31 мая Православная церковь чтит память святых отцов семи Вселенских соборов (собраний высших церковных иерархов).
Эти соборы, датируемые IV–VII вв., называют семью столпами Церкви. Святыми отцами на них были заложены и записаны основы христианского вероучения, исходящие из Божественного Откровения и апостольских преданий. Важно, что решения этих собраний зиждутся не на мнении одного, пусть и самого авторитетного человека. В их решениях отражён коллективный разум Церкви. Во всех собраниях приняли участие свыше двух тысяч епископов и священников, отстоявших истинную веру от многочисленных ересей.
Семь Вселенских соборов
Первый и второй
Первые два собрания проходили в IV в. Это был период деятельности великих отцов церкви – Василия и Афанасия Великих, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других, заложивших основополагающие принципы истинного христианского вероучения, и отстоявших их в борьбе с еретиками.
Первый Вселенский собор был созван в 325 г. в византийском городе Никея. Его важнейшим решением стало принятие Никейского символа веры – совокупности основополагающих христианских догматов. Главный из них – единосущность Бога Сына и Бога Отца. Отрицающая её арианская ересь была осуждена. Кроме того, было определено время празднования Пасхи, а выходным днём стало воскресенье вместо иудейской субботы.
Второй состоялся в 381 г. в Константинополе. На нём единосущным с Богом Отцом и Богом Сыном была признана третья ипостась Троицы – Бог Святой Дух. Принижавшая его до уровня Божия творения ересь Македония была осуждена. Никейский символ был дополнен пятью новыми догматами. С тех пор он не изменялся.
Третий – шестой
Все эти собрания разъясняли природу Христа.
На третьем Вселенском соборе 431 г., проходившем в Эфесе, был принят догмат о соединении во Христе двух природ – Божественной и человеческой. Была отвергнута несторианская ересь об изначальном рождении Христа только как человека.
Четвёртый собор в Халкидоне в 451 г. принял догмат о нераздельном слиянии во Христе Божества и человечества, и осудил монофизитство. Эта противоположная несторианской ересь считала, что полученная от Матери человеческая природа Христа, бесследно растворилась в Божественной.
Константинопольский пятый собор в 553 г. только подтвердил решения двух предыдущих. Прошедший там же в 680 г. шестой утвердил учение о двух волях Христа – Божественной и подчинённой ей человеческой. Последнюю вообще не признавало монофелитское учение, против которого и был созван собор.
Седьмой
Последний, седьмой, собор снова проходил в Никее, в 787 г. Он был целиком посвящён осуждению иконоборчества.
В день памяти святых отцов вы можете подать записку о близких и дорогих вам людях с помощью службы «Елицы Записки».