Отпевание – это практически пропуск в Рай
Далекие от Церкви люди, не имеющие истинного понятия о ее Таинствах, тем не менее, рьяно следят о соблюдении всех необходимых «формальностей», как то – отпевание, крещение и т. д. Считается, что отпевание – это своего рода «пропуск» в рай, и если умершего не отпеть, то душа его будет метаться в этом мире, страдать и мучиться. А как все обстоит на самом деле, и в чем истинный смысл «последования мертвенного», как правильно называть отпевание? Для далекого от православного вероучения человека это действительно так и есть: отпели, значит обеспечили душе пропуск в рай, не отпели – обрекли на страдания и мучения, ведь душа не отлетела на небеса, ее туда не пустили и теперь она, бедная, мечется, ведь в нашем мире для нее места нет, как нет и там, где ей быть положено. Думаем ли мы в этот момент именно о душе усопшего, боимся за нее и переживаем? Или же мы больше печемся о себе, чтобы нас тут, еще живых и оставшихся, не дай Бог, не побеспокоили, не помешали и не испортили нам жизнь. Архимандрит Августин (Пиданов) считает, что это безобразное, дикое, оскорбительное и магическое восприятие отпевания, характерное для людей, которые вообще не понимают, что происходит. Более того, в наше время люди стараются как можно быстрее избавиться от тела усопшего, чтобы поскорее вернуться к прежней жизни с ее удовольствиями и развлечениями. Если еще несколько десятков лет назад тело умершего три дня стояло в доме, а близкие беспрерывно читали над ним Псалтырь, то сегодня человека хоронят уже в тот же день, ну, или на следующий, как только на руках появляются все необходимые документы. Сегодня мертвые тела в доме уже не держат. Хорошо, если батюшка разрешит поставить в храме или часовне, но обычно их сразу сдают в морг, а оттуда везут на кладбище. И даже традиции поминок и панихид постепенно уходя в прошлое, чтобы весь этот «негатив» не влиял на сознание, не навевал уныния и депрессии, а тем более мыслей о смерти. Люди не привыкли и не хотят о ней думать. Большинство живет так, как будто никогда не умрет, гоняясь за удовольствиями и комфортом и не желая вносить в свою жизнь дисгармонию в виде чьей-то смерти, нарушающей привычный порядок. Последование мертвенное как раз призвано сорвать с человеческих глаз пелену забвения, показать, что человек смертен, тленен. Если он начнет задумываться о том, как бесполезен этот бег за благами цивилизации, которые все равно не унесешь с собой, то он поймет, в чем состоят истинные ценности, и что на самом деле самое важное и главное в жизни. А самое главное и важное – это душа, которая бессмертна. И сегодня, в день отпевания, у каждого, кто был близок к усопшему, кто любил его и уважал, есть возможность проводить человека в мир небытия и не просто проводить, а помочь ему упокоиться в Небесном Царстве. Как помочь? Своими молитвами. Ведь путем совершаемого священником заупокойного богослужебного чина происходит молитвенное ходатайство о нем, прошение у Бога прощения грехов. Собравшиеся на отпевание люди должны понимать, для чего они здесь. Не для простой формальности и соблюдения принятых правил, вовсе нет. Усопшему это уже не поможет. Зато может помочь всеобщая соборная молитва, обращенная к Богу, ведь Сам Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Настоящей, искренней молитвы можно ожидать как раз от тех, кому покойный был по-настоящему дорог. Обычно это дети, родители, внуки, друзья. Совершая вместе с батюшкой последовательный ряд символических действий, читая молитвы, Евангелие, Апостол, они могут изменить посмертную участь усопшего, помочь его душе пройти страшные испытательные мытарства. Вот в чем состоит истинный смысл отпевания. Никакой гарантии попадания в райские обители оно не дает, ведь с отпеванием и погребением забота о душе человека не должна заканчиваться. Напротив, она только начинается, ведь человек жив, пока живет память о нем, и задача родных и близких эту память сохранить, поминая умершего в молитвах, подавая за него записки на богослужении, творя добрые дела, подавая милостыню и т. п. Нередко близкие уделяют больше внимания соблюдению деталей обряда. Они заботятся о наличии венчика на голове, белого савана, которым покрывают тело и др. Конечно, это важно, но не настолько важно, как забота о душе. Даже сделав все, как надо, мы тем самым не можем навязать Богу свои желания и представления. Наличие мешочка с землей в ногах не гарантирует пребывание души в Вечности. Бог принимает только искреннюю молитву, милостыню, милосердие и любовь, но при этом Он же вершит суд, а не мы. Хорошо, если при жизни усопший ходил в храм, каялся, исповедовался, причащался, старался жить по заповедям Божьим. Тогда отпевание освободит его от обременяющих грехов, в которых он каялся или которые не смог вспомнить на исповеди. После этого происходит примирение его души с Богом и ближними и уход в загробную жизнь. Считается, что мытарства проходит только та душа, которая при жизни жила с Богом и в Боге. Те же, кто в Бога не верили, а тем паче отвергали Его и гнали, сразу отправляются в ад. Что может изменить отпевание для такого человека? Ровным счетом ничего. Все тот же архимандрит Августин считает, что отпевать таких людей нельзя. Да, родственники из лучших побуждений и по ложному благочестию могут подумать, что заблуждавшегося при жизни покойного лучше отпеть. Что, как ни крути, а для души человека это вредным не будет, а даже полезным. Ведь если Бог, который Любовь, всех прощает, то простит и его. Однако, один из священнослужителей сказал, что в аду грешников будут мучить не демоны, поджаривая на сковородах. Они будут мучимы Божьей любовью, которую при жизни отвергали и не принимали.«Запечатать и забыть»
Развенчание иллюзии бессмертия
Суд Божий