07.04.2023

Патриотизм в Ветхом и Новом Завете

Под патриотизмом мы понимаем любовь к отечеству – месту, где каждый из нас родился и вырос, где похоронены его предки. Исторический источник патриотизма – веками закрепленное существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, традициям и языку, а религиозный источник – любовь к своему ближнему, сердечные отношения с людьми, которые постепенно становятся для человека своими, родными. В Священном Писании можно найти немало свидетельств о патриотизме – чувстве, которое без натяжки можно считать поистине христианским.

«И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок…»

Первое слово, первый шаг, первый снег…Наши первые детские воспоминания всегда связаны с каким-то впечатлением, которое на нас произвело то или иное событие, переживание, настроение. Кому-то дорого место, где он бывал с родителями, кто-то часто вспоминает отчий дом, купание с друзьями в местной речке, рыбалку с дедушкой. Мы не живем одиноко и оторвано ото всех. Мы живем среди народа, среди которого мы выросли, получили воспитание и частью которого являемся. 

Созиданию в нас духовной личности с определенными взглядами и понятиями во многом способствует сама территория. Под действием этих условий происходит формирование не только отдельных индивидуумов, но и всего народа в целом, живущего в определенной местности. Народ – это тоже личность, пусть и коллективная. У нее есть свой духовно-умственный настрой, свое научное мировоззрение, определенная культура – все то, что называется талантом и гением народным. Отсюда и проистекает любовь к отечеству, выражающаяся в любви не только к дорогому для нас месту и не только к населяющему его народу, но и в любови к самой культуре, тому миросозерцанию, духу и идее, носителем и выразителем которых выступает наш народ. 

Человек не может физически оторвать себя от народного тела, от которого он родился, как не может он отделить себя от духа народного. Поэтому все, что он породил – культуру, цивилизацию и другое, является для нас близким, родным, милым и дорогим. Мы любим его как свое собственное достояние, как мать, которая нас духовно породила и выпестовала. Такая любовь к отечеству, имеющая духовные начала, весьма далека от понятия животной любви. Эта любовь направлена не на плоть, а на дух, ею движет не выгода, пусть и коллективная, а идейное культурное возвышение. 

Будучи явлением естественным и вполне понятным, патриотизм характерен не только для обычных, светских людей, но и людей верующих. И даже больше – патриотизм позволяет в полной мере раскрыть и на деле реализовать две основные заповеди Иисуса Христа о любви к Богу и своему ближнему.

Патриотизм в Ветхом Завете

В Священном Писании есть немало мест, которые можно трактовать в пользу патриотизма. Вся история еврейского народа свидетельствует о том, с какой любовью евреи относились к своему Сиону, своему Иерусалиму, своему храму. Что это, как не образец истинного патриотизма, в котором выражена любовь к своему народу и его святыням? Недаром христианская Церковь взяла в свое богослужение это прославление евреями своих святых, хотя и несколько в ином ключе: «Благословен Господь от Сиона, живый в Иерусалиме. Аллилуиа». 

Эталоном любви к своему народу в Ветхом Завете был пророк Моисей. Вспомним, что сразу после заключения завета с Богом еврейский народ нарушил этот завет, поклонившись золотому тельцу. Господь разгневался, но Моисей стал молить его о согрешившем народе, 40 дней и ночей не сходя с горы. Огонь правды Божией не угасал, Господь говорил Моисею: «Оставь Меня, не удерживая, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их». Что делает праведник? Он молится еще пламеннее и наконец восклицает: «Прости им грех их, а если нет - то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал…»

И смилостивился Господь, глядя на высочайший подвиг самоотверженного патриотизма. Моисей был готов пожертвовать своим личным вечным спасением за спасение своего народа.

Учение о любви

Бог есть любовь и все учение Иисуса Христа о любви. Как известно, он заповедовал нам любить не только своего ближнего, но и своих врагов. Он говорил: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Матф.5:46). Конечно, выполнить этот наказ непросто, но нужно помнить, что христианин не должен всецело замыкаться в себе, в своем «курятнике». Живущий для себя эгоист ничего не хочет знать о радостях и горестях окружающего мира, как и ничем послужить ему. Напротив, кого с детства приучали любить и помогать родным, защищать слабых, оберегать природу и животных, вырастет настоящим патриотом, любящим свою родину.

Ведь понятия о братстве и взаимовыручке взяты из христианства. Полюбить ближнего – значит полюбить всякого человека, поставленного на пути промыслом Божиим, хотя вполне естественно, что сначала этими ближними становятся родные. Подрастая, ребенок заводит друзей и круг ближних пополняется. В юношеские годы таковыми становятся для него члены какой-то организации, в которую он вступил и т. п. И лишь тогда, когда христианин становится взрослым и вполне развитым, его охватывает все больший круг людей, которые нуждаются в его любви и пользуются ею. 

Так растет и ширится любовь. Да, человек не может сразу начать любить дальних и совершенно незнакомых ему людей, но постепенно любовь набирает силу и распространяется на весь народ и государство, а после последовательно переходит на всех людей. Так родители одного ребенка думают, что никогда не смогут разорваться и с такой же силой полюбить второго ребенка. Но вот он появляется на свет, и они понимают, что любви меньше не становится. Напротив, она множится и растет. Так и любовь к ближнему, дальнему и отечеству не ослабляет любви к обществу и народу, переходя на все человечество. Таково уж свойство любви, и патриотизм здесь – необходимое звено этой цепочки.

«Кто мой ближний?»

Все мы помним притчу о милосердном самарянине, который оказался ближним для подвергшегося нападению разбойников иудею. Но, говоря об универсальности заповедуемой Им любви, Иисус Христос дает патриотизму новые, более глубокие обоснования. Вспомним, как Он сам говорил о месте, где родился, и о своем народе. Он не раз позиционировал Себя как Сына своего отечества. Отказав хананеянке в исцелении ее беснующейся дочери, Он открыто сказал, что «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15, 24).

Посылая своих учеников на проповедь, Спаситель дает наказ «на путь к язычникам не ходить, а идти наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 5–6). Иисус Христос плакал, глядя на красоты Иерусалима, потому как знал, что город погибнет и будет разрушен. Незадолго до своих крестных страданий, когда Он торжественно въезжал в Иерусалим на осле, то воскликнул: «О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему» (Лк. 19, 41–42). 

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посылаемых к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Лук. 13:34-35). Въезжая в город под крики «осанна», когда весь народ ликовал в восторге, Спаситель плакал... Но эти слезы были не о Себе, а об этом Своем городе – о гибели тех, кто сейчас бросал Ему под ноги пальмовые ветви, а через несколько дней кричал «распни, распни Его...» Так Сам Он любил свой народ – трогательной, глубокой любовью. Не это ли проявление яркого и сильного патриотизма у Сына Божьего?

Родившись среди еврейского народа, Спаситель жил его жизнью, был исполнен патриотической любви к нему, высказывая предпочтение перед другими народами. Ему не было смысла проповедовать людям необходимость нравственной любви к родине и родному народу. Вся жизнь Его была живой проповедью и живым благословением надлежащего патриотизма. Обосновывая патриотизм в христианстве и отношение к нему нельзя не привести для примера притчу о талантах: «Один богатый господин раздает таланты своим слугам. Каждый получает по силам своим: «одному дается слово мудрости, другому слово знания... иному дары исцелений» и т.д. (1Кор. 12, 4–11)». 

Понятно, что господин – это Господь, который произвел весь род человеческий. Слуги – это народы, у каждого из которых есть какое-то предназначение. Народ как коллективная личность может приумножить свой талант и послужить на благо всего человечества. Этот талант как некий духовный гений непременно предполагает и любовь к своему отечеству. Любить свое отечество и свой народ – это значит стремиться послужить его гению, поработать в пользу культуры и других достояний, чтобы сделать его богатым, сильным, процветающим и таким образом внести свой вклад в благо всего человечества.

Пророки Ветхого Завета служили своему народу, помогая ему реализовать свое мессианское предназначение. Таким образом они служили не только своему народу и отечеству, но и всему человечеству. Поэтому в проповеди пророков, призывающих любить свой еврейский народ, слышится проповедь любви ко всем людям. И Спаситель, посланный к погибшим овцам дома Израилева, проповедью среди евреев просвещал и спасал все человечество. 

Патриотизм или национальная гордость?

Однако христианский патриотизм следует отличать от космополизма с его односторонностью и национальной гордостью. Все дело в том, что страстный и ограниченный по своей природе человек легко искажает самое доброе, а истинное освещает неправильно. Так, космополиты проповедуют исключительную любовь к своему народу, в том числе и национальным порокам и недостаткам – пьянству, матерщине и др. Все это без разбора считается истинным, добрым и красивым, а все чуждое и иноземное отрицается и порицается. 

Такой патриотизм христианство не признает, призывая различать любовь к самому себе и себялюбие. Под первой понимается добрая, высшая, идейная сторона духовного «я», а под второй – все дурные, чувственные, плотские влечения и настроения. Понятно, что первую нужно развивать и совершенствовать, а вторую – искоренять, так и в народе. В государстве, как и в отдельной личности могут быть как добрые и высокие идеалы, так и низменные, злые воззрения. Первыми народ служит всему человечеству, а вторыми он отталкивает от себя другие народы, развивая эгоистическую замкнутость и нетерпимую исключительность.

Отсюда можно сделать вывод, что христианство приемлет только такой патриотизм, который порицает темные стороны и особенности, но при этом открыто и смело заявляет о светлых чертах. Если возвеличивать и считать хорошим все, то это уже не патриотизм, а национальная гордость, то есть грех, против которого борется учение Христа. При этом стоит заметить, что христианский патриотизм совершенно чужд ненависти к другим народам. Христианин любит свой народ, поэтому было бы совершенно не по-христиански ненавидеть китайцев, армян, турок, евреев. Напротив, нужно желать им всякого благополучия, потому что все мы – дети одного Отца.

Христианин признает право всякого человека другой народности и другого государства на радость и счастье в жизни, потому что видит в нем своего брата, во всем ему подобного и равного. Воинствующий народ, зацикленный на своей национальной исключительности, желающий роста и благоденствия только себе в ущерб другим, а тем более проповедующий вражду и ненависть к ним – это уже национализм, не имеющий с патриотизмом ничего общего. 

«В доме Отца обителей много»

Иисус Христос говорил, что «в дому Отца Моего обители многи суть». Всем нам хватит там места, все народы призваны на пир в Царствие Божием. Спаситель повелел апостолам «все языки» вести в царство Его: оно для всех народов; в нем они должны объединиться во единое стадо со Единым Пастырем Христом. Но как каждый из нас войдет в него только по совокупности того, что доброго и полезного он сделал здесь, на земле, так и в единое Его стадо каждый народ войдет как исторически сложившаяся в духовную личность единица, представляющая ценность со стороны суммы добра и зла, ею выражаемой.

Царствие Божие едино, но это единство выражается в разнообразии народных личностей. В Церкви Божией, действительно, нет ни эллинов, ни иудеев, ни рабов, ни свободных. В ней не делают различий по национальности, социальному и материальному статусу. Христианская Церковь оставляет за каждым его законное право быть личностью со всеми своими духовно-нравственными особенностями. Христос Спаситель, призывая людей в Царствие Небесное, ни от кого не требовал отказаться от своего отечества, стать евреем или французом. Так что «Пока есть время», – как говорил апостол Павел в своем послании к Галатам, – «будем делать добро всем, а в особености – своим по вере». 

Служение отечеству

Очевидно, что такой христианский патриотизм требует от нас посильного служения отечеству. Неважно, чем занимается человек, где он работает. Он может принести своей отчизне пользу, тем более, если занимает какой-либо государственный или общественный пост. Еще больше повысить ценность такого служения можно, если совершать его бескорыстно, не пытаясь извлечь какую-то материальную и другую выгоду. Любой человек, так или иначе, может послужить своему государству, участвуя в его жизни, работая и выступая в печати, ведя общественную и волонтерскую деятельность.

Если он будет стараться ради отечества, своего народа, не преследуя личные интересы, то его совесть будет чиста. Пусть он не добьется большого внешнего успеха, зато честно и по-христиански исполнит долг патриота и верного сына своей родины. В народе популярна поговорка «друг познается в беде». У настоящего патриота любовь к родине и своему народу особенно сильно проявляется во время испытаний и бедствий. Каждый знает, как чувствует себя человек, у которого произошло какое-то несчастье. Ему не до веселья и развлечений. В своем горе он даже забывает о естественных потребностях организма в еде, питье, сне – так сильно переживает.

Похожие чувства должны появляться во время трудностей и потрясений, переживаемых страной. Конечно, при условии, что человек ее по-настоящему любит. Если же голова забита лишь личными проблемами и интересами, если мы рассуждаем с позиции «моя хата с краю – ничего не знаю», если на словах мы все охаем и вздыхаем, а на деле палец об палец ударить не желаем, то никакие мы не патриоты. Самый сильный и самоотверженный поступок на благо своего отечества состоит в служении ему, участии в войне, смерти за родину. 

Кто-то скажет: «Как же так? Разве христианство не против войны?» Конечно, против. Главная миссия Церкви – это миротворческая миссия, но когда родному народу угрожают со стороны, когда неприятель готов разгромить земли, угнать в плен или погубить родных, близких, детей, то Церковь встает на защиту вместе со всеми, исполняя оставленную нам Христом заповедь: «Нет больше той любви, если кто душу положит за друзей своих». 

Да, война – это самое страшное зло, какое только может быть. Как сама по себе, так и по своим последствиям она глубоко противна самим основам христианства, но еще Спаситель говорил и предупреждал, что «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24:6). Человечество воюет на протяжении всей истории своего существования. Воюет за земли, ресурсы, национальные интересы, право на самоидентичность, наконец. Израильский народ также воевал по Божьему повелению и с помощью Божией побеждал.

Поэтому ошибаются те, кто считает, что христианство отрицает войну безусловно, до полного непризнания ее и отказа в ней участвовать. Да, Церковь против войны и против убийства, не зря оно считается в православии смертным грехом, но иногда единственным средством защиты правды и попираемых святынь, а также прав народа является война. Христианское учение готово взять ее под свою защиту, если она ведется во имя справедливости, восстановления правды и порядка. Такая война ведется на небе между силами зла и добра, такая война ведется и в сердцах людей, про которую великий русский писатель Ф.М. Достоевский сказал: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Каждый день, каждую минуту мы делаем выбор, склоняясь в сторону добра или зла. Кто-то легко идет на сделку со своей совестью, а кто-то не может оставаться в стороне, смотреть, как попирают и обесценивают все то, что ему дорого, что составляет смысл его жизни, за что боролись его деды и отцы. Патриотизм, как и любовь нельзя купить. Это чувство не продается. Оно складывается из целого сочетания внутренних духовных качеств – милосердия, сострадания, взаимопомощи, прощения, любви. Когда оно есть, то человек говорит себе: «Если не я, то кто?», а когда его нет, то он вопрошает: «Почему именно я?» Об этом стоит подумать каждому, кто хочет прожить свою жизнь не зря.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram