Память святых отцев семи Вселенских Соборов
31 мая Православная церковь чтит память святых отцов семи Вселенских соборов (собраний высших церковных иерархов). Эти соборы, датируемые IV–VII вв., называют семью столпами Церкви. Святыми отцами на них были заложены и записаны основы христианского вероучения, исходящие из Божественного Откровения и апостольских преданий. Важно, что решения этих собраний зиждутся не на мнении одного, пусть и самого авторитетного человека. В их решениях отражён коллективный разум Церкви. Во всех собраниях приняли участие свыше двух тысяч епископов и священников, отстоявших истинную веру от многочисленных ересей. Первые два собрания проходили в IV в. Это был период деятельности великих отцов церкви – Василия и Афанасия Великих, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других, заложивших основополагающие принципы истинного христианского вероучения, и отстоявших их в борьбе с еретиками. Первый Вселенский собор был созван в 325 г. в византийском городе Никея. Его важнейшим решением стало принятие Никейского символа веры – совокупности основополагающих христианских догматов. Главный из них – единосущность Бога Сына и Бога Отца. Отрицающая её арианская ересь была осуждена. Кроме того, было определено время празднования Пасхи, а выходным днём стало воскресенье вместо иудейской субботы. Второй состоялся в 381 г. в Константинополе. На нём единосущным с Богом Отцом и Богом Сыном была признана третья ипостась Троицы – Бог Святой Дух. Принижавшая его до уровня Божия творения ересь Македония была осуждена. Никейский символ был дополнен пятью новыми догматами. С тех пор он не изменялся. Все эти собрания разъясняли природу Христа. На третьем Вселенском соборе 431 г., проходившем в Эфесе, был принят догмат о соединении во Христе двух природ – Божественной и человеческой. Была отвергнута несторианская ересь об изначальном рождении Христа только как человека. Четвёртый собор в Халкидоне в 451 г. принял догмат о нераздельном слиянии во Христе Божества и человечества, и осудил монофизитство. Эта противоположная несторианской ересь считала, что полученная от Матери человеческая природа Христа, бесследно растворилась в Божественной. Константинопольский пятый собор в 553 г. только подтвердил решения двух предыдущих. Прошедший там же в 680 г. шестой утвердил учение о двух волях Христа – Божественной и подчинённой ей человеческой. Последнюю вообще не признавало монофелитское учение, против которого и был созван собор. Последний, седьмой, собор снова проходил в Никее, в 787 г. Он был целиком посвящён осуждению иконоборчества. Семь Вселенских соборов
Первый и второй
Третий – шестой
Седьмой