30.11.2020

Отпевание. Как и для чего оно совершается?

Нам важно помнить о грядущем всеобщем воскресении. И только от нашей молитвы зависит, где в вечной жизни окажутся дорогие нам люди! Закажите панихиду по своим усопшим близким, и пусть в конце времён они войдут в Царствие Небесное!

moleben1


Смысл чина погребения

Завершая цикл писем о Таинствах Церкви, который открывался рассказом о Таинстве Крещения, рождения человека для Царствия Божия, сегодня мы поговорим про чин погребения. В требнике этот чин обозначен, как «Последование мёртвенное мирских тел», а в народе зовётся «отпеванием». В первой беседе цикла мы поговорим о подготовке к отпеванию, его смысле, истории и месте в жизни Церкви, а во второй – ответим на наиболее распространённые вопросы о чине погребения.

Формально, Церковь выделяет только семь Таинств и отпевание к их числу не относится. Вместе с тем, святые отцы указывают, что любые отношения человека с Богом в определённом смысле являются Таинством. Отпевание можно назвать «Таинством смерти» христианина, которого мы препровождаем в новую, вечную жизнь. Оно совершается над телом человека лишь единожды и, как соборная молитва Церкви, усопшего и всех его близких, приносит огромную пользу душе самого покойного, а также душам его родных.
 
В отличие от некоторых еретиков, христианство никогда не считало тело «темницей души», от которого лучше поскорее избавиться. Напротив, тело христианина является храмом Духа Святого. Смерть и временное разделение души и тела человека будут преодолены во всеобщем воскресении. Именно поэтому Церковь именует умерших «усопшими», то есть не ушедшими от нас безвозвратно, а лишь «спящими». Отсюда же проистекает глубоко уважительное отношение христианства к могилам, человеческим останкам и памяти почивших.

После смерти душа усопшего попадает на частный суд Божий, где Всевышний решает, куда она отправится до дня Страшного Суда. Во время чина погребения вся Церковь ещё раз взывает к безграничному милосердию Божию, чтобы Господь помиловал усопшего и удостоил его в Царствия Небесного. В конце отпевания священник читает над почившим разрешительную молитву, в которой прощает от имени Господа все его забытые и невольные грехи, чем сильно облегчает его посмертную участь.

Что потребуется для отпевания и когда оно происходит?

Господь уважает свободу воли человека, даже если человек использует её себе во зло. Поэтому в храме не отпевают самоубийц, богоборцев, а также людей, над которыми не было при жизни совершено Таинство Крещения. Если умерший был крещён, то сначала нужно получить свидетельство о смерти и уже с этим документом договориться в храме о времени и месте отпевания. До самого чина погребения принято вслух читать над гробом усопшего Псалтирь, содержащую много духовных наставлений и молитв к Богу.
 
Для самого отпевания родственникам усопшего потребуется белый саван, которым покроют тело усопшего в знак того, что он жил под покровом Церкви и соблюл обеты чистой и непорочной жизни, данные им в Таинстве Крещения. На лоб покойного помещают бумажный венчик с напечатанными на нём иконами. Венчик являет собой образ небесного венца, которого удостаиваются от Бога праведники.

На грудь усопшего кладут икону Спасителя, а в правую руку – крест, как символ победы Христа над смертью. В конце чина погребения, после прочтения над телом почившего разрешительной молитвы, священник вкладывает лист с её текстом в его левую руку. Все погребальные принадлежности можно приобрести в церковной лавке. По традиции, чин погребения совершается на третий день по смерти христианина. Даже если кончина наступила за несколько минут до полуночи.

Последование мёртвенное мирских тел

Чин погребения мирянина открывается начальными молитвами и 90-м псалмом. Затем полностью поётся 17-я кафизма Псалтири, между частями которой священник возглашает заупокойную ектению. Гроб усопшего помещается посреди храма, ногами к алтарю, а по его сторонам, крестообразно, горят свечи. Так Церковь в последний раз освящает тело покойного. Родственники покойного стоят за гробом, лицом к алтарю, с горящими свечами.
 
После кафизмы поются тропари 5-го гласа, за которыми следует ещё одна заупокойная ектения, седален, 50-й псалом и особый заупокойный канон, после каждых трёх песен которого священник вновь возглашает заупокойную ектению и прибавляет к ним другие краткие молитвы. За каноном следуют заупокойные стихиры, а после них священник читает отрывки из Апостола и Евангелия.

По окончании чтения Евангелия священник ещё раз возглашает заупокойную ектению и при пении стихир близкие начинают прощаться с усопшим. Они целуют венчик на его лбу и икону Спасителя, лежащую на груди покойного. Вслед за последним целованием священник читает ещё несколько молитв и произносит заупокойную ектению. Перед закрытием гроба батюшка крестообразно посыпает тело почившего землёй и произносит над ним разрешительную молитву.

Как проводить почившего к Богу по-христиански?

При погребении христианина над его могилой не принято ставить пышных памятников с позолотой и мрамором, как у «цыганских баронов». Это ничем не помогает усопшему. Если средства позволяют, вместо этого над гробом лучше возвести часовню с иконами, чтобы в любую погоду, зимой и летом, над могилой дорогого нам человека было удобно сотворить молитву. Если же нет – лучше поставить над могилой крест или памятник, но с выбитым на нём крестом или иконой.
 
Традиционно, сразу после похорон близкие усопшего устраивают по нему поминальную трапезу. Если она организована правильно – на ней отсутствуют алкоголь, драки и пьяные тосты. Вместо этого за столом ещё не раз творится молитва, а всем пришедшим раздаётся небольшая милостыня, чтобы они и дома ещё раз помянули почившего в своём общении с Богом. Главным блюдом поминального стола всегда является кутья, символизирующая сладость грядущей вечной жизни.

Молитва об усопшем после отпевания

«Последование мёртвенное мирских тел» над усопшим совершается лишь единожды. Но это не конец, а только начало наших молитв о покойном. Считается, что в течение сорока дней после смерти душа человека проходит мытарства и частный суд Божий. Поэтому молитва Церкви в этот период для неё особенно важна. Традиционно, особыми поминовениями отмечают третий, девятый и сороковой дни после кончины верующего.
 
Многие христиане идут ещё дальше и заказывают по дорогому им человеку сорокоуст – ежедневные заупокойные молитвы на сорок дней, поминовение на полгода, год или чтение за него «Неусыпаемой Псалтири» в одном или нескольких монастырях. В ходе сорокоуста за каждой совершаемой литургией священник вынимает частицы за нашего близкого и, с чтением особой молитвы о прощении его согрешений, опускает их в чашу с Телом и Кровью Христовыми.

Помните, каждая наша молитва служит к благу дорогих нам усопших. Вы можете поминать их дома и на работе, в дороге и в храме, своими словами и молитвами святых отцов. Но соборная молитва Церкви всё же приносит душам наших близких наибольшее утешение! С нами Вы можете заказать поминовение усопших на предстоящий Рождественский пост, сорокоуст или Неусыпаемую Псалтирь в одной или нескольких обителях! Да помилует их всемилостивый Господь!

Поминовение об упокоении во дни Рождественского поста в 7-ми монастырях:

moleben1

Неусыпаемая Псалтирь об упокоении в 5 монастырях в течение месяца:

moleben1

Сорокоуст об упокоении в 5 монастырях:

moleben1

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram