Паломничество в жизни христианина
Слово «паломничество» происходит от латинского palma – пальма. Вспомним, что именно с пальмовыми веточками жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. Вот и человек, отправляясь в паломническую поездку, спешит на встречу с Господом. Он стремится проникнуться святостью и духовностью намоленных мест, обрести душевный покой и умиротворение, попросить благополучия для себя и своих близких. Одни несут в Святые места свое горе, отчаяние, желая найти утешение. Другие, наоборот, едут, чтобы поблагодарить Бога за явленное чудо и милосердие. Третьи просто хотят поклониться дорогой сердцу святыне, побывать там, где проходили земной путь праведники, творились определяющие события мировой истории.
Немного истории
Паломничество известно с глубокой древности. Еще в Ветхом Завете рассказывалось, как Иудеи шли в Иерусалим, чтобы встретить Пасху в их главном храме. Сам Христос освятил этот подвиг, торжественно въехав на молодом ослике в Иерусалим за несколько дней до иудейской Пасхи, что стало началом Его Крестного пути. Но, конечно, паломничество в современном христианском понимании началось во времена первых христиан. Приверженцы еще молодой религии стремились посетить места связанные с земной жизнью Спасителя, Его страданиями и чудесным Воскресением. Также первые паломники отправлялись в Коринф, Александрию, Антиохию – крупнейшие в то время христианские центры. Их посещали, чтобы глубже узнать и приобщиться к вере. Но все же такие путешествия носили тайный характер и были не столь многочисленны. Ведь гонения на христиан в первые века нашей эры были достаточно сильными.
Все изменилось в IV веке, когда святая царица Елена уже в преклонном возрасте совершила паломничество в Иерусалим. По ее инициативе провели раскопки на месте казни Спасителя и нашли четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Сын Божий. Именно она возвела ряд храмов на святой Земле, в том числе и почитаемый во всем христианском мире храм Гроба Господня.
Император Константин продолжил дело матери. При нем возникают все новые и новые храмы в святых местах. А сам Иерусалим становится с этого времени, по мнению историка М. И. Ростовцева, «большим странноприимным домом, большой гостиницей, большой больницей» для тысячи паломников.
С распространением христианства расширяются и пути божиих странников. Ведут они и на Святой Афон, и в Византию, и в Рим, и во многие другие места, где проливалась кровь мучеников Христовых, творили свои великие деяния будущие святые.
Паломничество на Руси
Паломничество и в нашей стране считалось неотъемной частью духовной христианской жизни. Первыми русскими паломниками были иноки. По велению сердца покидали они отчий дом, родную обитель и шли на встречу со святынями. Для них это путь духовного возрастания, подготовка к своему истинному предназначению. Например, в житие Антония Печерского рассказывается, как будущему преподобному сам Господь повелел идти в Грецию и там принять монашество. Антоний посещал по пути монастыри, узнавал их уклад. И еще больше сердце воспламенилось любовью к Господу Своему. Он принял постриг в одной христианской обители. А после вернулся на Русь, чтобы передать опыт уединенной от суетного мира жизни с Богом. Именно Антоний основал Киево-Печерскую Лавру.
Возникают на Руси и свои православные обители: Троице-Сергиева Лавра, Псково‑Печерский монастырь, остров Валаам, Соловецкие острова, Оптина пустынь и многие другие. Все они притягивали тысячи паломников.
На богомолье ездили люди разных сословий. Это простые крестьяне, идущие пешком с маленькой котомкой за спиной. Или целые царские поезда – вереницы из конных повозок, везущих все необходимое, в том числе и щедрые дары для монастыря.
Вспомним, как перед Куликовской битвой Дмитрий Донской побывал в Троице-Сергиевой Лавре, где долго молился о победе. С тех пор и появилась благочестивая традиция: посещение царскими особами главных обителей православной Руси перед важными событиями в истории государства.
У великого московского князя Василия Иоанновича не было детей, которым он мог бы передать власть. Он много молился о даровании наследника, в том числе у Тихвинской Чудотворной иконы в небольшом на то время Тихвинском погосте. А когда узнал, что его жена «утяжелела», совершил большое паломническое путешествие. Посетил Переславль, Ярославль, Ростов, Вологодские Кирилло-Белоозерский и Ферапонтов монастыри и другие обители дальнего Севера. И везде он благодарил за милость божию, а братию и простых прихожан просил молиться о рождении здорового младенца. И можно сказать, что царя Иоанна Грозного вымаливала вся святая Русь.
Но настоящий расцвет русского паломничества приходится на XIX век. Каждый верующий человек считал себя обязанным хоть раз побывать в Киево-Печерской или Троице-Сергиевой Лаврах. В это время создается Русская Духовная Миссия на Святой Земле. Возглавил ее архимандрит Антонин (Капустин). При нем удалось приобрести значительные земельные участки в Палестине, на которых стали возводить не только православные монастыри и храмы, но и гостиницы для паломников.
После революции паломнические традиции прервались. Многие русские обители пришли в запустение или вовсе оказались перестроены под нужды советского государства. А путь к зарубежным христианским святыням чаще всего был закрыт.
Время все расставила по местам. Сегодня, согласно статистике, из России ежегодно на богомолье выезжают более 250 тысяч человек, а еще около 3 миллионов россиян каждый год отправляются на поклонение русским святыням. Вот только нередко понятие «паломничество» подменяется обычным туризмом.
Особенности паломничества
В древние времена паломничество было сравни подвигу. На месяцы, а иногда и на годы странник покидал отчий дом, словно вверяя себя в руки Божии. По пути человек мог страдать от голода, болезней, попасть в плен к разбойниками и даже умереть. Все эти опасности делали дорогу испытанием, жертвой Богу, своеобразной подготовкой к встрече со святыней. Надо сказать, что и к самим богомольцам относились с особой трепетностью и теплотой. Благочестивой традицией считалось принять таких людей у себя дома, накормить, оставить на ночлег. Для хозяев – это было тоже возможностью проявить милосердие, услышать рассказы о святых местах, посетить которые они не решались.
Сегодня же путешествие перестало быть чем-то опасным. Машины, поезда, самолеты домчат в любую точку Земли. Но часто когда человек приезжает в храм или монастырь, любуется его убранством, знакомится с историей. Безусловно, это похвально, но смысл паломничества - увидеть и принять сердцем иную жизнь, скрытую от глаз большинства, жизнь, посвященную Богу. Это возможность хоть ненадолго отвлечься от мирской суеты, заглянуть вглубь себя и попытаться найти свой путь к Богу. Хорошо пожить в монастыре несколько дней: поработать вместе с монахами, посетить долгие монастырские богослужения, постараться пребывать в постоянной молитве. Тогда это будет истинное паломничество, затрагивающее душу и сердце.
Но если нет возможности отправиться в паломническую поездку, отчаиваться не стоит. Ведь Господь видит сердце каждого и слышит искреннюю молитву, где бы она ни была произнесена.