Обязанность жены – рабское повиновение мужу, так как в Библии написано «да убоится жена мужа своего» (Еф. 533).
Эта цитата из послания апостола Павла к Ефесянам хорошо знакома даже далеким от православного вероучения людям. Собственно, именно они вложили в нее свой смысл, который заключается в том, что жена должна бояться своего мужа, как раба боится своего хозяина. А как дело обстоит на самом деле? Прежде чем начать разбирать отношения между мужем и женой, необходим небольшой экскурс в историю православного учения, которое стало настоящим прорывом в плане отношения к женщине вообще. Не секрет, что ее жизнь в ветхозаветные времена была незавидной. Женщины не имели права голоса, не могли работать, а значит не могли жить самостоятельно, чтобы прокормить себя и своих детей в случае расставания с мужем. Напротив, они боялись остаться одни, боялись, что муж за какую-то провинность выгонит их на улицу, по сути, умирать от голода. Они были на правах прислужницы в доме хозяина. Косвенно этот факт подтверждает история, когда Иисус Христос накормил пятью хлебами и 2 рыбами пять тысяч человек. Эти пять тысяч человек были «не считая женщин и детей», как сказано в Библии, то есть женщин даже за людей не считали. За грех прелюбодеяния их могли до смерти забить камнями, а вот на измену мужа смотрели сквозь пальцы несмотря на всеобщую набожность. Но вот пришел Иисус Христос и навсегда изменил статус женщины в ветхозаветном мире. Он снова поднял ее на пьедестал, поднял с позиции «сосуда греха», коим считали Еву, которая первой соблазнилась сатаной, до позиции Богоматери, через которую в мир пришел Спаситель. Он разговаривал с женщинами, как с равными себе, а одна история из Евангелия гласит, что он разговаривал с женщиной падшей, греховной, с которой не общался никто из соплеменников. А вспомним прелюбодейку, которую собирались побить камнями, и побили бы, если бы не Иисус Христос, сказавший: «Кто без греха, первым брось в нее камень». Спаситель не просто изменил статус женщины в обществе. Он изменил его в глазах мужчины. Он уравнял оба пола и сказал, что для Бога все равны, все одинаково могут пользоваться его дарами и благами: «… нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.» (Гал. 3:28). Таким образом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что именно Церковь Христова впервые за множество тысячелетий во всей полноте раскрыла все достоинство и призвание женщин. Да, их не рукополагают в священники и епископы, но несравненно выше всех епископов, митрополитов и патриарха Православная Церковь чтит «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Почитание Царицы Небесной – Матери Иисуса Христа дало религиозное обоснование самому возвышенному отношению к женщине. В ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала. Если зайти сегодня в воскресный день в храм, то платочков в нем будет гораздо больше, чем непокрытых голов. Как тогда, так и сегодня женщины активно участвуют в создании церковной общины, в богослужениях, проповедуя, воспитывая, занимаясь благотворительностью. Вспомним, на ком держались наши приходы во времена гонений? Все на них же – наших женщинах и бабушках, которые отдавали последнюю копеечку на поддержание работы храма. Поэтому сказать, что сегодня женщины находятся на позиции рабынь, язык не повернется. Они принимают такое же деятельное участие в жизни Церкви, как и мужчины, на равных отстаивая вековые нравственные ценности, которыми живет народ. Апостола Павла часто клеймят как женоненавистника. Он никогда не был женат и именно ему принадлежит фраза «да убоится жена мужа своего», но при этом он же в своем послании галатам говорил, что «нет ни мужского пола, ни женского». Именно он выступал за равноправие полов, варваров и эллинов, рабов и свободных, потому что все мы равны перед Христом. Но если жена должна повиноваться мужу, как следует из слов апостола, то как же должен относиться к жене муж? Апостол Петр говорил: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1Пет. 3, 7). Как с немощнейшим сосудом! Да, Иисус Христос пришел в мир с проповедью о равенстве полов, но при этом его наказ не отменял самой природы пола. Мужчина никогда не сможет стать женщиной, и наоборот. Да, феминистки могут бороться за свои права, но, как сказал покойный Михаил Задорнов, они никогда не будут бороться за то, чтобы в общественных туалетах им ставили писсуары вместо унитазов. Тяжелая мужская работа по-прежнему недоступна для слабого пола, ведь изменить свою психосоматическую и физическую индивидуальность мы не в состоянии. Конечно, мы не говорим сейчас о популярном на Западе гендерном равенстве и жесткой пропаганде смене пола. Все это, как говорится, от лукавого. В своем первозданном естестве, том облике, в котором нас создал Господь Бог, мы остаемся такими, какими мы есть. Да, женщины сегодня активно строят карьеру, занимают видные места в политике, но при этом они создают семьи, рожают детей, ведь главное предназначение женщины именно в этом – продолжении рода. Женщина – это «слабый пол», вот почему апостол призывал обращаться с ней как немощнейшим сосудом, оберегая, охраняя, заботясь. Апостол призывал оказывать честь женскому полу и любить как свое тело, как самого себя и как Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за нее. Разве можем мы причинить вред своему телу? Нет, мы холим его, лелеем, поддерживаем свое здоровье, красоту. Вот именно так Апостол призывал мужей относиться к своим женам. Вот как толкует этот призыв апостола блаженный Феофилакт Болгарский: «Не как на более важный и необходимейший пример указывает теперь на то (ибо ясно, что отношение Христа к Церкви гораздо важнее этого примера), но как на более близкий и подручный. Именно дабы кто-нибудь не сказал, что Тот был Бог и предал Себя, — он иным способом указывает нам эту необходимость. Должны, говорит, любить, то есть не милость — это дело, но долг и необходимость, потому что жена есть твое тело. Итак, пример Христа он привел не к тому только, что должно любить, но и к тому, чтобы и благоустроять. Чтобы она была, говорит, свята и непорочна. Пример же тела выставил по отношению только к любви.» Много ли сегодня мужей, которые любят своих жен, как самих себя? Но если такого отношения ко второй половинке нет, то и на ответную реакцию не стоит рассчитывать. По мнению митрополита Лимасольского Афанасия, когда жена дает мужу то, в чем он нуждается, а муж дает жене то, в чем нуждается она, то тогда они взаимно приобретают друг друга, не властвуя на своей половинкой. Женщина и мужчина думают и мыслят по-разному. Женщины живут эмоциями, а мужчины – умом. Зачастую проблемы в браке начинаются из-за того, что мужчина никак не может понять женщину. Не потому, что не хочет, а потому что он более примитивен и груб. А женщине нужны эмоции, ей нужны комплименты, похвала, ей нужно видеть и слышать, что она дорога, любима, желанна для своего супруга. Когда мужчина через 20, 30 лет брака обращается к ней ласково, хвалит, хвастается ею перед друзьями, то жена рядом с таким мужем, что называется, «цветет и пахнет». В такой семье всегда будет лад, да покой. Становится понятным, что при такой любви со стороны мужа под боязнью нужно понимать опасение чем-то омрачить, обидеть вторую половинку. Это вовсе не страх, который испытывает рабыня перед своим хозяином. Это скорее уважение, но уважение невозможно, если муж не пользуется авторитетом у жены. А авторитет он заслуживает, когда берет на себя ответственность за свою семью и, как некий локомотив, тянет за собой баржу семейной жизни. Когда дело обстоит именно так, то муж вызывает у своей жены уважение, которое он закономерно заслуживает. Если же он ничего не делает, чтобы соответствовать званию главы семьи, то и требовать от жены какого-то подобострастия не может. В Писании сказано, что жены должны повиноваться своим мужьям. При сотворении мира и человека Бог создал женщину как помощницу Адаму, а потом, после падения, Ева стала покоряться мужу, потому что первой нарушила заповедь Божию и поддалась искушению от сатаны. Бог подчиняет жену мужу, но из Ветхого Заветы мы переходим в период Нового Завета, где сказано: ««…жена да боится своего мужа» и: «…каждый из вас да любит свою жену…» (Еф.5:33). Освящая брак в Таинстве Венчания, священник освящает союз между мужчиной и женщиной как образ того союза, который есть между Христом и основанной Им Церковью. И в том смысле, в котором мы взираем на Христа как главу Церкви, жена должна взирать на своего мужа как на главу семьи. Но и муж должен оставаться этой главой по отношению к ней, какой является Христос по отношению к Церкви. Эта иерархия установлена апостолом на века. Именно поэтому в христианской семье значительно больше обязанностей возлагается на мужа. А ведь если он их не выполняет, то складывается обратная ситуация, когда уже муж боится свою жену, причем в прямом смысле этого слова, достаточно вспомнить анекдотическую ситуацию со скалкой и поздно возвращающимся домой благоверным. Обязанность обоих супругов – хранить и беречь семейные отношения. Здесь у каждого своя роль, своя задача, но оба работают на один результат. Ведь когда мы говорим о страхе применительно к отношениям человека и Творца, то тоже не имеем в виду панический или рабский страх. Да, в ветхозаветные времена люди во многом относились к Богу именно так, воспринимая его как сурового карателя за грехи, но с приходом на землю Сына Божьего все изменилось. Он пострадал за нас по любви ко всему роду человеческому, и мы просто не можем не отплатить той же монетой. Мы с благоговением, уважение и почитанием относимся к Богу, но в первую очередь мы воспринимаем его как отца – любящего и прощающего нас. Брак тоже невозможен без любви и прощения. Муж – это не тот, кто с нагайкой воспитывает свою жену и детей, а те беспрекословно ему подчиняются. Если его главный и последний аргумент – это сила, то нагайка скорее нужна ему самому. Любовь предполагает уважение друг к другу, к каким-то качествам друг друга, а еще брак – это способность людей смиряться друг перед другом. В православии считается, что супруги даны друг другу для исправления, вот почему Церковь не приветствует развод. Ведь с новым партнером все останется по-старому. Ничего не изменится, ведь невозможно построить семейную лодку без любви, уважения, желания где-то уступить, где-то договориться, а где-то – смириться. Мужу естественно руководить, жене – помогать и поддерживать. Кто-то скажет, что вот опять женщин задвинули на второй план, но почему-то когда они выдвигаются на первый план и занимают не предназначенное для них место главы семьи, то сразу сетуют, что вот же, настоящие мужики перевелись. Они перевелись, потому что женщины забрали у них положенное им по праву место. Если в мужчине не нуждаются, то он уходит. Ведь повиновение – это вовсе не унижение человеческого достоинства. Когда женщина понимает, что может быть уверена в мужчине, может на него положиться, то и желание руководить и «тянуть лямку» пропадает. Она может спокойно заняться своими женскими делами – бытом, детьми, собой. Борьба женщины за власть – это во многом последствия совершенно изломанной и извращенной жизни семьи, излишки того, что слишком много женщин, выпячивающих себя вперед, и слишком мало мужчин, готовых брать на себя ответственность. Греть и питать, как говорит Евангелие, – это тоже некий долг, который основывается на том, что твоя вторая половинка в этом нуждается, а посему ты смиряешься с возникшей необходимостью. Это своего рода послушание, которое несет человек в браке. Женщина – лучший друг человека?
Права женщин в Церкви
Апостол Павел об отношении к жене
Об отношении жены к мужу