ними. Да, прощение – это в первую очередь состояние сердца, но и здравый смысл никто не отменял. Так как же строить свои отношения с теми, кто откровенно враждует против нас и, возможно, останавливаться не собирается? Христос задал высокую планку, но допрыгнуть до нее могут не все, что наглядно показывает идея прощения. Но словах то можно простить, но совсем другое дело – принять в душе. Так что же тогда? Лицемерить? Наигранно улыбаться тому, кого ненавидишь? Святые отцы советуют начать с доброго отношения к обидчику, а потом с высокой долей вероятности придет и психологическое прощение. Это как в заповеди о любви к врагам. Полюбить их – задача для большинства невыполнимая, но что, если постараться отбросить эмоции в сторону и хотя бы не воздавать злом за зло, не отвечать тем же? Если человек на сделанное ему зло не отвечает злом, то он уже выполняет заповедь Христа. При этом вполне разумно как-то дистанцироваться от человека, ограничить общение. Например, хозяева уличили одного из своих гостей в краже. Он покаялся, попросил прощения, хозяева его простили, но вполне естественно, что впредь они ограничат посещение этим человеком своего дома. Или кто-то раз за разом снова и снова вас обижает. Вы можете сказать такому человеку что-то типа: «Извини, но тесного общения у нас с тобой не получается. Я готов общаться и дальше, встречаться в общих компаниях, но о близком контакте пока помыслить не могу». По крайней мере это будет честно и без лицемерия. Конечно, одно дело, когда речь идет о каком-то приятеле, от общения с которым можно отказаться, и совсем другое, когда-то оно касается кого-то из близких – родителей, мужа или жены, детей. Дистанцироваться от них вряд ли получится, а как тогда быть? Если планируется строить с этим человеком отношения и дальше, необходимо уметь обозначать и защищать свои границы. К примеру, если родители постоянно лезут в жизнь своих детей, навязывая им свою волю, можно спокойно сказать, что в их советах никто не нуждается и вы сами знаете, что для вас полезнее. При этом важно сохранять доброжелательное отношение, не злиться, не ругаться, не переходить на личности. Важно поддержать в родителях уверенность, что вы всегда готовы прийти на помощь, что вы у них есть, что вы рядом, но больше не позволите собой манипулировать. Когда человек отстаивает себя, как личность, ему легче прощать. Об этом уже было сказано выше. Беря на себя ответственность за свою жизнь, перестав перекладывать ее на кого-то другого – властных родителей, человеку проще и легче жить, он больше ни на кого не обижается, ведь как говорят психологи: «человека нельзя обидеть, он может обидеться сам». Главный признак правильного прощения – это мир в душе. Если человек не злится, не нервничает, не гневается, а чувствует в душе только спокойствие и умиротворение, значит он все сделал так, как надо. Конечно, проще всего отношения складываются с теми людьми, которые понимают, что причинили кому-то боль своими словами или поступками и первыми просят прощения. Иногда для того, чтобы услышать слова о прощении достаточно просто сказать, что вам обидно и больно. Человек может и не подозревать, какой раздрай творится в вашей душе, а узнав, раскается и попросит прощения. Это обычная ситуация в семье, где люди ведут конструктивный диалог, где они хотят быть вместе и работают над этим. Ну а что же делать, если обидевший вас человек и не думает просить прощения? А как прощать насильников, убийц, тех, по чьей вине человек угодил, например, за решетку? Ведь одно дело простить должника, занявшего у тебя 500 рублей до получки, и другое дело простить убийцу собственной матери. Конечно, пока человек живет в своей обиде, пока он «упивается» ею, если можно так выразиться, заставить его простить невозможно, как невозможно заставить бросить пить алкоголика, пока он не дойдет до края и не примет решение остановиться. Но невозможность простить обидчика и отпустить ситуацию ведет к тому, что обиженный в ней застревает. Именно это часто происходит с жертвами насилия, теми, у кого было трудное детство. Они застревают и не развиваются, не могут строить новые отношения. При этом у них может быть семья, дети, хорошая работа, а они, как замороженные рыбы сидят и злятся, вместо того, чтобы жить. В первую очередь им нужно взять на себя ответственность за эту злость, посмотреть на нее, ведь за ней всегда стоит боль. Поговорить с этой болью, попробовать с ней разобраться, ведь всегда гораздо легче злиться, чем разбираться со своими внутренними проблемами, потому что злость – это защитная реакция организма. Когда человек принимает все, что с ним происходит, злость уходит, в ней больше нет необходимости. Вот так и в духовной жизни. Непрощение останавливает духовный рост. Все эти посты, участия в Таинствах Церкви, подаваемая нищим милостыня будут совершенно бесполезны, если человек не умеет прощать. В Евангелие от Марка есть отрывок, в котором говорится об этом: «Если у тебя есть дар и ты хочешь поднести его к алтарю, и тут ты вспомнил, что ты с братом своим в ссоре, то сначала пойди к брату, чтобы примириться, и только потом принеси дар. Иначе эта жертва будет абсолютно бесполезной». Как будет бесполезен и Великий пост, если вступать на его поприще с обидами и злостью в душе. Вот как об этом сказано в Священном Писании: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Когда человек молится, то вспоминает все свои прегрешения, в том числе обиды и злопомнения. Они естественным образом всплывают в памяти. Если человек не молится, то он о своих грехах и обидах не вспоминает, а значит и шанса на прощение у него нет. Тот, кто не молится, не прощает, потому что именно в молитве мы получаем от Господа силу прощать. Можно сказать, что наше сердце исцеляется молитвой, а еще оно исцеляется страданиями. По мнению святых отцов, каждому христианину надлежит помнить, что когда он просит у Господа подать ему смирения, он просит послать в его жизнь обидчика или врага, который его этому смирению научит. Протоиерей Андрей Ткачев говорит так: «Кто не молится, тому придется страдать. Потому что Бог все равно исцелит тебя или через твое покаяние, или через скорби. От скорбей избавляются покаянием. Если не хочешь скорбеть – кайся. Если не хочешь каяться, будь готов к страданиям». Как понять, что в сердце пришло настоящее прощение? Когда человек понимает, что не может судить других, потому что сам грешен. Есть такая притча об авве Моисее с дырявой корзиной с песком: «Однажды авву Моисея пригласили на товарищеский суд. Монахи собрались судить одного из своих братьев, который в чем-то серьезно провинился. Святой старец на суд не пришел. За ним посылали еще и еще, и наконец он явился с дырявой корзиной, из которой за ним сыпался песок. Послушники монастыря спросили авву Моисея: «Отче, зачем тебе эта корзина? Зачем ты взял ее с собой»? Старец отвечал им, говоря, что это его грехи, которые сыплются позади него и он их не считает, так как же он может считать грехи другого? После этих слов монашеская братия мирно разошлась по своим кельям». Вот так и нам надлежит, прежде чем обижаться на кого-то, подумать, а сколько зла мы сами причинили другим? Наверняка и обижали кого-то, и дразнили, и «подножки» подставляли, злословили, клеветали. Ну а если душа так требует суда над погрязшим в грехах темным человеком, лучше оставить его на долю Того, кто Один знает, как с ним поступить. Ведь сказал Господь: «Мне отмщение и аз воздам». Господь сам все управит и решит. Если человек вас обидел, не мстите ему, а помолитесь за него и тем самым соберете «горящие угли на его голову». Как часто наша душа пылает праведным гневом, когда мы видим несправедливость, когда понимаем, что душа человека, совершающего неблаговидный поступок, погрязла в грехах и страстях, но христианство – оно не про справедливость. Оно про милосердие. Если судить по справедливости, то все мы уже давно должны гореть в аду за свои прегрешения, а вместо этого Христос приходит и спасает нас. Он одинаково любит каждого из нас – как самого благочестивого христианина, так и самого последнего грешника. «Око за око, зуб за зуб»
Прощение – состояние сердца
Обида как лекарство
Разграничение чувств и поступков
Христинин и прощение
Молитва – главное оружие христианина