17.12.2022

Общение имущества в христианстве и в коммунизме

Не секрет, что коммунизм проповедовал «уравниловку», забирая под лозунгами справедливости и равенства имущество у более состоятельных граждан в пользу бедных. Некоторые думают, что на тех же принципах существовала и древняя христианская Церковь. А как все обстояло на самом деле, и можно ли сравнивать иерусалимское общение имуществ и коммунизм?

Имущественное общение в первохристианском Иерусалимском обществе

В книге Деяний Апостолов можно встретить немало мест, указывающих на существование двух основных форм общения имуществ. Первая форма подразумевала, что вновь вступающий в Церковь член жертвовал в ее пользу всем своим имуществом. Вторая форма имущественного общения состояла в том, что каждый новый член отдавал лишь имеющийся у него излишек. При этом люди действовали не по какой-то обязанности или принуждению, а по собственному произволению, благожелательности и милости. 

В дальнейшем апостолы разделяли это имущество между другими членами общины, учитывая степень нужды каждого. В связи с чем встает вопрос: так существовал ли в Иерусалимской Церкви строгий и безусловный коммунизм, или это мнение лишь отдельных людей? 

Бесконечная и неблагодарная работа

Одно из главных и убедительных доказательств отсутствия в древней Церкви коммунизма – это бесконечная и неблагодарная работа, которая при таких условиях ложилась бы на плечи апостолов. Действительно, при условии постоянного притока в общину новых членов апостолы были бы заняты лишь непрерывным приемом имуществ и денежных сумм с последующей их разделкой между всеми членами Церкви. Каждому вновь вступившему в общину бедняку пришлось бы что-то выделять, а если другие члены успели уже что-то приумножить, а другие потерять? Что, вновь осуществлять раздел имущества?

На самом деле в древней Иерусалимской Церкви не существовало ничего похожего на коммунизм, и тому есть немало подтверждений:

  1. «Не было между ними никого нуждающегося». Эти слова из книги Деяний были бы неуместными при равных имущественных владениях.

  2. «Ибо все, которые владели землями, или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду». Еще одна фраза, подтверждающая, что между членами общины не было равенства. Если бы они были равны, то не было бы нуждающихся.

  3. «Вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей». Ежедневная помощь нуждающимся могла существовать лишь в общине, члены которой не имели равные доли имущества.

  4. «Мария, мать Иоанна, имела дом, в котором многие собирались и молились». Это явно указывает на то, что некоторые члены общины владели частной собственностью.

«Коммунистические» начала древней Церкви

В книге Деяний Апостолов есть немало мест, подтверждающих отсутствие коммунизма в древней Церкви, а как же быть с местами, которые прямо указывают на коммунистические начала первохристианского общества? К примеру, фраза о том, что «все верующие были вместе и имели (ειχον) все общее». На самом деле борцам за коммунизм не понять, что здесь в первую очередь говорится о любви, которая объединяла всех членов общины, а что касается имущества, то никто из них не считал его исключительно своей собственностью, а лишь даром, данным от Бога, чтобы помогать ближним.

Братская любовь христиан в Иерусалимском обществе была так сильна и возвышенна, что, глядя на нуждающихся неимущих братьев, они продавали свои имения и вырученные деньги несли апостолам, чтобы те раздали их нуждающимся. 

Недостижимый идеал

Для современных христиан камнем преткновения нередко становится притча о богатом юноше как недостижимый идеал нравственного учения Христа. Сын Божий рекомендовал ему продать свое имение, раздать его нищим и следовать за Ним. Стоит ли воспринимать слова Иисуса буквально? Обычно богословы толкуют его в смысле так называемых евангельских советов или предписаний для отдельных лиц, которые способны к высшим подвигам самоотвержения и милосердия. 

Но есть у этой притчи и другой подтекст. Вспомним, что юноша подступил к Христу со словами, что он исполнил все заповеди. Но каждый их воцерковленных христиан знает, что чем больше пытаешься исполнить заповеди Христа, тем больше понимаешь, что это невозможно. Своим ответом юноше Христос выразил мудрую педагогическую цель, стремясь довести самонадеянного молодого человека до внутреннего понимания заповедей и истинного самопознания. Вспомним, что Иисус Христос не раз обличал фарисеев и книжников за исполнение буквы Закона и непонимание его истинного смысла.

Господь указывает на исполнение наивысшей внешней заповеди и тем открывает перед совестью юноши и всех присутствующих главнейший недуг сердца – корыстолюбие и самолюбие. Господь призывал прежде всего искать Царствия Божьего, «не собирая себе сокровищ на земле». При этом Он никогда не говорил, что это плохо – иметь свой дом, какое-то имущество, хозяйство. Он понимал, что земной человек не может существовать без земных благ, но лишь призывал не возводить их на пьедестал, а помнить, в чем заключается высшее нравственное совершенство. 

Коммунизм и христианство: можно ли ставить знак равенства?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нельзя сравнивать общение имущества в христианстве и коммунизме. Что общего может быть у света с тьмою? Там, где царила зависть и ненависть к благосостоянию ближнего, где под лозунгами справедливости и равенства людей обрекали на голодную смерть, выгоняя из своих домов, забирая скот и отправляя с маленькими детьми на север, не могла существовать братская любовь, про которую сказано: «Ныне вам избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2Кор. 8, 14).

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.