Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
14.10.2020

Оптина пустынь. Пять удивительных историй об обители

А сегодня молитвенно обратиться за помощью к ним можем все мы! Закажите молебен в Оптиной пустыни, чтобы святые чудотворцы испросили для Вас помощь Божию!

moleben1


Основание и строительство обители

Существует сразу две интересных версии об основании Оптиной пустыни. Согласно первой, она была создана по благословению князя Владимира Андреевича Храброго – того самого сподвижника святого Дмитрия Донского, который командовал засадным полком в Куликовской битве. И получила своё наименование «Оптина» от слова «общая», то есть смешанная обитель. Монастырь, в котором одновременно подвизались и иноки и инокини.
 
Конечно же, иноки и инокини жили в разных корпусах, а вместе сходились для богослужений и наставлений монастырского духовника. Вторая версия не только интересная, но и поучительная. Она гласит, что известный разбойник по имени Опта (Оптия) однажды раскаялся в своих грехах и настолько обратился к Богу, что принял монашество с именем Макарий. Позже в обители, названной именем Опты, подвизался другой Макарий, ныне прославленный в лике преподобных отцов.

Крепкое здание хозяйства Оптиной заложил её очередной настоятель – схиархимандрит Моисей. Он построил несколько храмов и братские корпуса, монастырскую стену, гостиницу и другие хозяйственные постройки. При этом праведник отличался великой надеждой на Бога. Даже если у него было лишь 15 рублей, он начинал очередное строительство. А инокам говаривал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть». И благотворители неизменно находились.

Удивительные судьбы старцев

В монастырь попадают люди совершенно разного достатка, положения, рода занятий и жизненного опыта. И это не мешает им встретить Бога и достигнуть святости. Так было и с преподобными отцами Оптиной. Старец Варсонофий делал блестящую военную карьеру и принял постриг в чине полковника. Преподобные Моисей и Антоний вышли из купеческого сословия. Схиигумен Антоний до иночества успел побывать в плену у французов в 1812 году.
 
Святые Лев, Анатолий и Нектарий Оптинские начинали трудовую деятельность приказчиками у купцов. Будущий старец Лев однажды в дороге подвергся нападению волка и, получив кусаную рану, задушил зверя голыми руками. В иночестве же этот богатырь всех и каждого принимал с особой любовью и лаской и был столь смирен, что из многих страждущих изгнал бесов. Святой Иосиф до пострига содержал трактир, а преподобный Иларион работал портным.

Преподобный Макарий происходил из дворян и служил аудитором счетной палаты Курска. Преподобный Амвросий Оптинский закончил семинарию и до монашества был домашним учителем. К Богу его обратила болезнь, он и до конца жизни страдал от многих недугов. При этом сам преподобный совершал обильные исцеления болящих. Похожая судьба и у преподобного Антония (Зерцалова). Сын священника и чиновник, он также обратился к Богу после тяжкой болезни.

Чудеса и исцеления

Бог обильно наделил своих служителей из числа оптинских святых дарами чудотворений. Так, преподобный Нектарий Оптинский однажды исцелил ребёнка простым кипятком. Родителям тяжко болевшего мальчика он благословил по дороге из обители дать ребёнку кипячёной воды. После исполнения наказа родители обнаружили ребёнка исцелённым. Конечно же, в этом чуде основную роль сыграла молитва старца перед Богом, но была весьма важна и твёрдая вера родителей мальчика.
 
В другой раз этот же старец выдал матери больной девочки семь пряников и сказал, что если она хочет для дочери здравия, малышку нужно причащать семь дней подряд и каждый день ещё давать ей по одному из пряников. Через семь дней девочка стала полностью здорова. Преподобный Амвросий Оптинский и другие старцы обители также исцеляли больных и имели другие духовные дары. Например, известны случаи когда, не распечатывая письма, они знали о его содержании.

Церковь называет это даром прозорливости. Преподобный Амвросий Оптинский проявил его следующим известным случаем. Однажды к нему приехал за советом священник, не сообщавший о намерении совершить визит. Святой встретил его на пороге кельи и сразу ответил на ещё не заданный им вопрос. При этом сами старцы свои дарования чудом не считали. Главным чудом в их понимании было покаяние человека, изменение им своей жизни и примирение с Небесным Отцом.

Старцы и знаменитости

Оптину пустынь неизменно посещали не только жители окрестных земель, но и паломники издалека. Всякого чина и звания. И среди них были такие знаменитости, как поэты Жуковский и Тютчев, маршал Жуков, философы Аксаков и Соловьёв, композитор Чайковский, писатели Гоголь, Толстой, Достоевский. И все получали здесь духовную помощь. А русский дипломат и философ Константин Леонтьев в 1891 году вообще принял в Оптиной тайный постриг в монашество.
 
Фёдор Михайлович Достоевский посетил монастырь в тяжёлое время, после смерти младшего сына Алексея. В Оптиной он жил в скиту и много общался с преподобным Амвросием (Гренковым). Впоследствии в своём романе «Братья Карамазовы» он написал с Оптинского чудотворца одного из героев – старца Зосиму. А другого, Алёшу Карамазова, создал по образу ещё одного посетителя Оптиной – философа Владимира Соловьёва.

Даже основатель собственной религиозной секты граф Лев Толстой посещал обитель целых шесть раз. Под влиянием старца Варсонофия Оптинского, перед смертью писатель пытался раскаяться в своём лжеучении и примириться с Церковью. Старец выехал к нему для исповеди и причащения, но истовые адепты толстовства не пустили его к своему кумиру. Так граф и писатель пал жертвой собственной гордыни.

Заветы преподобных отцов

Святые Оптиной старались каждому паломнику дать особый совет, полезный именно в его духовной жизни. Но многие их советы могут пригодиться и каждому из нас. Так, преподобный Макарий напоминал, что путь покаяния тяжек только для гордого: «Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления Оной приписывая, то и они бывают удобоносимы».
 
Преподобный Амвросий Оптинский писал своим духовным чадам, что спасение человека – плод его свободной воли и помощи Божией и нужно всем своим существом желать его: «…дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварить первое». Также старец напоминал, что стоит быть снисходительным к ближним ради Божией милости: «Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним…».

Старцы принимали в Оптиной пустыни тысячи паломников. И к каждому страждущему они подходили со вниманием и любовью, пробуждая в душе покаяние и желание достигнуть христианского совершенства! Сегодня, четырнадцать старцев Свято-Введенской Оптиной пустыни почитаются в лике святых. {{Name}}, Вы можете молитвенно обратиться к ним с молитвой о себе и своих близких! Святые старцы обязательно помогут!

moleben1

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.