16.10.2021

Оптина Пустынь. Вклад в судьбы России

Вы можете подать требы Оптинским старцам за себя и своих близких на литургию и молебен в день памяти 24 октября.

Духовное завещание Оптинских старцев

optina_pustyn_new


Оптина пустынь существовала уже в XV столетии, но расцвет святости в этой духоносной обители пришёлся на XVIII–XX века, когда здесь просияли подряд четырнадцать великих преподобных отцов, которых мы знаем под общим наименованием святых Оптинских старцев. В 1918 году большевики закрыли Оптину пустынь, иноки пытались жить в обители ещё несколько лет, но вскоре последним старцам Оптиной пришлось искать приюта на дому у благочестивых мирян.

Примерно в эти годы, когда Евангелия и молитвословы изымались и уничтожались, а издание новых духовных книг было под запретом, и родилась «молитва Оптинских старцев». Это была своего рода краткая версия неписаного духовного завещания преподобных отцов. В «молитве Оптинских старцев» содержались простые и вместе с тем продуманные прошения к Богу на каждый день нашей жизни, которые постепенно продвигают читающего её христианина по духовной лестнице в Небо.
 
Безымянные составители «молитвы» не имели перед собой церковной литературы, но имели в сердцах Духа Святого. Поэтому их лаконичные прошения и оказались духовно гениальными. «Руководи моею волею…». «Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой». На первый взгляд, кажется, что это правило только для монахов. Но на самом деле умение отсекать свою волю и с доверием предаваться на волю Господа – это всегда самый правильный путь в Царство Небесное.

А вот это прошение напоминает христианам, что любые духовные подвиги без любви не приносят никакой пользы. И что иногда мир в семье важнее, чем, к примеру, постное меню за обедом: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая». «Молитва Оптинских старцев» служит «духовным камертоном», благодаря которому каждый из нас может правильно настроить свой внутренний диалог с Господом.


Кто и какие наставления искал в Оптиной?

prepodobnie_otcy_optinskie

 
В Оптину пустынь попадали люди совершенно разного достатка, положения, рода занятий и жизненного опыта, а через опыт внимательного духовного делания становились представителями высшего сословия «граждан Неба». Старец Варсонофий до монашества делал блестящую военную карьеру. Преподобные Моисей и Антоний вышли из купеческого сословия. Святой Иосиф до пострига содержал трактир, а преподобный Иларион работал портным.

Будучи столь разными по образованию и жизненному опыту, духовники Оптиной умели подобрать «ключ» к любой христианской душе. Даже знаменитый писатель и философ Лев Толстой, впавший в гордыню учительства и в своё время отлучённый за некоторые свои высказывания от Церкви, на склоне лет пытался побывать у старца Варсонофия Оптинского. Но последователи Льва Николаевича вначале увезли больного писателя подальше от монастыря, а затем не пустили к нему преподобного Варсонофия, который пытался ответить на покаянный зов души умирающего.
 
Фёдор Михайлович Достоевский посетил монастырь в тяжёлое для себя время, после смерти младшего сына Алексея. В Оптиной он жил в скиту и много общался с преподобным Амвросием (Гренковым). Впоследствии в своём романе «Братья Карамазовы» он написал со святого чудотворца одного из героев – старца Зосиму. А другого, Алёшу Карамазова, создал по образу ещё одного посетителя Оптиной – философа Владимира Соловьёва.

Среди других знаменитостей, искавших в Оптиной пустыни душевного мира или старческого поучения, были поэты Василий Жуковский и Федор Тютчев, философы Константин Аксаков и Владимир Соловьёв, композитор Пётр Чайковский, писатель Николай Гоголь, а также маршал Георгий Жуков. Русский дипломат и философ Константин Леонтьев в ходе своего приезда в монастырь в 1891 году и сам принял здесь тайный постриг в монашество.


Монастырь, повлиявший на судьбы России

slavyanofily

 
Святые Оптиной старались каждому паломнику дать особый совет, полезный именно в его духовной жизни. Но, как это справедливо и в отношении Евангелия, многие их советы могут пригодиться каждому христианину во все времена. Мысли святых старцев опосредованно, через их учеников-мирян доходили до миллионов людей. Так, великолепная книга Гоголя «Размышления о Божественной литургии», как считается, появилась именно после посещения им Оптиной пустыни.

Другой известный посетитель Оптиной, писатель Иван Киреевский, помог обители наладить собственное книгопечатание, а сам, вместе с братьями Константином и Иваном Аксаковыми, Алексеем Хомяковым и Юрием Самариным встал у истоков славянофильства – известной философско-религиозной концепции, возвращавшей россиян к своим христианским корням, родному языку и славянской народной культуре.
 
Потрудились монахи из Оптиной и на миссионерском поприще. К примеру, немало Оптинских послушников работали в Посольском Преображенском Байкальском монастыре Забайкальской духовной миссии. Бывали они также в Иркутской, Калмыцкой и Алтайской миссиях. Известно, что обитель оказывала влияние также на инославных и иноверцев. Только в монастырских «Делах о переходе в Православие разных лиц» известно более 200 прошений о переходе в православие лютеран, римо-католиков и иудеев.

Оптинские старцы принимали в своём монастыре тысячи паломников. К каждому из них они подходили со вниманием и любовью, пробуждая в душах верующих покаяние и желание достигнуть христианского совершенства. Сегодня, четырнадцать старцев Оптинских почитаются в лике преподобных отцов. И Вы можете вместе с нами молитвенно обращаться к ним со своими нуждами. Как словами их молитвы, так и своими собственными!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram