05.09.2020

Первородный грех – что это такое?

Само словосочетание «первородный грех» в Священном писании отсутствует, но это не значит, что это понятие отсутствует в православии как таковое. Просто ранее это выражение заменялось словами «тленность», «порча», «прародительских грех» и др. Что оно обозначает, и может ли человек избавиться от первородного греха

Что такое первородный грех?

Первородный грех – это то же самое, что и грех прародительский, доставшийся каждому человеку от его прародителейАдама и Евы. Первые люди нарушили заповедь Бога о верности Ему и в результате произошло их низвержение из состояния богоподобия в тленность и чувственность. Теперь все потомки первых людей, за исключением Господа Иисуса Христа, рождаются с греховной порчей, поврежденными душой и телом. 

Самое понятие «первородный грех» ввел в обиход в V веке блаженный Августин. И хотя он не был автором соответствующего учения, потому как оно существовало и ранее, именно он предложил именовать так поступок Адама и Евы в раю, когда они вкусили плоды запрещенного древа, а точнее его последствия. Вот почему существует некое различие в терминах «прародительский» и «первородный» грех. Первый – это, если можно так выразиться, личная «заслуга» прародителей, а второй – это как раз последствия поступка первых людей, наследственная порча человеческой природы.

Последствия грехопадения Адама и Евы

Главным последствием грехопадения первых людей стала не столько тленность и смерть, хотя это тоже имело глобальное для всего человечества значение, сколько потеря благодати, того возвышенного состояния, которое позволяло людям быть сопричастными высшему Благу – всеблаженному Богу. С самого первого дня сотворения человек был наделен божественной благодатью и опыта безблагодатного состояния у него не было. Вот как говорил об этом святой Макарий Египетский: «Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, прибывал в ним, учил и внушал…»

Многие удивляются, для чего Господь дал Адаму такое упражнение, которое скорее было для него искушением – не вкушать плоды запретного древа? Но только так люди могли научиться осознанному и свободному выбору – придерживаться послушания, приумножая благодатные дары и достигая тем самым обожения, или отпасть от Бога, лишиться Его Божественной благодати. То есть у Адама с Евой был выбор, как есть этот выбор у каждого из нас. Они могли стать совершенно неудобопреклонными ко всякому злу, но выбрали другой путь и стали смертными, но смертными не только телесно.

Сначала произошла смерть души, ибо настоящая смерть наступает при разъединении ее с Божественной благодатью. Поправ волю Божью, Адам умер духовно, ибо «как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает» (св. Иоанн Дамаскин). Вот какие последствия повлек за собой первородный грех – тленность, страстность, смертность, а еще удобопреклонность ко злу.

Можно ли освободиться от власти первородного греха?

Сделать это можно в духовном рождении – таинстве Крещения. На некрещенного человека первородный грех действует так, что не грешить он не может, а вот крещеный уже способен противостоять своим страстям. Господь Иисус Христос во всем был подобен человеку, кроме греха. Будучи всемогущим и всесовершенным, он добровольно принял на себя все последствия прародительского греха, почувствовал на себе, что такое холод, голод, усталость, боль и смертность. Но одно лишь было Ему чуждо и непричастно Его человечеству – это грех

Не зная греха, он стал жертвой за грех, а все ради спасения людей. После этой искупительной жертвы человечество получило возможность вернуть потерянную благодать, вновь исполниться Святого Духа, но такое возвращение в «родные пенаты» априори не может быть простым и легким. Для этого необходимо хорошо поработать и потрудиться, искоренив свои страсти. Только при таком условии человек вновь может почувствовать себя сопричастным Божественной благодати.

«Мы», «они» и первородный грех

Окончательно избавиться от грехов и от первородного греха в том числе можно будет только на «той стороне», когда пройдет человек вратами смерти и водворится на небесах, ну а пока остается лишь надеяться на милость Божию. Да, первородную человеческую испорченность искоренить нельзя, но ее можно сдерживать, ею вполне реально управлять. Однако есть одно важное условие – человек должен почувствовать нужду в покаянии, вере и прощении. Когда он считает, что «и так нормально», пока он видит источник проблем не в себе, а в тех, кто вокруг – капиталистах, либералистах, атеистах, гомосексуалистах, да ком угодно, мир будет стоять на месте.

По мы разделяем людей на «мы» и «они», плохих и хороших, добрых и злых, надежды на спасение не будет. Только признавая свою испорченность, ненормальность, несоответствие замыслу Божьему, можно верить и надеяться на спасение. Если никакого Бога, вечной жизни и спасения нет, то тогда человек и не падал. Ему просто неоткуда было упасть. Дно – его единственный дом. Ведь никто же не ждет от обезьяны, даже самой продвинутой, соблюдения каких-то нравственных правил и норм. Она же животное, что с нее взять?

Но когда человек способен видеть в другом образ Божий, когда он понимает, что создан для вечной радости, любви и святости, то нынешнее положение вещей воспринимается им как полная катастрофа. Он понимает, что пал и нуждается во спасении, а у такого всегда есть надежда подняться, у изгнанного – вернуться, у испорченного – исправиться. У обвиняющего в своих проблемах других такой надежды нет. 

Зло – это не «они». Это порча, которая присутствует во всех людях независимо от их политических взглядов, вероисповедания, расы, пола, социального положения. Зло – это всегда «я». Поэтому для противостояния ему каждому время от времени приходится противостоять самому себе. Господь указывал на это, говоря: «Ибо изнутри, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мар.7:21–23). 

Поэтому, когда спрашивает кто-то: «А где же Бог? Как он попускает войны, смерти детей, убийства, непотребства, ложные обвинения?», ему стоит задуматься над тем, чьими руками все это делается, кто на самом деле грабит, убивает и бесчинствует на земле. Христос? Или все-таки добровольно отпавший от Божественной благодати человек? Святых здесь нет. Если только грешники, творящие беззаконие, но когда погрязший во зле мир встрепенется, опомнится, поймет, куда он идет и каков итог, тогда есть надежда на спасение. Ведь узнавание абсолютного зла дает возможность всем объединиться перед его лицом, чтобы преградить себе путь к окончательной гибели. Помогай Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram